Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:09, контрольная работа
Но у Рима была другая судьба, изменяясь вшене, расширяя постепенно свою территорию, Рим изменялся и внутренне – сложные экономические отношения требовали перестройки римского права на начала индивидуализма, на утверждении свободы собственности, свободы личности, свободы договоров и завещаний.
Таким образом, Рим, пройдя путь от маленькой общины до великой Империи, оставил после себя то наследие в юриспруденции, которое составило основу почти всего права современности.
1. Введение
Структура и содержание «Институций» Гая
Правовое положение населения
Вещное право
Обязательственное право
2. Положения об исках
3. Заключение
Библиография
Пензенский филиал
Негосударственного
Высшего профессионального образования
«Академия МНЭПУ»
Факультет: Экологии, управления и права
Специальность: Юриспруденция
Кафедра: Римское право
Дисциплина: Римское право
Контрольная работа
На тему: «Институции Гая»
Студентка гр. ЮБ-1
Скутельник Анна
Проверила:
Садовникова Е.И.
Пенза 2013 г.
Содержание.
1. Введение
Структура и содержание «Институций» Гая
Правовое положение населения
Вещное право
Обязательственное право
2. Положения об исках
3. Заключение
Библиография
Введение.
Римское право занимает в истории человечества особое место, как ярко заметил И. А. Покровский «оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» .
Римское право зародилось, когда Рим представлял собой крошечное общественное образование, подобное другим общинам средней Италии. Тогда римское право представляло собой примитивную архаическую систему, и если бы оно остановилось на этой стадии, то вероятнее всего затерялось бы в пучине времен.
Но у Рима была другая судьба, изменяясь вшене, расширяя постепенно свою территорию, Рим изменялся и внутренне – сложные экономические отношения требовали перестройки римского права на начала индивидуализма, на утверждении свободы собственности, свободы личности, свободы договоров и завещаний.
Таким образом, Рим, пройдя путь от маленькой общины до великой Империи, оставил после себя то наследие в юриспруденции, которое составило основу почти всего права современности.
Важный вклад в развитие римского права внес римский юрист Гай. О нем практически ничего не известно, даже полное имя его упоминается современниками. Он обретает большое влияние, повидимому, только с IV века, когда его «Institutiones» становятся всеобщей настольной книгой. Так как его личность до сих пор остается загадкой, то высказываются различные предположения, например Моммзен, полагал, что Гай был провинциальным юристом, жившим, вероятнее всего, в Азии. Ф. Книп считал, что Гай жил в Византии. Существовало также мнение, что «Gajus есть не что иное, как псевдоним упомянутого выше Gajus Cassius Longinus (Лонгинеску), но и это мнение было опровергнуто (Герцен)» . Точно же известно, что сам Гай причислял себя к школе сабиньянцев.
«Институции» Гая были найдены в 1816 г. Нибуром в библиотеке Веронского Собора. Рукопись имеет довольно много испорченных мест, поэтому не все ее содержание может быть понято.
Целью данной работы является рассмотрение «Институций» Гая, как яркого источника римского права. Вместе с этим, более подробное изучение основных институтов римского права, а также анализ их влияния на становление современного права.
Структура и содержание «Институций» Гая.
«Институции» Гая представляют
собой изложение как
Хотя «Институции» Гая отличаются от институций других римских юристов своей полнотой и четкостью изложения, в них прослеживается некие неточности, например, ставится вопрос, а ответа не дается. Поэтому существует предположение, что эти «Институции» всего лишь записки лекций Гая сделанные одним из его учеников.
Но несмотря ни на что, «Институции» легли в основу «Институций» Юстиниана, который сохранил четырехкнижную первоначальную структуру, сочинение Гая пользуется уважением у юристовпрактиков, составляя одно из сокровищ античности, дошедших до наших дней.
Правовое положение населения.
Наиболее важным в
первой книге «Институций» является
определение правового
Далее следует деление лиц в праве на властных и подвластных. Подвластные находятся под властью отца, под властью мужа либо в кабальной зависимости от коголибо (ст.49). Таким образом, правоспособность лица определялась тремя факторами.
1) status libertatis — состояние свободы,
2) status civitatis — состояние гражданства,
3) status familiae — семейное состояние.
С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis — римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины);
с точки зрения status familiae — самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какоголибо paterfamilias (лица alieni iuris, «чужого права»). Таким образом, полная правоспособность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье .
Остановимся подробнее на каждом правовом статусе лица.
Римские граждане.
Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем — путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу. Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii); в) право быть избираемым в магистраты (ius honorum). Женщины политических прав не имели. В области частноправовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась из ius conubii право вступать в регулируемый римским правом брак и ius commerciiправо быть субъектом имущественных отношений. Брак совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей. Давность по ст. 111 является непрерывное сожительство в течение года, жертвенный хлеб – это специальный, торжественный обряд при 10 свидетелях при котором потребляется пшеничный хлеб. Купля – это вступление женщин во владение мужа путем манципации, то есть на основании символической продажи при не менее чем 5 свидетелях и весовщика. Женщине независимо от ее возраста и малолетним назначался опекун, если такой был не определен, то опекуном становился агнат, то есть родственники, соединенные родством через мужской пол. Коганат это родственники по женской линии
Существовало такое понятие, как умаление правоспособности. Оно бывало трех видов наибольшая, меньшая, которую некоторые называют среднею, и наименьшая. Наибольшая бывает тогда, когда ктолибо теряет одновременно и гражданские права и свободу. Это случается, например, с теми, которых продают в чужую страну (ст.160). Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с тем, кого изгоняют из пределов отечества (ст. 161) . Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, кто, например, усыновляется.
Граждане, относившиеся к числу вольноотпущенных, оставались носителями ограниченной правоспособности в сфере как , так и частноправовых отношений. Прежнее состояние рабство навсегда налагало печать на правовое положение человека.
В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, они не имели ни ius honorum, ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов. Утрата римского гражданства. Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima). «Основанием к утрате гражданином свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Однако, если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, postliminium, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав» .
Латины.
Латинами первоначально называли жителей Лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. н.э. (это latini veteres, древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). latini veteres в области имущественного права обладали теми же правами, что и римские граждане; ius conubii они имели только тогда, когда им его предоставляли. Latini coloniarii не имели ius conubii, ius commercii, а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis) эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не имели права. Латины могли приобрести римское гражданство.
Перегрины.
Статьи 14 и 15 определяют положение перегринов (Peregrini dediticii)как тех, которые «некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались.
Следовательно, рабов, подвергшихся такому бесчестию и отпущенных на волю в каком бы то ни было возрасте и каким бы то ни было образом, никогда не будем считать римскими или латинскими гражданами, хотя бы они были в полной собственности (no jus Quiritium и gentium) господ, но всегда будем их причислять к покоренным и сдавшимся римскому народу» . Таким образом, по «Институциям» Гая перегрин считались практически бесправными.
Рабы.
Раб определяется в «Институциях» Гая не как субъект права, а как объект, категория наиболее необходимых в хозяйстве вещей – res mancipi, приравненный к скоту и земли. Власть рабовладельца над рабом абсолютна, он может его продать, наказать. Но ст. 53 определяет, что никому из господ не позволено особо жестоко обращаться со своими рабами. Раб не может вступить в законный брак, отношения с рабыней могут носить чисто фактический характер. От рабыни и свободного рождается раб, от свободной и раба рождается свободный. Хозяин мог отпустить раба на волю, но для этого требовалось соблюсти необходимые предусмотренные условия.
Вещное право.
Гай делит все вещи на имеющие божественное значение и имеющие человеческое значение. Человеческие вещи находятся либо в государственной собственности, либо в частной. Далее все физические вещи подразделяются на манипируемые и неманципируемые (res mancipi и res nec mancipi) К манципируемым вещам относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее строения на италийской земле; res nec mancipi причисляют также сервитута городских имений. Неманципируемые вещи переходят на основании продаж, дарения или другого способа без соблюдения формальностей становятся собственнотью другого. Манципиремые же вещи требуют специальной процедуры. Какую силу имела манципация, такую силу имел и in jure cession, которое также имело определенный обряд, произнесения слов перед наместником или магистратами какойлибо провинции. Манципация же представляла собой обряд, в котором, как же отмечалось при не менее чем пяти свидетелях и весовщике произносилось следующее: « Утверждаю, что этот раб (другая манципируемая вещь) по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. В ст. 41 Гай упоминает о таком способе приобретения права собственности как давность владения «…ибо раз истек срок давности, вещь становится твоею полною собственностью, не только бонитарною, но и квиритскою, как если бы она была передана другому лицу манципацией или цессией…» Остановимся теперь на понятиях бонитарная и квиритская собственность. Квиритская собственность это собственность полноправного гражданина Рима. Претор, в случаях, когда приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя и фактически закреплял приобретенную вещь в состав своего имущества (in bonis).
В ст. 69 книги 2 , гласящей «По общенародному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятелей» Все захваченные вещи являются собственностью захватчика. Если же на чьелибо земле воздвигнут дом или посажено растение, пустившее корни, то это становится собственностью того, в чьей собственности находится земля (ст. 73, 74 книги 2).
Помимо права собственности определяется также и права пользования чужой вещью. Самой важной категорией прав на чужую вещь являлись так называемые сервитутные права (или сервитута), состоявшие в праве одного лица пользоваться (в какомнибудь определенном отношении или в нескольких отношениях) вещью, принадлежащей другому лицу. К правам на чужие вещи относились также, залоговое право, которое «устанавливалось в обеспечение платежа по какомунибудь обязательству, обеспеченному залоговым правом, обратить взыскание на заложенную вещь».