Идеальное государство Платона, Цицерона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 01:16, реферат

Описание работы

Проблемой государственного устройства занимались многие философы, на протяжении огромного количества времени. Это одна из самых сложных и противоречивых проблем, которая стояла перед человечеством. Философы уже сотни лет пытались выяснить, каким государство должно быть «в идеале». Многие считают, что самым лучшим будет государство с развитой экономикой. Иные, строй, - при котором человек (гражданин) будет чувствовать себя свободным и счастливым. Так это проблема постепенно переросла в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Именно поэтому, мне бы хотелось попытаться разобраться в трудах Платона, Цицерона и Аристотеля, что бы разобраться, а что же такое « Идеальное государство».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. О Платоне……………………………………………………………... 4
Глава 1.1Принципы построения «Идеального государства» ……………..5
Глава 1.2«Идеальное государство» Платона, как утопия……………….....6
Глава 2 Об Аристотеле …………………………………………………………8
Глава 2.1. Идеальное государство Аристотеля………………………………9
Глава 3. О Цицероне…………………………………………………………...12
Глава 3.1. «Идеальное государство» Цицерона…………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Реферат по Истории( Введение) 1.docx

— 42.27 Кб (Скачать файл)

Государство Аристотеля – это продукт естественного развития. В его основе лежат потребности людей. Именно Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как « животного политического» или общественного, ибо государство - это общество.  Смысл этого определения в том, что человек не может жить один, он остро нуждается в контактах с себе подобными. Изолированный от общества человек, рассуждает Аристотель, должен обладать божьими силами, чтобы оставаться человеком. Поскольку божественными силами человек обладает, он становится зверем.

Полис (город)– высшая форма  объединения, он огромен для удовлетворения потребностей человека, но в то же время  он мал для хорошей  организации. Цель полиса - благо граждан. О полисе нужно судить по его благосостоянию.

Государство- высшая форма  общения, объединяющая под собой  все остальные формы общения. Однако не все люди и народности достигли такого уровня развития.

По своему генезису государство  включает в свой состав первичные  негражданские союзы - семью и  селение. Исторически эти элементы, в том числе и сам человек, предшествуют ему. Однако природой государства  как целого, полагает Аристотель, определяется природа его частей. Поэтому по своей идее, цели (не исторически, не в генезисе) государство предшествует всем другим формам человеческого общения, существует раньше самого индивида. Так  живой организм, сформировавшись, доминирует над своими частями, отдельными органами. Главное же состоит, по Аристотелю, в том, что в государстве реализуется  цель благой жизни и ею охватываются любые частные цели.

Полис - это общение свободных  и равных людей обладающих разумом  и способностью самоуправления, управлять  своими действиями. Власть в полисе распространяется на свободных и  равных граждан. В этом и её отличие  от власти хозяина над рабом.

Главное государственное  благо, по мнению Аристотеля, является справедливость, то есть то, что служит общей пользе. Он считает, что справедливость, есть некое равенство. Но здесь же, принцип равенства не абсолютизируется, равенство справедливо для равных, а неравенство- для неравных.

Исходя из этого сам  Аристотель выделил два вида справедливости : уравнивающую и распределяющую. Первая основывается на равенстве, вторая предполагает неравенство и заранее его оправдывает. Именно в этом Аристотель был солидарным с Платоном, который говорил о справедливом неравенстве.

Если, допустим, несколько  человек вкладываю деньги в общее  дело, то прибыль им следует поделить в соответствии с долей капитала каждого члена товарищества.

По мнению Аристотеля, тот  же принцип и должен применяться  при организации идеального государства. Ведь как уже говорилось, цель полиса – общее благо, и, чтобы обеспечить справедливое распределение власти, почестей, прав и обязанностей, нужно  учитывать вклад каждого на общественные нужды.

Политическая организация  представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости.

Самым важным показателем  справедливости, Аристотель считает  отсутствие крайности между богатством и бедностью. Это наличие так  называемой золотой середины. В полисе, Аристотель стремится достигнуть равновесия между богатыми и бедными.  Аристотеля иначе еще называют идеологом  здравого смысла среднего класса, ведь именно людей среднего достатка, он считал надежной опорой, так как они могли понять общее благо, не склоняясь к крайности.

Важное значение Аристотель придавал формам государства. Аристотель обозначал их термином «полития». Полития - форма государства, безотносительно  той или иной конкретной его формы. Вместе с тем следует иметь в виду, что этим общим родовым для всех государственных форм термином Аристотель обозначает и наилучшую из выделяемых им правильных форм государства

Аристотель делил государство  по числу участвующих в управлении на три группы: правильная власть одного человека называется монархией, неправильная – тиранией. Правильная власть немногих – аристократия, неправильная – олигархией. Правильная власть большинства называется политией, а неправильная называется – демократией. В этом и заключается главное новшество, вводимое Аристотелем.

При определении монархии Аристотель руководствуется не формальным признаком (как именуется верховный  правитель), а реальным сосредоточением  в его руках всей власти. Неограниченная власть одного лица, пожизненная стратегия в Спарте - виды монархии. У Аристотеля нет пристрастия к этой форме. В отличие от Платона он предпочитает власть наилучших законов власти наилучшего мужа.

Неправильную монархию - тиранию - Аристотель считает худшей из всех форм правления.

Аристократия - власть ограниченного числа лучших в нравственном или интеллектуальном отношении лиц - предпочтительнее монархии. И монархия, и аристократия требуют от правителей свойств, которые очень редко встречаются. Чтобы монархия была правильной, царь должен быть великим человеком, чтобы аристократия не вырождалась, нужна группа очень хороших людей. При отсутствии выдающихся правителей обе формы перерождаются: монархия - в тиранию, а аристократия - в олигархию.

Олигархия - это господство богатых. Высокий имущественный ценз оттесняет от власти большинство населения. В худших формах олигархии царит беззаконие, магистраты правят по своему усмотрению. К олигархии Аристотель относил Спарту, где возможность занимать должности была ограничена узким кругом людей - тех, кто участвовал в общественных трапезах - сисситиях, а это требовало значительных денежных взносов.

В олигархии царит полное неравенство. Аристотель считает это  несправедливым. Но, по его мнению, несправедлив и противоположный принцип - полного равенства, характерный для демократии.

При рассмотрении этих двух форм, как и последней и наилучшей шестой формы - политии, Аристотель не ограничивается характеристикой их конституций и уделяет значительное внимание социальной структуре. Богатые и бедные, рассуждает Аристотель, являются существенными элементами государства, в зависимости от преобладания тех или других устанавливается и соответствующая политическая форма

Признаком олигархии является не столько власть меньшинства, сколько  власть богатства. Для демократии характерно преобладание бедных в структуре  власти.

Необходимым условием благой жизни в государстве является его самодостаточность - автаркия. Благая самодостаточная жизнь - это и  высшая цель государства, ради которой  оно существует. В аристотелевском  и вообще античном понимании государство-полис  представляет собой такую общность людей, которая "достаточна" для  самодовлеющего существования. Понятие  автаркии раскрывается Аристотелем  через идею меры, "золотой середины" в самых различных аспектах внутренней и внешней государственной жизни. Это понятие признается исторически  первым в формировании в Новое  время идеи государственного суверенитета. Характерно, что Аристотель в своем проекте идеального государства предусматривал внутреннюю и внешнюю независимость государства как автаркического общественного образования. Однако в современной ему действительности зависимость от другого государства Аристотель не считал ущемлением автаркии.

Свою теорию государственных  форм Аристотель построил на изучении практики государственного управления в различных древнегреческих  полисах. Вместе с тем, обеспокоенный  кризисом самой полисной формы общественной жизни и наблюдая, как на его  глазах создавалась держава Александра Македонского, он создал и проект идеального государства как идеального (наилучшего) полисного формообразования. Предназначено  оно только для эллинов и должно во всем воплощать общеантичный идеал  меры: по размеру территории (она  должна быть не слишком большой и  не слишком малой), по народонаселению (количество граждан должно быть достаточным  и в то же время граждане должны знать друг друга), географическому  положению (открытость морю) и др.

Глава 3. О Цицероне

Марк Туллий Цицерон (106 до Н.Э.- 43 до Н.Э)- знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель. Цицерон был известен тем, что  он стремился возродить республиканские  принципы во время гражданских войн, окончательно разрушивших Римскую империю. В его творчестве значительное место уделено проблемам государства и права. Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находились под заметным влиянием древнегреческой мысли, и, прежде всего, учений Платона и Аристотеля.

Цицерон стремился соединить  и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно - правовой практики и политико-правовой мыли, с самобытной историей римского государства и права.

Глава 3.1 «Идеальное государство» Цицерона

Для Цицерона государство - это достояния народа. При этом он неоднократно подчеркивает, что  народ - это люди соединенные между  собой согласием в вопросах права  и общностью интересов.

Государство в трактовке  Цицерона, показано не только как выражение  общего интереса всех его членов, но и также как согласованное  правовое общение этих членов, как  определенное правовое образование.

Основная причина возникновения  государства - потребность людей  жить вместе.

Влияние Аристотеля на Цицерона заметно в трактовке – о  роли семьи, как о первоначальной ячейки общества, из которой,  в дальнейшем, и возникает государство. Также  Цицерон разделял положение стоика Пантения о том, что причина образования  государства является охрана собственности. нарушение же прикосновенности собственности, будь она частной или государственной, Цицерон характеризует как осквернение  и нарушение справедливости и  права.

Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного управления, выискивая наилучшую  форму. Главными критериями  различения форм государственного устройства усматривал в «характере и воле» тех, кто  правит государством. В зависимости  от числа правящих,  он различал три  простые формы правления : царскую  власть, власть оптиматов (аристократию), и народную власть (демократию).

 Все эти формы не  совершенны и не наилучшие,  но они, по Цицерону, терпимы  и прочны, при условии, что сохраняются  те основы и связи (в том  числе и правовые), которые накрепко  объединили людей в единую  общую силу, для образования государства.

Каждая форма государственного устройства имеет свои достоинства  и недостатки. Но как говорил Цицерон, в случае если бы предстоял выбор, то предпочтение отдается царской власти, а на последнее ставится демократия.

Цицерон считал, что достоинства  различных форм правления, могут  и должны быть смешанными, и должны предстать в наилучшей, «идеальной» форме государства.

В простой форме государства  достоинства представлены односторонне, что и объясняет недостаток простой  формы. Эти недостатки и ведут  к борьбе между различными слоями населения за власть, за смену формы власти. Цицерон объясняет это тем, что простой форме государства присуще односторонность и неустойчивость, и чтобы предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона,  нужно смешать лучшее со всех трех форм правления :  царской власти, аристократии и демократии.

Свою концепцию наилучшей (смешанной) смешанной формы государства, в отличие от проекта Платона  и Аристотеля, Цицерон считал реально  осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской  государственности, в лучшие её годы разумеется.

Рабство, по Цицерону - справедливо. Потому что он считал, что таким  людям рабское положение полезно  и дается им на пользу. Рабство обусловлено  самой природой, которая дарует лучшим людям власть над слабыми, причем для их же пользы. Такова логика его рассуждений. Цицерон пытается подкрепить все это соображениями о соотношении различных частей души. Господин правит рабом - разум и мудрость правят слабыми, порочными частями души. Цицерон говорил, что к рабам следует относиться как к наемникам. 
Также много внимания Цицерон уделял управлению государством. Он считал, что управление - это сочетание науки и искусства, требующие не только знаний, но и умений их применять в интересах общего блага. 
Правитель «идеального государства» - должен видеть и предугадывать все повороты в государственных делах. Он должен быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. В противном случае, по угрозу будет поставлено благополучие государства. Он должен быть диктатором, в случае если нужно установить в государстве порядок. И в этом случае он будет выступать не в своих корыстных целях, а как спаситель.

Цицерон много описывал и  идеального гражданина. Согласно его  словам, он должен был следовать  такой добродетели как познании истины, справедливости, величии духа и благопристойности. Гражданин не должен вредить другим. Кроме того, он обязан оказывать помощь всем тем, кто нуждается и трудится для общего блага, и подчиняться закону. Истинному.

Истинный закон- это разумное положение, соответствующие природе, распространяющийся на всех людей, постоянный, вечный. Истинный закон- призывает к  исполнению долга. Он должен быть единым для всех.

Важное значение Цицерон  придавал введению к закону, поскольку  «закону свойственно также и  стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой  и угрозами». Цель такой преамбулы  — укрепить божественный авторитет  закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений.  
Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».  
Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. В общем, виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все».  
 

Информация о работе Идеальное государство Платона, Цицерона и Аристотеля