Институт гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.
«Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства»1. Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей.

Содержание работы

Введение ………….…………………………………..……………………………….. 3
Гражданское общество …………………………………………………………… 6
1.1.Понятие, становление и развитие гражданского общества ………………….6
1.2.Принципы и признаки гражданского общества ………...…………....……. 11
2. Особенности института гражданского общества в России …...……………….. 13
2.1.Особенности формирования гражданского общества в России ……..…… 13
2.2. Проблемы и трудности формирования гражданского общества в
современной России ………………………………………………………… 18
Заключение …………………………………………….…………………………….. 21
Список использованной литературы ……………….……………………………… 23

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 44.73 Кб (Скачать файл)

И все-таки, какой можно сделать вывод  по этому аспекту рассматриваемой  проблемы? Можно отметить, что за годы реформ в России действительно  стал формироваться новый экономический  класс, использующий наемный труд. Если учесть, что значительная часть этого  нового класса сосредоточена в мегаполисах, то общая картина формирования новых  экономических отношений и их возможных последствий для страны, по крайней мере, на сегодняшний  день очевидна. Можно констатировать, что за годы реформ в стране пока так и не сложился самостоятельный и, самое главное, самодостаточный «средний класс», который по своему реальному статусу способен выступать социальной опорой новой социально-экономической и политической системы, сознательно и организованно защищать свои интересы и ценности, активно влиять на принятие и реализацию властью политических решений, разработку стратегии государственной политики. Для этого у него нет, ко всему прочему, и сложившихся действенных институтов опосредования его собственных интересов. Словом, в современной России беспомощно скорее не государство, которое обладает легитимной машиной насилия и убеждения, а общество. И задача государства в современной ситуации должна сводиться не столько к усилению верховной власти, сколько к созданию условий для формирования в стране действенных структур гражданского общества, установлению климата доверия между государством и обществом, толерантной среды функционирования и развития демократической социально-политической системы.

К оптимистическим  факторам становления гражданского общества в России можно отнести:

1. зарождение  среднего класса как социальной  базы зрелого гражданского общества;

2. при  всех сложностях российской действительности  наличие в обществе высокого  уровня социального оптимизма; 

3. укрепляющееся  у общества осознание необходимости  опоры на собственные силы;

4. меняющуюся  ментальность молодежи как стратегического  ресурса демократических преобразований  в стране, все более ориентирующуюся  на ценности рыночной экономики  и открытого общества.

К факторам торможения процессов формирования в стране гражданского общества можно  отнести трудности или проблемы объективного и субъективного характера.

К трудностям объективного характера относятся:

1. новизна  стоящих перед страной проблем  и возникающие в этой связи  возможные ошибки и просчеты  в их решении;

2. разнородность  социального, экономического, культурного  уровней развития субъектов Российской  Федерации, отрицательно влияющая  на динамику всех процессов  российского транзита;

3. отсутствие  единой, мощной национальной идеи, которая могла бы консолидировать  нацию на решение задач российского  транзита, выступить «государственной  философией» стратегического развития  страны.

Наиболее  негативные последствия на процесс  демократизации, на формирование в  стране основ гражданского общества влияют, конечно, проблемы субъективного  характера. К ним можно отнести:

1. сложившуюся  в стране корпоративно-бюрократическую  государственность;

2. нарушение  в стране принципов правового  государства «равенства всех  перед законом»;

3. игнорирование  политической элитой страны реального  человека как объекта, цели  и конечного результата проводимых  в стране реформ. Тяжесть реформ  всегда и везде ложилась, прежде  всего, на плечи широких народных  масс;

4. ставка  в развитии бизнеса не на  формирование реального «среднего  класса», не на создание условий  «равных возможностей»;

5. выборочный  принцип подхода к борьбе с  коррупцией. Видимость борьбы с  коррупцией государство создает  за счет своей борьбы по  преимуществу только с низовой  коррупцией;

6. дефицит  нравственности у власти и  общества и понимания политическим  классом исторической ответственности  перед страной;

7. продолжающееся  непростительное ослабление воспитательных  функций государства, общей и  политической социализации российских  граждан и особенно молодежи13.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всего  вышесказанного можно сделать следующие  выводы.

Гражданское общество - общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

Становление гражданского общества есть бесконечный  процесс совершенствования всех без исключения сторон жизнедеятельности  людей.

В данной работе изучались принципы и признаки высокоразвитого гражданского общества и в ходе ее написания выяснилось, что главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами.

Процесс формирования гражданского общества в  нашей стране имеет свои особенности  и сложности, в связи с тем, что на пути формирования гражданского общества стоит российская бюрократия. Таким образом, напрашивается вывод, что данный процесс в нашей  стране будет длительным и болезненным.

Таким образом, институт гражданского общества –  это идеал, к которому нужно стремиться, но который, при этом, труднодостижим. Предполагается, что гражданское  общество не может существовать в  отдельно взятой стране, подобно коммунизму, либо оно будет во всем мире, либо нигде. В данный момент такое государство  не может существовать по разным причинам: во-первых, для этого должны измениться люди (их менталитет), во-вторых, не должно быть отрицательных внешних воздействий  со стороны других государств (война, экономическая блокада), также, в-третьих, нежелательны революции, экономические  ситуации, чрезвычайные происшествия. Потому как в этих случаях подтверждается неэффективность демократии, власть в подобных ситуациях должна находиться в одних сильных руках.

Логика  развития российских реформ, выявляет одну вполне определившуюся тенденцию, суть которой состоит в том, что  процесс формирования гражданского общества в России может быть реализован только на основе встречного движения общества и государства. А это  предполагает, что историческая перспектива  встречного движения сил и воль государства  и становящегося в стране гражданского общества к установлению между ними определенного баланса, ведущего к  стабильности и устойчивому развитию страны, займет достаточно длительный период, в котором вполне могут  быть как прорывы, в решении этой проблемы, так и откаты. Мы никогда  не должны забывать историю российских реформ, которые всегда осуществлялись сверху и которые никогда не завершались  достижением поставленных целей  и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Автономов А.С., Абросимова Е.Б., Абова Т.Е. Юридическая энциклопедия / под ред. ак. Топорина Б.Н. - М.: ЮРИСТЪ, 2001. – 1272 с.
  2. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. - М., 2006. – 303 с.
  3. Баглай М.Б. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2006. – 390 с.
  4. Вавилин Е.В., Цыбуленко З.И., Малько А.В. Краткий юридический словарь / под. ред. Малько А.В.- М.: Проспект, 2008. – 496 с.
  5. Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // МЭ и МО – 2006. - № 9
  6. Иеринг Р. Борьба за право. - М., 2006. – 411 с.
  7. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. - М.: Высшее образование, 2009. – 359 с.
  8. Краткий юридический словарь. / Волосов М.Е., Додонов В.Н. и др. - М., 2003. – 304 с.
  9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. - М., 2006. – 448 с.
  10. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. На пути к социалистическому правовому государству // Пульс реформ. - М., 2005. – 111 с.
  11. Лазарев В.В., Линень С.В. Теория государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник для вузов. Гриф УМО. - М.: ЮРАЙТ, 2010. - 634 с.
  12. Лукашева Е.А. Права человека. - М.: НОРМА, 2005. – 298 с.
  13. Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: КроРус, 2009. – 496 с.
  14. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2007. – 432 с.
  15. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МОРФ. – М.: НОРМА, 2009. – 848 с.

 

  1. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: ЮРАЙТ, 2010. – 379 с.
  2. Радько Т.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2009. – 752 с.
  3. Рассолов М.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: ЮРАЙТ, 2010. – 635 с.
  4. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.К. Бабаева. - М., 2006. – 592 с.
  5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2007. – 475 с.
  6. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: ЮРИСТЪ, 2006. – 420 с.
  7. Теория государства и права. Учебник. / Матузов Н.И., Малько А.В. - М., 2004. – 512 с.
  8. Уголовный процесс России: Учебник./Отв. ред. В.Т. Томин. – М., 2006. – 219с.
  9. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. - М., 2003.
  10. Четвернин В.А. Понятие права и государства. - М., 2007. – 179 с.
  11. Эсмен А. Общие основания конституционного права. - СПб., 2004. – 312 с.

1 Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // МЭ и МО – 2006. - № 9

2 Лукашева Е.А. Права человека. - М.: НОРМА, 2005. – 298 с.

3 Иеринг Р. Борьба за право. - М., 2006. – 411 с.

4 Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2005., с. 34

5 Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2006. – с.176

6 Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.К. Бабаева. М., 2006., с. 101

7 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2007. стр. 226

8 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2007. стр. 227

 

9 Теория государства и права: Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005, с. 56.

10 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. - М.: Высшее образование, 2009. – 359 с.

11 Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МОРФ. – М.: НОРМА, 2009. – 848 с., стр. 59

12 Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // МЭ и МО – 2006. - № 9

13 Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. - М., 2006. – 303 с.


Информация о работе Институт гражданского общества