Идеология государственности в системе государственной идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

1 Понятия «государственность» и «идеология государственности».
2 Представления о государственности как элемент государственной идеологии.
3 Взаимосвязь между интерпретацией истории народа и перспективами его развития.
4 Объяснить выражение: «Чтобы изменить будущее, нужно изменить представления о прошлом».

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 44.62 Кб (Скачать файл)

 

 

План ответа:

1 Понятия «государственность»  и «идеология государственности».

2 Представления о государственности  как элемент государственной  идеологии.

3 Взаимосвязь между интерпретацией  истории народа и перспективами  его развития.

4 Объяснить выражение: «Чтобы изменить будущее, нужно изменить представления о прошлом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятия «государственность»  и «идеология государственности»

Государственность – термин, который в политической литературе употребляется:

1) как синоним государства  вообще, государства того или  иного исторического типа (буржуазное  государство, социалистическое государство), а также для обозначения какого-либо  этапа в развитии государства  данного исторического типа (государство  древних славян, общенародное государство);

2) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного  класса (пролетарское государство) или политической организации  общества. В этом смысле термин  «государственность» употребляется  в Программе КПСС при рассмотрении проблемы дальнейшего развития социалистического государства;

3)для обозначения системы  органов государства — государственного  аппарата;

4) при объединении в  определенные группы каких-либо  общих черт или признаков государства (например, национальные государства, демократические государства).

Под государственностью следует понимать, во-первых, особую форму организации общества, включающую в себя как государственно-правовые, так и идеократические явления; во-вторых, принципы взаимодействия государства с окружающей действительностью. В этом плане государственность можно рассматривать как государственно-организованную форму общества, включающую государственно-правовые структуры и институты, национально-государственную идею и социальные практики её реализации. [7]

Государственно-правовые структуры и институты, осуществляющие управление обществом, выполняют интеграционную, мобилизационную и регулятивную функции.

Национально-государственная идея - это система санкционируемых государством представлений об идеалах и долговременных целях развития общества, а также принципах взаимодействия государства с обществом, человеком, социоприродной средой и внешним миром. Национально-государственная идея как санкционируемая государством система представлений об идеалах и долговременных целях развития общества, задаёт в нём «общее дело» и формирует единый нормативно-ценностный порядок. [7]

Идеология государственности – это систематизированная на основе определенного подхода сумма идей и представлений, выработанных данным народом относительно истоков и становления своей государственности, особенностей устройства институтов государственной власти, направлений, целей и задач дальнейшего развития данного государства, способов и форм его взаимодействия с другими государствами. [1, с.100]

 

2 Представления  о государственности как элемент  государственной идеологии.

 

В  обществе  одновременно  существуют  самые разнообразные идеологические теории. Основные  современные  идеологии - либерализм,  социализм,  консерватизм -  возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти  идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного  развития.  В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного  общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях большие социальные группы обрели ясное самосознание.

Но  для  становления  современных  государств  в  Европе  и  развития  гражданского  общества классовых идеологий  было недостаточно. Становление государственности  требует дополнительного фактора, формирующего государственную и гражданско-политическую идентичность. Поэтому не случайно в Новое время возникает  национализм,  который  первоначально  формировался  как  государственный  патриотизм  и экономический  национализм.  Любовь  к  нации-государству  становилась  выше,  чем  любовь  к  монарху  и династии.

В середине XIX века в Греции в период дискуссий о том, каким должно быть политическое устройство страны после ограничения абсолютной власти короля, была провозглашена ―великая идея, которая включала в себя необходимость консолидации  всей нации и историческую миссию Греции как  посредника  между Западом  и  Востоком.  Развитие  современной  России  также  потребовало  возрождения  ―русской  идеи и  идеи  российской державности. Возникновение и развитие суверенного государства Республики Беларусь  актуализировало вопрос об идеологии белорусского  государства.  Идеология  государства - специфический тип  идеологии.  Именно  эта идеология  должна  обеспечивать  большую  или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к  государственно-организованному  сообществу.

Идеология государства становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Это становится важным и потому, что государственное строительство Республики Беларусь происходит одновременно  с  глубокими  социально-экономическими преобразованиями и  переходом  к  рыночной экономике. Старая система ценностных ориентаций, которая консолидировала советское общество, оказалась разрушенной, для многих  людей эти ценности в период перестройки  и рыночных преобразований  утратили своё  значение.  Новые  ценности,  которые  транслируются  на  общество,  отличаются  большим  политико-идеологическим  многообразием.  Возникает  острая  проблема  поиска  оснований  идентичности.  Ценностью, которая несёт в себе консолидирующий потенциал, может стать суверенное белорусское государство.

Идеология  государства  играет  особую роль в процессе политической  социализации. Политическая социализация происходит под воздействием  многих  факторов,  но  именно  деятельность государственных и общественных структур по передаче в сознание  индивидов идеологии государства обеспечивает вертикальную передачу системы  ценностей  и  моделей  восприятия  политической  реальности  от политического режима к личности.

В  идеологии  государства  особенно  четко  проявляется  инструментальная  функция,  которая служит достижению конкретных политических, экономических и социальных целей, значимых для всего общества. В  демократическом  обществе  наличие  идеологии  государства  не ликвидирует идеологического плюрализма  различных  политико-идеологических течений - от  радикальных  до  умеренно-либеральных  и консервативных. Но обычно в политически стабильном обществе крайние идеологические течения занимают маргинальное положение на политической сцене страны, а преобладающим влиянием обладает центристское течение. Идеология государства, чтобы отражать интересы и устремления основной массы населения, должна нести  в  себе  центристскую  программу. 

Идеология  государства  охватывает  все  основные  сферы  жизни общества:  экономическую,  собственно  политическую,  социальную,  культурно-информационную,  но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться. Инструментализм идеологии государства позволяет  по сравнению  с  классическими  идеологиями  более  чутко  реагировать  на  социальные  запросы в зависимости от места и времени. Эта  идеология позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностям  общества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества и увеличению доли и значимости сотрудничества. Идеология государства  должна  задействовать  духовный и интеллектуальный  ресурсы нации, которые являются важнейшими ресурсами  развития  особенно  в  современном  информационном обществе.

Смысл любой государственной идеологии в объединении общества, обеспечении условий для нормальной жизни всех его членов. Государственная идеология, которая ставит своей целью противопоставить одну его часть другой, расколоть общество на враждующие группы, по своей сути «антигосударственной». [3, с.17]

Идеология  национальной  государственности - систематизированная сумма выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития  своей  государственности,  особенностях  устройства  институтов  государственной  власти,  о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими  народами. Идеология  белорусской  государственности  аккумулирует всё конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и  достижений  настоящего. Идеология белорусской  государственности - это  не  только  система  взглядов,  благодаря  которым  граждане республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространствах, она также призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

Проблема  формирования  идеологии  национальной государственности возникла во второй половине ХІХ века. Её формированию тогда препятствовали многие факторы,  которые, прежде  всего,  проявились  в  замедленности процесса оформления национальной идентичности  белорусов,  в  противоречивом  осознании  народом  его  исторического  прошлого,  его политических интересов. Это было обусловлено тем, что, находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась включена в общероссийский государственно-политический  организм,  а  это  сдерживало  проявление  белорусской  самобытности  и  тормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной и  политической  элиты.  Оказывало  своё  влияние  на  эти  процессы  и наступление  на  Беларусь  более  сильного  соседа  с  Запада - Польши.  Польское  влияние  особенно  сильно ощущалось  в  сфере  культуры.  Фактически  все  слои  польского  общества  (идейные  вдохновители  Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активно проповедовали идею об "историческом праве Польши на Белоруссию", о "великой культурной миссии поляков на Восток" и т.д.. Такой подход был характерен не только для лагеря правых,  но  и  для  польского  социалистического  движения,  которое  добивалось  возрождения  польского государства  в  исторических  границах  Речи  Посполитой  1772  года, что  означало  включение  белорусских земель в состав польского государства.

Глубокая  интеграция  Беларуси  в  общероссийский  государственно-политический  организм, экспансионистские  претензии  польской  политической  элиты  также  не  способствовали  созданию международных  условий  для  реализации  идеи  белорусской  государственности.  Поэтому  до  начала  первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причине  белорусский  вопрос, в отличие,  например, от польского, оставался  внутренним фактором Российского государства, соответственно  белорусское  общественное  движение,  которое  поднимало  этот вопрос,  отражало  противоречия  только  всероссийской  политической  жизни.  Объективно  предпосылки  для включения  белорусского  вопроса  в  сферу  международных  отношений  начали  складываться  только  в  ходе первой  мировой  войны  и  в  период  Февральской  революции  1917 года  в  России.  Однако  во  всей  полноте вопрос о белорусской государственности и её идеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской революции 1917 года в России. В тот период проблема национальной государственности оказалась как  бы  в  фокусе  политической  борьбы  в  Беларуси. В этот период и началось создание национальной государственности белорусского народа.

После  распада  Советского  Союза  и  провозглашения  суверенитета  Республики Беларусь вопрос об идеологии  белорусской  государственности  приобрёл  новое  значение.  В последнее десятилетие в  центре острейших  дискуссий  находятся  вопросы,  касающиеся  прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности. В современной идейно-политической  борьбе  особое  внимание  концентрируется  на понимании прошлого белорусской государственности. [3, с.22]

Идеология белорусского государства на современном этапе начала формироваться в 2003 году, когда Президент РБ обосновал необходимость формирования белоруской национальной идеи и государственной идеологии («Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как человек без мысли, не может жить, развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам.» А.Г. Лукашенко). Основными принципами идеологии белорусского государства являются:

1) социальная справедливость, основанная на принципах народовластия  и гуманного отношения к человеку;

2) историческая преемственность, которая выражается в сохранении, воспроизведении и развитии лучших  сторон белоруской национальной  культуры, обычаев и традиций;

3) человеческая солидарность, основанная на взаимопомощи, социально-политическом  партнёрстве власти и народа, который является первоисточником  власти;

4) межнациональное соглашение  в первую очередь между восточнославянскими  народами: белорусским, русским, украинцами;

5) стратегический курс  на создание союзного государства  России и Беларуси, основанного  на принципах суверенитета, территориальной  целостности, независимости. [6]

 

3 Взаимосвязь  между интерпретацией истории  народа и перспективами его  развития

 

Государство не может существовать без некоторой совокупности идей, выражающей волю граждан к совместной жизни. Она объединяет их в единое целое, формирует гражданское сообщество. Государственная идеология содержит в себе представления граждан о путях развития общества и государства и детерминирует приоритеты текущей государственной политики.

В развитии государственной идеологии накапливается определённый запас понятий, представлений и каждая новая идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей идеологии. Поэтому в сфере государственной идеологии существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющихся понятий и представлений.  Вместе с тем, если в государственной идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни.

Информация о работе Идеология государственности в системе государственной идеологии