Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:11, контрольная работа
1 Понятия «государственность» и «идеология государственности».
2 Представления о государственности как элемент государственной идеологии.
3 Взаимосвязь между интерпретацией истории народа и перспективами его развития.
4 Объяснить выражение: «Чтобы изменить будущее, нужно изменить представления о прошлом».
Государственная идеология или идеология государственности по своему определению призвана аккумулировать политические идеи и ценности, разделяемые большинством сограждан. В демократическом обществе она обеспечивает либерально-демократический консенсус, способствует сплочению граждан вокруг демократических идеалов. Общезначимыми ценностями для него стали безопасность, собственность, справедливость, свобода, равенство. Идеология государства находит своё концентрированное выражение в государственной конституции. Этот документ символизирует собой общественный договор о том, каким граждане хотят видеть общественный порядок и что они полагают в качестве социальной и политической справедливости. В нём зафиксированы основополагающие принципы демократического правления – порядок избрания органов власти, правила, регулирующие деятельность государственных чиновников, способы разрешения политических конфликтов. Положенные в основу конституции идеи и ценности обеспечивают общественное «единодушие» по основополагающим вопросам общественной жизни. Подобно всякой идеологии, конституция государства содержит в себе не только (и не столько) настоящее, но и будущее. Свобода, равенство, справедливость никогда не обеспечиваются полностью. С течением времени эти понятия наполняются новым, все более полным содержанием.
Государственная идеологии транслируется в общество через систему гражданского образования, которая создается государством при активном содействии институтов гражданского общества – фондов, общественных и политических организаций, церкви. Гражданское образование обеспечивает постепенное вовлечение индивида в социум, его становление в качестве самостоятельного субъекта социальных и политических отношений. Оно помогает человеку адаптироваться в данной политической системе, учит его строить свои отношения с властью и обществом на правовой основе. Чтобы стать гражданином, необходимо знать, как устроено и функционирует демократическое государство, приобрести навыки политического участия, научиться цивилизованно обсуждать и решать общественные проблемы. Способствуя усвоению гражданами норм и правил общественной жизни, гражданское образование обеспечивает преемственность господствующей системы ценностей, формирует доверительное отношение к социальному окружению, уважение к существующим политическим институтам и общественному порядку.
Государственная идеология Республики Беларусь содержится в её Конституции. Конституционное закрепление новых форм государственной и общественной жизни знаменует и новый этап национально-государственного самоопределения Беларуси. Обычно принято рассматривать право наций на самоопределение как право на образование в той или иной форме национального государства. Но самоопределение можно рассматривать как исторический процесс перехода от одного состояния к другому в развитии государства и его общественных форм. Эта преемственность присуща и белорусской государственности. Она оказывает своё воздействие и на формирование современной идеологии белорусской государственности. Поэтому не случайно в преамбуле Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) проведена прямая связь её принятия с неотъемлемым правом народа на самоопределение, с его исторической традицией развития белорусской государственности и в современной суверенной Республике Беларусь.
Белорусский народ, впервые получивший возможность подлинно демократического волеизъявления, убедительно подтвердил на всенародном референдуме 24 ноября 1996 года свою волю сохранять и развивать дальше это историческое достижение.
Однако проблема выбора дальнейшего развития белорусской государственности вновь оказалась в центре идейно-политической борьбы после очередного поворота истории, приведшего к распаду союзного государства, в состав которого входило и первое национальное государство белорусов. В развернувшейся дискуссии о путях дальнейшего развития белорусской государственности определились три концептуальных подхода.
В геополитическом отношении у Беларуси три пути развития. Их сущность можно свести к следующему.
Первый подход - совершенствование существующей суверенной белорусской государственности в границах воссоздаваемого в новой форме союзного государственного образования, где Беларусь должна сыграть важную историческую миссию на нынешнем этапе славянской истории, и на этой основе обеспечить свой всесторонний прогресс.
Второй подход - узаконить национальную государственность белорусского народа в её так называемой "адраджэнчаснай" интерпретации как единственно истинную. Смысл этого стремления части политической элиты сводится к поиску идеала белорусской государственности, которая бы соответствовала тем формам государственной жизни, которые существовали в далеком прошлом. Примером такого государства представляется Великое княжество Литовское, то есть предпринимаются попытки воссоздать то, что исчезло в историческом потоке.
Третий подход - превратить Республику Беларусь в составной компонент Западной Европы, то есть взять за образец государственности какую-либо западноевропейскую страну и создать характерные для неё государственные структуры в Беларуси.
Белорусская государственность в ХХ веке прошла сложный путь своего развития, и его итоги поучительны в ХХІ веке. Как уже свидетельствует определённый опыт, во второй половине 90-х годов в качестве национальной модели развития в Республике Беларусь была определена социальноориентированная рыночная экономика, которая была призвана соединить социальные и экономические критерии развития, преимущества рыночной конкуренции и эффективной системы социальной защиты трудящихся, идеи рыночного саморегулирования и государственного управления. На первом этапе реализации этой модели преобладало государственное регулирование. Однако поиски путей перехода к рынку продолжаются и сегодня. Тем не менее, можно сказать: в Республике Беларусь заложены основы социально ориентированного государства. Основной целью такого государства является создание условий для свободного развития личности и реализации её интересов, которые соотносятся с интересами общества. Закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства - одна из самых отличительных черт Конституции Республики Беларусь.
Это является основой содержания формирующейся идеологии белорусского государства, которая аккумулирует всё позитивное из исторического прошлого народа Беларуси и его достижений на современном этапе.
Идеология не только подытоживает опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но также служит основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, объясняет явления и ищет новые пути решения проблемы. В зависимости от своего содержания идеология, отражающая общественное бытие, различно влияет на ход социальной жизни людей. [3, с.28]
На сегодняшний день перед Республикой Беларусь стоит проблема выбора дальнейшего пути развития белорусской государственности. Различные общественные и политические силы республики предлагают свои варианты этого развития. В частности, совершенствовать существующую белорусскую государственность; найти идеалы национальной государственности в истории белорусского народа и воссоздать их; взять за образец для подражания государственность какой-либо западной державы и т.д. Наиболее выверенной и с учётом опыта национальной государственной жизни, и с учётом перспектив развития белоруской государственности в современном мире является формула, приведенная в Конституции РБ: «Республика Беларусь — унитарное демократическое правовое социальное государство». Она означает, что главным содержанием данного этапа развития национальной государственности Республики Беларусь является формирование основ эффективного, демократического правового государства и гражданского общества, развитие общественного самоуправления, обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия. [6]
4 Объяснить выражение: «Чтобы изменить будущее, нужно изменить представления о прошлом»
Есть известное выражение: «Не зная истории – невозможно творить будущее». Его можно рассматривать как в индивидуальном случае, так и в масштабе всемирной истории.
История имеет определённые циклы своего развития; цивилизации появляются, достигают пика развития, затем исчезают и на смену им приходят новые. Повторяются ошибки в меньшей или большей степени. Но прошлое даёт нам опыт. Глядя на ошибки других, мы учимся сами. Это касается как человека, так и народов, цивилизаций. Опираясь на опыт других, мы развиваемся. Развитие означает изменение, получение чего-то нового, которое частично или полностью отличается от старого. Но для этого нужно переосмыслить то, что мы имеем, проанализировать, сделать выводы.
Прошлое есть у каждого. Если взять те события, которые с нами происходили, посмотреть на них с другой стороны, то можно сделать вывод о том, в каком месте мы совершили ошибку. Информация – это то, что даёт опору в принятии выбора. Каждый выбор приводит к какому-либо результату. Результаты выборов суммируются, и получается возможное будущее. Это возможно благодаря тем знаниям, которые были получены при анализе прошлого. Однако необходимо смотреть на прошлое так, чтобы уловить, в чём именно была ошибка. Иногда, для того, чтобы понять, где всё пошло не так, нужно переосмыслить настоящее.
Можно привести такой пример. Человек курит 10 лет, не считает это зазорным, но начинаются внезапные приступы кашля. Сначала он подумает на ангину, потом подумает ещё раз и вспомнит то, как он каждый день в течение 10 лет выкуривал по пачке сигарет. Он задумается о том, что его ждёт дальше: рак, неспособность к репродуктивности, смерть раньше отмеренного срока. Если он возьмётся за своё здоровье сейчас, в момент, когда появились первые звоночки о том, что организм начинает барахлить, то ещё сможет если не избежать результата нанесённого вреда, то хотя бы уменьшить степень урона. Главное, что этот человек должен сделать, так это понять, что курение – не только разновидность успокоительного или модная привычка, но и способ быстро умереть. В таком случае, он изменит представление о своём прошлом, тем самым изменив своё будущее.
Будущее можно изменить, каждый выбор ведёт к своему результату. Но пытаясь его изменить или привести к более-менее приемлемому варианту, следует опираться на накопленный опыт, ведь на ошибках стоит учиться, для того чтобы их больше не совершать.
Список использованных источников
1 Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник. – Минск, 2004.
2 Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Минск, 2007.
3 Основы идеологии белорусского государства: Учебн. Для вузов / под. Ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
4 Белорусский путь / Под ред. О.В. Пролесковского и Л.Е. Криштаповича. – Минск, 2010.
5 Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. – 2003. – 29 марта.
Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.
6 Белорусская государственность
на современном этапе / [Электронный ресурс]
– 2014. - Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com/
7 Государственность / [Электронный ресурс] – 2014. - Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/9661 Дата доступа: 14.12.14.
Информация о работе Идеология государственности в системе государственной идеологии