Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:18, контрольная работа
Цель работы состоит в исследовании политической природы и содержания институциональных черт и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Введение…………………………………………………………………………...3
Конституционно-правовые базы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах…………5
Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти…………………………...9
2.1 Основные аспекты деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации……………………………………………………….…..9
2.2.Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………….………..…17
Список использованной литературы……
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Основные аспекты деятельности
полномочного представителя Президента
Российской Федерации………………………………………………………
2.2.Аппарат полномочного представителя
Президента Российской Федерации в федеральном
округе………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..……..
Введение.
Становление и развитие
Российской Федерации в 90-х
годах XX века характеризовалось
системным кризисом, одной из
составляющих которого стало
нарушение политического
Актуальность исследования данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
Цель работы состоит в исследовании политической природы и содержания институциональных черт и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
До принятия Конституции
1993 г. Президент определялся как
высшее должностное лицо и глава
исполнительной власти, не владеющий
возможностями устанавливать
Президент и Правительство Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 78 Конституции, обеспечивают воплощение возможностей федеральной государственной власти на всей местности РФ. Естественно, что почти все из вверенных ему возможностей глава страны реализует при помощи должностных лиц и органов, в ряде случаев прямо указанных в Конституции. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, воспринимает меры по охране суверенитета, независимости и целостности страны, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» институт полномочного представителя Президента РФ в регионах был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: Территория Российской Федерации была распределена на семь федеральных округов: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский, переименованный президентским указом от 21 июня 2000 г. №1149 в Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск).
В современной России под
федеральным округом понимается
территория, в пределах которой действует
полномочный представитель
Федеральные округа не владеют никакими признаками субъекта Федерации, их принципы образования совершенно другие. Они созданы главой страны для обеспечения выполнения собственных конституционных возможностей в пределах территорий, где действуют должностные лица Администрации Президента РФ и работают её структурные подразделения. По собственному правовому положению федеральные округа идентичны с таковыми единицами «абстрактного» деления РФ, как округа военные либо пограничные. В них отсутствуют так называемые органы исполнительной власти общей компетенции и органы представительной власти. Вместо этого в пределах соответственных округов действуют особые органы исполнительной власти.
Из текста указа Президента
РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном
представителе Президента Российской
Федерации в федеральном
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе — должностное лицо, назначаемое Президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.
В Конституции заложена «система
сдержек и противовесов», способствующая
сбалансированному
Цель сотворения данной специальной единицы деления страны видится в необходимости оптимизации функционирования в Российской Федерации системы территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, равно как для усиления контроля над системой территориальных органов федеральными органами исполнительной власти.2
Укрепление государственности заключается в том, чтобы в интересах развития страны были собраны и отлично применены деньги, промышленный и, несомненно, кадровый потенциал. С данной точки зрения концентрация функций в руках ограниченного круга исполнителей является принципиальным рычагом, который должен может быть обеспечен при помощи нового государственно-правового института. Сейчас конкретно на полномочных представителей возложена обязанность по постоянному представлению
докладов Президенту Российской Федерации об обеспечении государственной сохранности, о соблюдении прав и свобод человека, о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном окружении. Все эти вопросы должны постоянно находиться в поле зрения полномочного представителя Президента Российской Федерации.
Действующая Конституция
не ограничивает Президента РФ в назначении
своих полномочных
Вместе с тем нельзя не заметить,
что введение института полномочного
представителя Президента РФ в федеральном
округе отдалит регионы от Центра,
поскольку вводится промежуточное
звено. Лидеры регионов во многом лишаются
возможности прямого выхода на главу
государства, взаимодействие между
ними будет в большей мере опосредованным,
в то время как решение ряда
ключевых вопросов требует прямого
(непосредственного) взаимодействия глав
регионов с Президентом РФ. Поэтому
ограничение возможности
Вопрос о кадрах в России был и остается главным. При формировании же корпуса президентских представителей как определенного зеркального отражения самого Президента РФ в регионах решение кадрового вопроса усложняется многократно. Но все же следует попытаться проследить президентскую логику в личностном выборе собственных представителей в округах в момент создания данного института (2000 год).
В 2000 г. Президент Путин в подборе собственных представителей исходил, как нам представляется, из 2-ух ценностей - прошлой деятельности и проблем региона, делая упор на состоявшихся управленцев и опытнейших исполнителей в возрасте 40-60 лет (С.В. Кириенко - Л.В. Драчевский). Так, в Центральный федеральный округ полпредом назначили в прошлом генерал-майора госбезопасности Г.С. Полтавченко, который в 1993-1999 гг. управлял налоговой полицией в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (генерал-майор налоговой полиции), что для данной местности очень актуально. К тому же он имел опыт работы полномочным представителем Президента РФ в Ленинградской области. В Северо-Западный - В.В. Черкесова, опять-таки генерал-полковника госбезопасности, в недалеком прошлом заместителя директора ФСБ, имеющего представление о криминальной ситуации в регионе. Южный округ, узнаваемый своими застарелыми неувязками новейших кавказских войн, естественно, возглавил военный - генерал армии и Герой Российской Федерации В.Г. Казанцев; правда, при всем этом к тому же кандидат педагогических и философских наук, действительный член Русской Академии социальных и гуманитарных наук и знатный доктор Ростовского государственного строительного института.
Полпредом в Приволжском округе Указом Президента Российской Федерации “ О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе” от 13 мая 2000 года №8494 был поставлен довольно опытный политик и управленец С.В. Кириенко. Сложность криминальной ситуации в регионе, видимо, легла в базу назначения полпредом в Уральский федеральный округ генерал-полковника, заместителя (1994-2000 гг.) министра внутренних дел РФ П.М. Латышева. Трудности приграничного характера в Сибирском окружении, видимо, сыграли роль при назначении полномочным представителем П.В. Драчевского, в прошедшем работника МИД, министра по делам СНГ. В приграничный Дальневосточный федеральный округ был ориентирован бывший военный, генерал-лейтенант в отставке К.Б. Пуликовский (в 1994-1996 гг. командующий группировкой русских войск в Чечне). Так что опыт и доверие Президента сыграли основную роль в определении Президентом РФ В.В. Путиным собственных первых региональных представителей.
Правовой статус президентского представителя описывает "Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", которое было утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 и подвергалось незначимой корректировке указами 2000-2005 гг.
По собственному положению в системе исполнительной ветки власти в РФ полномочный представитель как раз и представляет одну точек опоры вертикали власти в регионах. Это обеспечивается тем, что он непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему, а срок возможностей связан с решением президента, но не может превосходить срока возможностей собственного патрона. За управляющим Администрации Президента РФ закрепляется определение порядка взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и иными подразделениями Администрации. При всем этом представитель Президента, естественно, связан только федеральным законодательством и в собственной деятельности управляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями и другими решениями Управляющего Администрации Президента Российской Федерации.