Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:23, курсовая работа
Очевидно, что вопросы возникновения государства ещё на протяжении длительного периода времени будут оставаться в науке одними из самых дискуссионных. На это есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что в основе данных проблем лежит множество различных философских воззрений, гипотез, идей. (Например, существует мнение, согласно которому государство существовало вечно и для сторонников этих убеждений проблем возникновения государства нет вообще.) Во-вторых, в связи с постоянным развитием науки, приобретаются всё большие знания о причинах происхождения государства.
Введение……………………………………………………........ с. 3-5
Глава1. Основные теории происхождения государства........... с. 6-27
1.1..Многочисленность теорий происхождения
государства ...................................................................с..6-11
1.2 Теологическая теория...................................................с..11-12
1.3. Органическая теория....................................................с..12-14
1.4. Теория насилия..............................................................с. 14-17
1.5.Теория общественного договора..................................с.17-26
1.6. Материалистическая теория ........................................с.26-28
Глава 2. Особенности основных теорий возникновения
Государства и права........................................................с.29-33
2.1 Общие и отличительные черты в теориях
происхождения государства.............................................с.29-30
2.2. Анализ научной обоснованности и состоятельности существующих теорий...................................................с.30-33
Заключение………………………………… .................................с.34
Библиографический список ………
1.3. Органическая теория.
Идеи сопоставления
Согласно органической теории, человечество возникло как результат эволюции животного мира от низшего, к высшему. Следующей ступенью в развитии – является объединение людей в единый организм (государство) в процессе естественного отбора ( например, борьба с соседями), поэтому государство рассматривается в сравнении с живым организмом, т.е. как общественный организм, состоит из отдельных людей (частей). Спенсер считал, что образование самого государство происходит одновременно с образованием его составных частей (людей), поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобы не допустить исчезновение человека как биологического вида, что означало бы одновременно гибель государства и общества - он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия. Под государственной властью он понимал господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют нормально, но в случае болезни организма- составляющие его клетки подвергаются опасности, и наоборот- болезнь клеток снижает эффективность функционирования всего организма. В этой посылке просматривается системный и взаимозависимый подход к содержательной характеристике государства и общества. Наиболее полное научное объяснение этому процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший этот процесс как эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет. Он считал, что человек произошел от обезьяны и уже дальнейшее его развитие приводит к последующему объединению людей в государство, которое представляет собой единый организм, где функции мозга выполняет правительство .
Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность. До недавнего времени в СССР и других социалистических государствах это учение, объясняющее происхождение мира, считалось официальным и единственно верным. Сейчас оно постепенно утрачивает свое влияние и рассматривается как одна из многих теорий. Например, в сентябре 2004 г. министерством образования Сербии было дано распоряжение изучать теорию эволюции Чарльза Дарвина только параллельно с креационизмом - учением о божественном сотворении мира. Такой же подход наблюдается и в ряде развитых государств (Испания, Италия). В США каждая третья школа не считает необходимым знакомить детей с теорией эволюции, считая ее "инструментом развращения невинных душ". В других школах США дарвинизм преподается лишь как гипотеза, а не как научно доказанный факт.
Данной
теорией государство
1.4.Теория насилия
Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Согласно данной теории, государство - это результат завоевания.
Теория насилия состоит из двух теорий:
а) Теория внешнего насилия
Авторы - К. Каутский, Л. Гумплович. Эта
теория предполагает, Что предпосылками
возникновения государства послужили
завоевания сильными племенами более
слабых и беззащитных. По мнению авторов,
именно племена впоследствии превратились
в классы и сословия. Л. Гумплович
считал, что государство возникает в результате
завоевания одного племени другим. Победившее
племя становится господствующим. Проигравшие
теряют свободу и становятся эксплуатируемыми
(чаще всего рабами).
Рабство ведет к появлению
частной собственности и
б) Теория внутреннего насилия- Ее автор - Е. Дюринг. По его мнению, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Экономические отношения Дюринг считал производными от политических. Поэтому политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. Оставшиеся в меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Возникновение права собственности, классов и самого государства он рассматривал как результат насилия одной части общества над другой.
В целом теория насилия пропагандирует культ эксплуатации, насилия, проповедует порабощение одних народов другими. Её авторы пытаются доказать, что всё государство, в ходе дальнейшего развития общества, превращается в орган защиты как слабых, так и сильных, в институт всеобщей гармонии. Если проанализировать теорию насилия, то можно понять, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Например, эта теория была воспринята нацистской Германией как официальная идеология, также она имела место при возникновении венгерского государства.
1.5.Теория общественного договора
Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека. Сторонники теории естественного права считают возникновение государства как результат принятия юридического акта - общественного договора. Они различают два вида права: естественное - предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное - возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях. Содержание понятия естественного права включает в себя представления о правах принадлежащих человеку и гражданину от рождения.
Несмотря на
противоречивый характер
Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева, Б. Спинозы, Гроция, Д. Локка, и других.
Они сходились во мнении о том, что правовое государство может возникнуть только посредством заключения общественного договора. Рассмотрим узловые моменты некоторых ученых, являющихся сторонниками и разработчиками положений этого учения. Основные положения учения Д. Локка. В догосударственном обществе люди могли быть свободны в определении характера своих действий. Природное равенство он рассматривает не как возможность вседозволенности, а как основание и возможность для мирного существования между собой. Возникающие между ними взаимные права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия. Базовыми естественными правами человека он считал право на жизнь, свободу и собственность. Эти положения он сформулировал следующим образом. Все люди равны и независимы, ни один из них не должен наносить ущерб жизни и здоровью другого, его свободе и собственности. Право на жизнь он считал естественным правом. Человек не может передать другому то, чем он сам не владеет - власть над своей собственной жизнью. Он считал, что источником возникновения права собственности является труд человека. Естественное состояние человека содержит не только положительные, но и отрицательные черты, к которым он относил отсутствие единого закона, регулирующего отношения между людьми; отсутствие специальных людей (судей), основным предназначением деятельности которых было бы справедливое разрешение возникающих споров; ограниченность возможностей отдельных людей, пытающихся в одиночку решать задачи общества. Для лучшей возможности защиты своей собственности (жизнь, свобода, имущество) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий. Д. Локк характеризует два способа формирования общества - формируемые на мирной и добровольной основе и возникающие в результате силовых действий (захват власти другим политическим обществом в результате военных действий или узурпация власти и установление тирании). При мирном развитии событий государство получает право и власть на действия от имени и в интересах общества, включая при необходимости возможность применения к отдельным членам общества мер принуждения. Д. Локк считал передачу власти первоначальным правом и источником законодательной и исполнительной властей, а также правом самих правительств. Власть созданного политического органа не должна выходить за рамки требований справедливости и общего блага. В интересах общественного согласия при разнообразии мнений и существующих противоречий каждый член общества обязательно должен подчиняться решению (требованию) большинства. В противном случае идеи общественного договора не будут иметь смысла. Вступая в создаваемое ими политическое общество, люди могут договориться о любой форме правления. Изначально власть принадлежала только одному "авторитетному" человеку. Это делалось на основе общего согласия для возможности защиты от угроз, исходящих извне государства. Абсолютную монархию он считал несовместимой с гражданским обществом. Государь, обладая всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной), мог в своих действиях бесконтрольно выходить за рамки общей пользы. Власть в государстве должна разделяться на: законодательную - она должна быть "верховной" по отношению к другим, но не обязательно должна действовать на постоянной основе; исполнительную - носит постоянный характер с целью обеспечения непрерывного исполнения законов и наблюдения за характером их исполнения, а также обеспечения вопросов безопасности внутри государства; федеративную - определяет характер внешних сношений от имени государства с учетом внешнеполитических интересов общества. Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество. В то же время, если власть передается конкретному человеку или группе лиц на временной основе, то такая власть может вернуться к народу по окончании срока полномочий или до его истечения (в результате злоупотребления ими). Основные положения учения Ж.-Ж. Руссо. Они были изложены в его работах "Об общественном договоре, или начала политического права" и "О причинах неравенства". Присущие людям изначально такие качества, как свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Она повлекла за собой возникновение социального неравенства и борьбу между богатыми и бедными. Выход из создавшегося положения должен быть найден с помощью соглашения о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все без исключения. Однако то, каким способом было это сделано, только усугубило неравенство в обществе. С утратой естественной свободы бедные слои населения не приобрели политического равенства и экономической независимости. Подвергая критике такое направление развития общественных отношений, Руссо предлагает свой проект "исправления" исторической несправедливости в виде заключения справедливого соглашения (договора) между народом и правителями. Общественное соглашение, по его мнению, должно состоять из двух частей. В первой части им перечислены условия объединения людей в один единый народ (суверен). Вторая часть определяет конкретную форму государственного правления. Люди должны создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации. Человек теряет естественную свободу, но при этом приобретает право собственности и гражданскую свободу, ограничиваемую общей волей граждан. Такое объединение Руссо называет Республикой (это любое государство, управляемое посредством законов), или Политическим организмом. В зависимости от степени проявляемой активности этот организм может быть либо государством- в случае пассивности, либо сувереном- в случае активности. Государство им рассматривается как "условная личность", содержание ее жизни заключается в союзе ее членов. Выдвигая и развивая идею прямого народного правления, Руссо считает, что управлять силами государства в состоянии только общая воля, в соответствии с поставленной целью, которой является всеобщее благо.
Интересы суверена не должны входить в противоречие с интересами индивидуумов. Деятельность суверена основывается на делегированной ему от народа власти. Обязательства члена суверена Руссо разделяет на обязательства члена суверена в отношении частных лиц и долг члена государства по отношению к суверену. Общественное соглашение должно устанавливать между гражданами такое равенство, когда все они принимают на себя обязательства на одинаковых условиях. Одним из обязательных условий существования политического общества является наличие системы законодательства. Все законы Руссо делил на политические (основные) - регулируют отношения суверена к государству; гражданские - регулируют отношения граждан между собой и с государством; уголовные законы - регулируют отношения между человеком и законом; законы, существующие в природе - нравы, обычаи, общественное мнение. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной, иметь перед ней преимущество, выражающееся в характере имеющихся у них властных полномочий. Юрисдикция правительства должна носить подзаконный характер. Ее наличие в государстве определяется необходимостью проведения в жизнь решений, принимаемых сувереном. В государстве должен быть постоянно действующий законодательный орган. Исполнительная власть обязана регулярно созывать его для выработки общих решений в установленные сроки. Она должна выполнять роль посредника между сувереном и отдельными его членами, обеспечивая членам ассоциации гражданскую и политическую свободу. Деятельность правительства должна осуществляться в строгом соответствии с облеченной в закон волей суверена. Ж.-Ж. Руссо предупреждал об опасности влияния "частных интересов на общественные дела" и злоупотреблений, допускаемых "правительством при применении законов". Он считал, что любое правительство в той или иной степени подвержено искусу направления своих усилий против населения (суверена). Чем больше такое давление, "тем больше портится государственное устройство". В силу различных факторов негативного характера на смену демократии может прийти аристократия, а ее может заменить монархия. Развитие общественных отношений в обратном направлении Ж.-Ж. Руссо считал невозможным. Основные положения учения Томаса Гоббса. Естественное состояние человека вне государства он рассматривал как "состояние войны всех против всех". Свою позицию он мотивировал тем, что в догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все. Однако в силу своего разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих. Это позволило Т. Гоббсу сформулировать несколько естественных законов, которые неизменны и вечны: надо искать мира и следовать ему; не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Наличие одних естественных законов он рассматривал только как необходимое условие соблюдения мира и безопасности между людьми. Гарантом соблюдения этих и других законов может быть лишь общая власть (государство). Она должна формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага. Такая власть должна концентрироваться в руках одного человека или собрания людей, обладающих правом принятия коллективного решения большинством голосов "свести все воли граждан в единую волю". Если люди будут по отдельности выражать свою волю, то это будет только мешать общему благу и "сводить силы к нулю перед врагом". Еще одной причиной создания государства является необходимость обеспечения безопасности населения (подданных) и создание условий их более "благоприятного существования". Иные виды образований - соединение семей, простое множество людей - не в состоянии обеспечить людям перечисленные условия. Индивидуум передает право управлять собой с условием того, что все остальные люди передадут принадлежащее им это же право в равной степени. Такое условие является необходимым для соблюдения принципа равной ответственности и обязанности индивида подчинять свою волю решению большинства, а также воли и суждению "носителя общего лица". Сущность политического образования Т. Гоббс видел в его представительстве воли народа. "Носитель лица народа" (суверен) наделяется абсолютной и безграничной верховной властью, которая является неделимой и непередаваемой никому. Упразднение существенных прав может повлечь за собой распад государства. Т. Гоббс не был сторонником разделения власти на несколько ветвей при любой форме государства. Он считал, что разделить власть, это значит уничтожить ее .
Информация о работе Характеристика основных теорий происхождения государства