Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:11, контрольная работа
1 Понятия «государственность» и «идеология государственности».
2 Представления о государственности как элемент государственной идеологии.
3 Взаимосвязь между интерпретацией истории народа и перспективами его развития.
4 Объяснить выражение: «Чтобы изменить будущее, нужно изменить представления о прошлом».
План ответа:
1 Понятия «государственность»
и «идеология
2 Представления о
3 Взаимосвязь между
4 Объяснить выражение: «Чтобы изменить будущее, нужно изменить представления о прошлом».
1 Понятия «государственность» и «идеология государственности»
Государственность – термин, который в политической литературе употребляется:
1) как синоним государства
вообще, государства того или
иного исторического типа (буржуазное
государство, социалистическое государство),
а также для обозначения
2) для обозначения системы
(механизма) диктатуры определенного
класса (пролетарское государство)
или политической организации
общества. В этом смысле термин
«государственность»
3)для обозначения системы
органов государства —
4) при объединении в
определенные группы каких-
Под государственностью следует понимать, во-первых, особую форму организации общества, включающую в себя как государственно-правовые, так и идеократические явления; во-вторых, принципы взаимодействия государства с окружающей действительностью. В этом плане государственность можно рассматривать как государственно-организованную форму общества, включающую государственно-правовые структуры и институты, национально-государственную идею и социальные практики её реализации. [7]
Государственно-правовые структуры и институты, осуществляющие управление обществом, выполняют интеграционную, мобилизационную и регулятивную функции.
Национально-государственная идея - это система санкционируемых государством представлений об идеалах и долговременных целях развития общества, а также принципах взаимодействия государства с обществом, человеком, социоприродной средой и внешним миром. Национально-государственная идея как санкционируемая государством система представлений об идеалах и долговременных целях развития общества, задаёт в нём «общее дело» и формирует единый нормативно-ценностный порядок. [7]
Идеология государственности – это систематизированная на основе определенного подхода сумма идей и представлений, выработанных данным народом относительно истоков и становления своей государственности, особенностей устройства институтов государственной власти, направлений, целей и задач дальнейшего развития данного государства, способов и форм его взаимодействия с другими государствами. [1, с.100]
2 Представления
о государственности как
В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Основные современные идеологии - либерализм, социализм, консерватизм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях большие социальные группы обрели ясное самосознание.
Но для становления современных государств в Европе и развития гражданского общества классовых идеологий было недостаточно. Становление государственности требует дополнительного фактора, формирующего государственную и гражданско-политическую идентичность. Поэтому не случайно в Новое время возникает национализм, который первоначально формировался как государственный патриотизм и экономический национализм. Любовь к нации-государству становилась выше, чем любовь к монарху и династии.
В середине XIX века в Греции
в период дискуссий о том, каким должно
быть политическое устройство страны
после ограничения абсолютной власти
короля, была провозглашена ―великая
идея, которая включала в себя необходимость
консолидации всей нации и историческую
миссию Греции как посредника между
Западом и Востоком. Развитие
современной России также потребовало
возрождения ―русской идеи и
идеи российской державности. Возникновение
и развитие суверенного государства Республики
Беларусь актуализировало вопрос об
идеологии белорусского государства.
Идеология государства - специфический
тип идеологии. Именно эта идеология
должна обеспечивать большую
или меньшую степень социального консенсуса
и ощущение принадлежности к государственно-
Идеология государства становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Это становится важным и потому, что государственное строительство Республики Беларусь происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике. Старая система ценностных ориентаций, которая консолидировала советское общество, оказалась разрушенной, для многих людей эти ценности в период перестройки и рыночных преобразований утратили своё значение. Новые ценности, которые транслируются на общество, отличаются большим политико-идеологическим многообразием. Возникает острая проблема поиска оснований идентичности. Ценностью, которая несёт в себе консолидирующий потенциал, может стать суверенное белорусское государство.
Идеология государства играет особую роль в процессе политической социализации. Политическая социализация происходит под воздействием многих факторов, но именно деятельность государственных и общественных структур по передаче в сознание индивидов идеологии государства обеспечивает вертикальную передачу системы ценностей и моделей восприятия политической реальности от политического режима к личности.
В идеологии государства особенно четко проявляется инструментальная функция, которая служит достижению конкретных политических, экономических и социальных целей, значимых для всего общества. В демократическом обществе наличие идеологии государства не ликвидирует идеологического плюрализма различных политико-идеологических течений - от радикальных до умеренно-либеральных и консервативных. Но обычно в политически стабильном обществе крайние идеологические течения занимают маргинальное положение на политической сцене страны, а преобладающим влиянием обладает центристское течение. Идеология государства, чтобы отражать интересы и устремления основной массы населения, должна нести в себе центристскую программу.
Идеология государства охватывает все основные сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться. Инструментализм идеологии государства позволяет по сравнению с классическими идеологиями более чутко реагировать на социальные запросы в зависимости от места и времени. Эта идеология позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностям общества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества и увеличению доли и значимости сотрудничества. Идеология государства должна задействовать духовный и интеллектуальный ресурсы нации, которые являются важнейшими ресурсами развития особенно в современном информационном обществе.
Смысл любой государственной идеологии в объединении общества, обеспечении условий для нормальной жизни всех его членов. Государственная идеология, которая ставит своей целью противопоставить одну его часть другой, расколоть общество на враждующие группы, по своей сути «антигосударственной». [3, с.17]
Идеология национальной государственности - систематизированная сумма выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами. Идеология белорусской государственности аккумулирует всё конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности - это не только система взглядов, благодаря которым граждане республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространствах, она также призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.
Проблема формирования идеологии национальной государственности возникла во второй половине ХІХ века. Её формированию тогда препятствовали многие факторы, которые, прежде всего, проявились в замедленности процесса оформления национальной идентичности белорусов, в противоречивом осознании народом его исторического прошлого, его политических интересов. Это было обусловлено тем, что, находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась включена в общероссийский государственно-политический организм, а это сдерживало проявление белорусской самобытности и тормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной и политической элиты. Оказывало своё влияние на эти процессы и наступление на Беларусь более сильного соседа с Запада - Польши. Польское влияние особенно сильно ощущалось в сфере культуры. Фактически все слои польского общества (идейные вдохновители Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активно проповедовали идею об "историческом праве Польши на Белоруссию", о "великой культурной миссии поляков на Восток" и т.д.. Такой подход был характерен не только для лагеря правых, но и для польского социалистического движения, которое добивалось возрождения польского государства в исторических границах Речи Посполитой 1772 года, что означало включение белорусских земель в состав польского государства.
Глубокая интеграция Беларуси в общероссийский государственно-политический организм, экспансионистские претензии польской политической элиты также не способствовали созданию международных условий для реализации идеи белорусской государственности. Поэтому до начала первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причине белорусский вопрос, в отличие, например, от польского, оставался внутренним фактором Российского государства, соответственно белорусское общественное движение, которое поднимало этот вопрос, отражало противоречия только всероссийской политической жизни. Объективно предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться только в ходе первой мировой войны и в период Февральской революции 1917 года в России. Однако во всей полноте вопрос о белорусской государственности и её идеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской революции 1917 года в России. В тот период проблема национальной государственности оказалась как бы в фокусе политической борьбы в Беларуси. В этот период и началось создание национальной государственности белорусского народа.
После распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государственности приобрёл новое значение. В последнее десятилетие в центре острейших дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности. В современной идейно-политической борьбе особое внимание концентрируется на понимании прошлого белорусской государственности. [3, с.22]
Идеология белорусского государства на современном этапе начала формироваться в 2003 году, когда Президент РБ обосновал необходимость формирования белоруской национальной идеи и государственной идеологии («Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как человек без мысли, не может жить, развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам.» А.Г. Лукашенко). Основными принципами идеологии белорусского государства являются:
1) социальная справедливость,
основанная на принципах
2) историческая преемственность,
которая выражается в
3) человеческая солидарность,
основанная на взаимопомощи, социально-политическом
партнёрстве власти и народа,
который является
4) межнациональное соглашение
в первую очередь между
5) стратегический курс
на создание союзного
3 Взаимосвязь между интерпретацией истории народа и перспективами его развития
Государство не может существовать без некоторой совокупности идей, выражающей волю граждан к совместной жизни. Она объединяет их в единое целое, формирует гражданское сообщество. Государственная идеология содержит в себе представления граждан о путях развития общества и государства и детерминирует приоритеты текущей государственной политики.
В развитии государственной идеологии накапливается определённый запас понятий, представлений и каждая новая идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей идеологии. Поэтому в сфере государственной идеологии существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющихся понятий и представлений. Вместе с тем, если в государственной идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни.
Информация о работе Идеология государственности в системе государственной идеологии