Идеальное государство Платона, Цицерона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 01:16, реферат

Описание работы

Проблемой государственного устройства занимались многие философы, на протяжении огромного количества времени. Это одна из самых сложных и противоречивых проблем, которая стояла перед человечеством. Философы уже сотни лет пытались выяснить, каким государство должно быть «в идеале». Многие считают, что самым лучшим будет государство с развитой экономикой. Иные, строй, - при котором человек (гражданин) будет чувствовать себя свободным и счастливым. Так это проблема постепенно переросла в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Именно поэтому, мне бы хотелось попытаться разобраться в трудах Платона, Цицерона и Аристотеля, что бы разобраться, а что же такое « Идеальное государство».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. О Платоне……………………………………………………………... 4
Глава 1.1Принципы построения «Идеального государства» ……………..5
Глава 1.2«Идеальное государство» Платона, как утопия……………….....6
Глава 2 Об Аристотеле …………………………………………………………8
Глава 2.1. Идеальное государство Аристотеля………………………………9
Глава 3. О Цицероне…………………………………………………………...12
Глава 3.1. «Идеальное государство» Цицерона…………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Реферат по Истории( Введение) 1.docx

— 42.27 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Вологодского государственного педагогического университета

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История (введение)»

на тему: «Идеальное государство  Платона, Цицерона и Аристотеля»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса, гр. А

Снежко Валерий

Проверил:

__________________________

 

Вологда 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………........  3

Глава 1. О Платоне……………………………………………………………... 4

Глава 1.1Принципы построения «Идеального государства» ……………..5

Глава 1.2«Идеальное государство» Платона, как утопия……………….....6

Глава 2 Об Аристотеле …………………………………………………………8

Глава 2.1. Идеальное государство Аристотеля………………………………9

Глава 3. О Цицероне…………………………………………………………...12

Глава 3.1. «Идеальное государство» Цицерона…………………………….13

Заключение……………………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемой государственного устройства занимались многие философы, на протяжении огромного количества времени. Это одна из самых сложных  и противоречивых проблем, которая  стояла перед человечеством. Философы уже сотни лет пытались выяснить, каким государство должно быть «в идеале». Многие считают, что самым  лучшим будет государство с развитой экономикой. Иные, строй, - при котором человек (гражданин) будет чувствовать себя свободным и счастливым.  Так это проблема постепенно переросла в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Именно поэтому, мне бы хотелось попытаться разобраться в трудах Платона, Цицерона и Аристотеля, что бы разобраться, а что же такое « Идеальное государство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. О Платоне

Платон (427-347 до н.э.) - сын  афинского гражданина. По своему социальному  положению происходил из афинской рабовладельческой  аристократии. В молодости он был слушателем кружка сторонников учения Гераклита-Кратила, где он и познакомился с принципами объективной диалектики. Позже, он в 21 стал учеником Сократа, который и оказал на него огромное влияние. После его смерти в 399г. до Н.Э. он удалился в Мегару, к Евклиду, который также был учеником Сократа, затем он возвратился в Афины. А несколько лет спустя, он отправился в великое путешествие.

Первым государством, куда отправился Платон, был Египет. Эта древняя цивилизация оказала на него глубочайшее впечатление. Затем он перебрался в Южную Италию, где вступил в контакты с пифагорейцами, чья философская школа переживала в ту пору период расцвета. Из своего пребывания среди них, он извлек «величайшую любовь к жизни и общественному благу». Признаки влияния пифагорейцев отчетливо прослеживались на всем оставшемся философском пути Платона.

Позже, Платон переехал в  Сицилию, а оттуда снова вернулся в Афины, где в 40 лет основал  академию, в которой он и преподавал до конца своих дней.

Платон, на протяжении всей своей жизни, развивал и совершенствовал  политические идеи своего учителя Сократа. Именно социально-политическим вопросам и посвящен трактат « Государство»

Этот трактат был написан  в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами.

В своем произведении Платон говорит о модели « идеального»  государства. Эта модель не описывает  какой-либо существующий строй, а, напротив, модель такого государства, которого никогда  и нигде не существовала. Платон создает утопию.

Автор неоднократно пытался  воплотить в жизнь свой проект оптимального государственного управления. Попытка афинского философа применения своей теории если не для управления огромной территории, то хотя бы небольшим  селением, едва не заканчиваются гибелью. Так же бесславно закончились  еще две попытки устроить в  Сиракузах государственное управление на основах разума.

 

Глава 1.1 Принципы построения «Идеального государства»

Теория идеального государства  напрямую связана с платоновской теорией «идей». Уже само определение « идеальное» говорит о том, что Платон хотел бы видеть саму « идею» государства на земле, в менее искаженном виде. В основе идеального государства лежит идея блага, то есть принцип справедливости. Этот принцип и определяет место и занятие для каждого гражданина и сплачивает все части государства в одно целое. Государственная система должна обладать нравственной, экономической и политической организацией, которые бы все вместе обеспечивали решения главных задач: руководство духовной и творческой деятельности, обеспечение всех членов общества материальными благами. Ну и самое главное - защита государства.

Идеальное государство показывается Платоном как реализация идей и максимальное воплощение мира в государстве. Создавая идеальное общество, Платон проводит сравнение между справедливым человеком  и справедливым государством. Так  трем частям человеческой души соответствует  три схожих начала в государстве.

Начала человеческой души

Сословия в государстве

Распределение доблестей

 

Разум

Правители

Справедливость, сдерживающая мера и мудрость

 

Яростный дух

Стражи

Справедливость, сдерживающая мера и мужество

 

Вожделение

Земледельцы и ремесленники

Справедливость и сдерживающая мера

 
       

Разумное – совещательное, яростное - защитное, вожделеющие –  деловое. Им же соответствуют три сословия: Правители, воины, производители.

Справедливость же состоит  в том, чтобы каждое начало занималась свои делом и не вмешивалась в чужие дела.

Для этого требуется иерархическая  подчиненность. Рассуждению - править.

Яростному началу - защищать, тем самым подчиняясь первому  началу. Вожделение - обогащение, торговля. Им управляют два первых начала.

Если же среди правителей появился человек, более подходящий для «низшего класса» то его необходимо понизить. Платон считает, что для  спокойствия государства, для его  процветания, необходимо, чтобы в  государстве каждый был занят  своим делом. Если же человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для государства. Когда же человек из торговца, становится воином, или же воин становится правителем, то эти переходы грозят крахом всему государству. Именно поэтому такой прыжок и считается высшим преступлением.

Для обоснования своей  иерархии, Платон ссылается на миф, где Бог, сотворивших людей (вылепил  из глины), в тех, кто способен был  править, примешал при рождении серебра. В других - серебра, так они стали их помощниками, а  в ремесленников и земледельцев – железа и меди. Переход же допускается, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра - золото.  Оканчивается же миф предостережением, что государство погибнет, если его начнет охранять медный или железный страж.

Глава 1.2«ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА КАК УТОПИЯ

В « Идеальном государстве» Платона, необходимые для общества виды работы были разделены между  специальными разрядами граждан, но в целом образующее гармоничное  сочетание. За основу, для распределения  граждан по отдельным группам, Платон взял различия соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако Платон рассматривал их по аналогии с разделением  производительного труда. Именно в  этом, Платон видел фундамент всему  общественному и государственному строю.

Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителя, как раз и принадлежащего к классу рабовладельцев.«Работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».

В разделении труда, Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип построения государства.

В соответствии со всем сказанным, устройство « идеального государства», по Платону, основывается на потребностях. В государстве должны существовать  многочисленные, но хорошо дифференцированные отрасли разделения труда. В государстве должны быть не только  работники, добывающие пропитание для остальных граждан, строители домов и т.д., но и работники, изготовляющие для них орудия и инструменты их специального труда. Кроме того, необходимы были и другие, выполняющие функции скотоводов, доставляющих грузы, добывающих шерсть и кожу.

Потребность во ввозе необходимых  товаров, требует от государства  производства излишки товаров, а  также увеличения числа рабочих, изготавливающих сопутствующие  товары.

« Идеальным государством»  Платона руководят, как  и в  олигархии, избранные. Но в отличие  от олигархии, где правители бывают не самыми одаренными, ни хорошо подготовленными  для такой роли, в государстве  Платона, правителями могут стать  лишь те, кто способен хорошо управлять  государством. Во-первых, в силу природных  задатков, во- вторых, вследствие длительной подготовки.

Платон говорит, что в  его утопическом государстве  полное единомыслие классов. Это  он обосновывает тем, что происхождение  у всех людей от общей матери-земли.  Именно поэтому, воины должны считать  всех остальных граждан этого  государства своими братьями. Но тут  есть не состыковка,  вразрез  с  этим постулатом работники хозяйственного труда третируются как люди низшей породы. Их скорее следует охранять для того, что бы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности, но никак не ради их собственной безопасности.

Казалось бы, что единое на первый взгляд государство, сказывается  полной обособленностью классов  друг от друга даже во внешних условиях их существования. Так воины не должны проживать там, где живут работники  производительного труда.  Постоянное местопребывание воинов- лагерь, где  они как бы наблюдают за ними, для того, чтобы удобнее было возвращать к повиновению всех восставших против установленного порядка.

В сущности, все сословия закабалены одним - служением вечному  абсолютному миру идей.

Разделение умственного  и физического труда у Платона  абсолютизировано и увековечено: одни мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда, скорее всего, заимствовано из практики рабовладельческого строя.

Таким образом, философская  концепция «идеального государства» Платона страдает серьезными внутренними  противоречиями- между смыслом и предназначение лучшего государственного устройства, с одной стороны, и полным игнорированием свободных устремлений как индивидуальных, так и социальных образований, с другой. Данное противоречие в платоновской концепции должно быть преодолено высшей волей, мудрейшими правителями любыми средствами, не исключая и насилие. Но это, однозначно, тупиковый путь, что и подтвердила мировая история.

 

Глава 2.Об Аристотеле

Аристотель (384-322 г. до Н.Э). Аристотель- ученик и основной оппонент Платона  в античной философской мысли. Он родился в Страгире - македонском  городе, откуда он приехал в Афины  для обучения в академии Платона. Позже, после окончания академии, он организовал собственную философскую  школу - Ликей.

Аристотелю суждено было стать венцом античной философии. Ведь всем широко известна энциклопедичность  Аристотеля, оставившего после себя работы практически во всех областях знания. Одной из таких работ является «Политика», в которой изложен  свой взгляд философа на идеальное  государство.

В его мысли был принципиальный подход в решении вопроса о  единстве мира и его изучении, которые  и привели Аристотеля к совершенно иному взгляду на политику как  реальность. Если Платон говорил о  некоем абстрактном «идеальном»  строе государства и, исходя из него как из критерия, строил свою классификацию политических режимов в которых каждый из них переходил в другой не в соответствии с тем, как это происходит в реальной жизни, а соответствии от его «удаленности» от справедливого «идеального» строя, то Аристотель начинал изучать его еще с политических реалий, чтобы на его основе выстроить собственную классификацию государственных режимов. При таком изучении существующих политических устройств, Аристотель сохранил главнейший критерий классификации - способность того или иного режима дать своим гражданам добродетельную жизнь.

Из всей этой классификации  можно выделить двойственность: с  одной стороны, они подразделяются на положительные и отрицательные (в зависимости от того, способствуют ли они добродетельной жизни граждан), а с другой - различаются числом граждан, обладающих при данном политическом режиме властью.

Глава 2.1 Идеальное  государство Аристотеля

Информация о работе Идеальное государство Платона, Цицерона и Аристотеля