Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:09, контрольная работа
Но у Рима была другая судьба, изменяясь вшене, расширяя постепенно свою территорию, Рим изменялся и внутренне – сложные экономические отношения требовали перестройки римского права на начала индивидуализма, на утверждении свободы собственности, свободы личности, свободы договоров и завещаний.
Таким образом, Рим, пройдя путь от маленькой общины до великой Империи, оставил после себя то наследие в юриспруденции, которое составило основу почти всего права современности.
1. Введение
Структура и содержание «Институций» Гая
Правовое положение населения
Вещное право
Обязательственное право
2. Положения об исках
3. Заключение
Библиография
Также в этой книге рассматривается различные виды завещаний. Статья 101 говорит, что вначале было два вида завещаний «завещание составляли или перед лицом всего народа в куриальных собраниях» и «перед выступлением на поле сражения». Третий вид определяется в ст. 102, и называется «завещание посредством меди и весов». Его суть заключается в том, что тот, кому грозила смерть торжественно обрядом манципации передавал свое имущество другу и просил его распределить согласно меду наследниками. Наследовать могли как родственники, так и чужие люди, наследовать могли не только свободные, но и рабы.
Обязательственное право.
Книга 3 «Об обязательствах» начинается с продолжения рассмотрения наследственного права.
Гай в ст. 88 делит все обязательства на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Далее юрист останавливается на рассмотрении видов обязательств из договоров – они делятся на те, которые возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением. «Res — в смысле передачи вещи, verba — произнесение слов, litterae — письмо, consensus — выражение согласия (неформальное) — таковы различные основания возникновения обязательства из контракта, различные causae obligandi — основания установления обязательственной связи». Отсюда и четыре вида договоров: реальные, вербальные, литеральные и консенсуальные. Причем каждая из названных категорий охватывала точно определенные виды сделок.
Вербальные договоры. К ним относились: sponsio, stipulatio,
Sponsio это договор религиозного характера, при котором дававший обещание произносил клятву. Sponsio заключалось только между римскими гражданами, которые произносили определенные слова «Обязуешься торжественно дать? Обязуюсь». (ст.91)
Stipulatio это основной вид вербальных контрактов, который заключался «посредством вопроса и ответа» (ст.92). Для стипуляции были характерны следующие черты: Присутствие обеих сторон, устная форма. «К участию не допускались глухие и немые, соответствие глагола в вопросе глаголу в ответе
кредитор может требовать только то, что было обещано, без всяких дополнений; он не может требовать ни убытков, ни процентов» . Если то, что стиплируется не может быть дано, то стипуляция считается ничтожной.
Литеральные договоры заключались письменно. Например, заносились в приходнорасходную книгу (ст.128) , составлялись долговые расписки. Чаще всего это были договоры, которые были нужны в торговом обороте.
Реальные договоры, помимо соглашения требовали реальной передачи вещи. В ст. 90 Гай определяет вид такой сделки заем. Заем характеризуется следующими чертами. Вопервых, вещь передавалась заемщику в собственность, срок договора мог быть как определен, так и неопределен. Обязанность по договору лежала на заемщика, а именно: обязанность возврата заимодавцу вещи того же свойства и качества. Хотя заем был и безвозмездным, но часто он сопровождался стипуляционными соглашениями о выплате определенных процентов. Риск случайной гибели по договору лежал на заемщике как собственнике вещи. Еще одним видом реального договора является ссуда. Ее юридическое содержание сводится к тому, что «одно лицо (коммодант, ссудодатель) передает другому (коммодатарию, ссудопринимателю) индивидуальноопределенную вещь во временное безвозмездное пользование, а ссудоприниматель обязывался вернуть ее в неповрежденном состоянии» . В эту же группу входят договоры хранения и заклада.
Косессуальные договоры.
К ним в ст. 135 Гай относит
договор купли продажи, найм, товарищество,
поручение. Для возникновения
Обязательство исполняется платежом должного, акцептиляцию; акцептиляция же есть воображаемая уплата посредством меди и весов, которая была принята в определенных случаях, если, например, следует чтолибо на основании юридического акта, заключенного посредством меди и весов, или если долг возник по судебному решению. Тогда спрашивали : «Получил ли ты то, что я тебе обещал?», и отвечали: «Получил».
Обязательства из деликтов.
Обязательства из деликтов возникали, если кто совершил воровство, нанес обиду, разграбил имущество, причинил убыток то обязательства. Например, ст. 190 гласит: «За тайное воровство взыскивался по закону XII таблиц тройной штраф; этот штраф также одобрялся претором». Или ст. 195 определяющая понятие воровства «Воровство бывает не только тогда, когда ктолибо уносит чужую вещь, но и вообще, когда кто присваивает себе чужую вещь вопреки воле ее господина» . Таким образом, тот, кто совершал противоправные действия, обязан был понести, выражаясь современным языком, неблагоприятные последствия личного или имущественного характера. Ответственность наступала в виде возмещения ущерба и бесчестия.
«Общего понятия деликта римским правом не было выработано, однако внимание уделялось отдельным типам деликтных обязательств, установлению ответственности виновных лиц» .
Положения об исках.
Гай в ст. 1 книги 4 делит иски на личные и вещные. Личный иск (кондиция) вдвигается против того, кто ответственен либо по договору, либо по деликту и кто обязан сделать, передать или предоставить чтолибо. Вещные иски (кондикации) это те иски, в которых заявляется, что определенная телесная вещь принадлежит нам, или начинается спор, с «требованием к соседу не мешать нам использовать свое право пользоваться вещью». На случай совершения преступлений сыновьями или рабами, ст. 75 устанавливает ноксальные иски, по которым господин или отец обязан либо сами предстать перед судом, либо выдать виновного.
Иски подавать либо от своего имени, ибо от чужого, в качестве, к примеру, опекуна. По ст. 139 претор либо консул могут вносить свои решения по прекращению споров декрет либо интердикты. Суть декрета заключается в том, что ктолибо должен совершить определенные действия, суть же интердикта состоит в воздержании от этих действий.
Заключение.
«Институции» Гая посвящены своей большею частью разбору гражданского права. В них дается логическое деление гражданского права на то право, которое относится к правовому положению человека, на вещное, обязательственное право и на право, относящееся к исковой деятельности. Эта институциональная система, в которой изложил нормы Гай, была значительным шагом в понимании права. В «Институциях» материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права от средств их защиты.
Из книги первой мы можем сделать вывод, что в Риме существовало не просто разделение людей на свободных и рабов, но разделение происходило по трем факторам, а именно состояние свободы (свободнее и рабы) состояние гражданства (римские граждане латины, перегрины) и положение в семье (властные подвластные). Таким образом, чтобы быть абсолютно правоспособным человеком в Риме, необходимо было быть свободным римским гражданином и иметь власть в семье.
Из книги второй и
книги третьей мы видим, насколько
разнообразны были имущественные отношения,
насколько проработана эта
Деление исков на кондиции
и виндикации также напоминают существующие
в современном гражданском
Таким образом, гражданское римское право, разработанное римскими юристами, оказало огромное влияние на развитие и становление современного гражданского права. Многие понятия, выработанные более двух тысяч лет назад, используются до сих пор. «Институции» Гая содержали научный обзор всего гражданского права Рима и благодаря своей краткости, ясности, четкости стали использоваться в качестве основания для лекций в школах правоведения. Они также по приказу Юстиниана послужили основанием и главным источником составленного официального руководства или закона. «Институции» Гая позволяют нам изучить римское гражданское право, и, конечно же, еще раз восхититься развитостью римской цивилизации, высотой правовой мысли.
Список литературы
1. Новицкий И.Б., Перетерского И.С. М.: Юриспруденция, 2000, 448 с.
2. Новицкий И.Б. Римское право.— Изд. 7е стереотипное. М., 2002, 310 с.
3. Баринова М.А., Максименко С.Т. «Римское частное право» 2006, 208 с.
Покровский И.А. История римского права М.: Харвест (Аст), 2005., 528
4. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. «История государства и права зарубежных стран» М.: НормаИнфраМ, 2001 624 с.
Черниловский З. М., Садиков В.Н. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права» М.: Юридическая литература, 1994. 472 с.