Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа
В науке государственного управления уделено немалое внимание исследованию проблем исполнительной власти и классификации государственных органов. Изучив мнения таких ученых как: Г.А. Василевич, В.А. Божанов, В.Н. Матарас, А.А. Соколовский, А.В.Дорошенко, В.А.Сиринько, А.Н. Бодак, И.В.Козелецкий, В.Н. Дубовицкий – можно сделать вывод, что наука государственного управления так и не выработала универсального определения исполнительной власти и классификации государственных органов. Итак, в данной работе считаю необходимым сопоставить различные классификации
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исполнительная власть: понятие и функции……………………......4
1.1 Исполнительная власть и государственное управление………………...
1.2 Функции исполнительной власти……………………………………….. .
Глава 2. Система органов исполнительной власти в Республике Беларусь. 10
2.1 Понятие органа исполнительной власти………………………………….
2.2 Система и структура органов исполнительной власти…………………..
2.3 Классификация органов исполнительной власти………………………...
Глава 3. Пути совершенствования системы органов исполнительной власти в Республике Беларусь...............................................19
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………………………………………22
7) охранительная (юрисдикционная) функция, т.е. означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства [15, с. 195].
К.С. Бельский делит их на два уровня. К первому уровню относит три основные функции исполнительной власти:
1) функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности;
2) регулятивно-управленческая функция по руководству экономикой, финансами, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства;
3) функция обеспечения прав и свобод граждан.
Ко второму уровню функций исполнительной власти, имеющих вспомогательный характер, автор относит нормотворческую, оперативно-исполнительную и юрисдикционную функции [1, с. 20].
Подход К.С. Бельского к выделению функций исполнительной власти на два уровня является оправданным. Однако, по мнению В. Н. Дубовицкого, в первый уровень входит только одна функция - исполнительно-распорядительная (управленческая) [8, с. 65]. Она является своего рода главной и отправляющей.
К основным (общим) функциям исполнительной власти следует отнести:
1) регулирующую;
2) правоприменительную;
3) нормотворческую;
4) юрисдикционную.
Эти функции следуют за главной функцией и обеспечивают её реализацию. Указанные функции находятся в тесной взаимосвязи и содержание одной может перекрывать содержание другой. Представляется, что данная классификация, является наиболее оправданной и полной, она отражает всю сферу действий исполнительной власти.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1 Понятие органа исполнительной власти
Органы исполнительной власти
(государственного управления) среди
субъектов административного
Орган исполнительной власти - это организация, которая являясь частью
государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию,
территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с
законодательством, наделена правом выступать по поручению государства,
призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности
осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься
межотраслевым управлением.[3, с.81].
Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов
исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и
методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах,
положениях и иных нормативных актах.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти
определяется Конституцией Республики Беларусь, положениями об органах
(например, Положение «О Министерстве внутренних дел Республики
Беларусь).[3, с.81]
Все органы исполнительной власти обладают административной
правосубъектностью , а именно правоспособностью и дееспособностью.
Административная
исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и
прекращается в связи с их упразднением.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти
определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе
управления.
Характерные черты органов исполнительной власти:[3, с.82]
- осуществляют исполнительно-
- наделены оперативной самостоятельностью;
- имеют, как правило, постоянные штаты;
- как правило, образуются вышестоящими органами;
- наделены правом распорядительства (правом издавать подзаконные
юридические акты, в том числе акты нормативного характера);
- подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления. При
этом органы государственного управления могут действовать в рамках
двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех
отраслях управления, где требуется высокая степень централизации,
двойное подчинение отсутствует (управление оборонной промышленностью, управление службой безопасности и т.д.).
2.2.Система и структура
Понятие «система органов», с точки зрения юридической, более точное рассматривается как соединение факторов, явлений и т.п. в одно законченное целое, либо оно расшифровывается как совокупность частей, связанных общей функцией, а «единая система» предполагает определенную связь по вертикали и обозначает не что иное, как совокупность различных объектов
управления, подведомственных соответствующему центру(министерствам, госкомитетам, ведомствам).
Структура органов исполнительной власти - это перечень конкретных
органов, относящихся к этой ветви власти и действующих в конкретный
период времени с указанием их подчиненности.
Система органов исполнительной власти представляет собой совокупность
органов исполнительной власти, установленных законодательством, имеющих свое специальное назначение (осуществление деятельности
исполнительного и распорядительного характера), организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и однородных по своей природе управленческих функций.
При характеристике системы органов исполнительной власти в отличие от их структуры главным является не перечень органов исполнительной власти, а формы этих органов (министерства, государственные комитеты, агентства и
т.д.), которые также имеют подчиненные им системы и структуры органов [16, с 53].
Структура органов исполнительной власти характеризует наличие определенной системы органов в тот или иной период времени.
Структура органов исполнительной власти более подвижна, чем их система и может неоднократно изменяться в течение деятельности, например, одного
правительства. Так, одни министерства, государственные комитеты или иные
ведомства, подчиненные правительству, могут создаваться, другие -
преобразовываться, третьи -ликвидироваться.
Поскольку для системы органов исполнительной власти на первый план
выходит «структура форм» органов, то для ее характеристики и определения
факторов необходимо в большей мере учитывать политико-правовую концепцию построения государства в целом и взаимосвязь между его органами в частности. Иначе говоря, при определении системы органов исполнительной власти следует учитывать такие основы формирования государства и его органов, как тип государства, формы организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношения с индивидами как субъектами права, государственного устройства и политического режима.
Следовательно, поскольку понятие системы органов исполнительной власти носит «стратегический характер» по отношению к структуре, то и определяющие ее факторы имеют более объемный по теоретическому содержанию масштаб. Тем не менее, грань отличия между системой органов и ее структурой в определенной мере относительна. Конечно, в систему органов исполнительной власти включается ее структура, которая состоит из форм органов, которые в свою очередь, являясь системой (например, система
государственных комитетов), включает структурные элементы, которые
представляют собой их конкретный перечень, т.е. частей этой системы. То же
относится и к таким структурным элементам системы органов исполнительной власти, которые являются низовыми звеньями в ее
структурной иерархии.
Так, в качестве системы может выступать конкретная местная администрация района в любом городе Беларуси, в структуру которой входят: руководство местной администрации (глава администрации,
его заместители, управляющий делами),управления, отделы, комитеты [16, с. 37]. Вместе с тем сами местные администрации являются структурным элементом как системы местных органов исполнительной власти, так и системы исполнительных органов Республики Беларусь в целом.
Соотношение понятий «система» и «структура» укладывается в рамки
философских категорий «часть
и целое», выражающих отношение между
совокупностью предметов и
в качестве ее частей [18, с. 735].
Таким образом, будет не верным понимать систему органов исполнительной власти как перечень этих органов, являющихся элементами как структуры, так и самой системы.
Иногда правотворческому органу с позиций юридической техники довольно
сложно объединить различные по форме и видам органы исполнительной власти и тогда он, исходя из соображений стройности, выделяет их отдельной частью, обозначая как «иные органы исполнительной власти». При таком подходе форма носит более общий характер, но, как правило, отражает определенный иерархический срез разновидовых органов в системе
исполнительной власти. Сказанное позволяет прийти к выводу о
том, что при определенной взаимосвязи таких понятий, как «структура»,
«система», «форма», «вид», «перечень» их следует различать и соответственно разграничивать применение по отношению к органам исполнительной власти.
Довольно сложно решить вопрос о юридической природе органов государственного управления, непосредственно подчиненных и
подконтрольных Президенту Республики Беларусь. Задачи, функции и полномочия Президента Республики Беларусь столь многообразны и сложны в силу возложенных на него обязанностей в политической сфере, в экономической и социальной областях, в иных отраслях и направлениях государственной деятельности, что для их реализации необходим соответствующий аппарат или соответствующие органы. Поэтому
значительный объем работы Президент осуществляет через органы
государственного управления, образуемые им и подчиненные непосредственно ему.
Следует согласиться с А.Н. Крамником в том, что
данные органы государственного управления построены по функциональному признаку, имеют надведомственные полномочия внешнего
качества, а сам термин «аппарат» в рассматриваемом случае не отражает
полностью сущность и предназначение названных структур и, конечно, не
подчеркивает тождественность, например, с Аппаратом Совета Министров
и аппаратами иных государственных органов и по правовому статусу,
находящемуся на более высокой ступени [11, с. 310].
Поскольку исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет
Правительство - центральный орган государственного управления (часть 1
статьи 106 Конституции), которое «руководит системой подчиненных ему
органов государственного управления и других органов исполнительной власти» (абзац 2 статьи 107 Конституции), то логично, чтобы ряд функций и соответственно органов государственного управления должны
находиться «под руководством» Совета Министров Республики Беларусь. Конституционные положения в целом и в частности пункт 7 статьи 84 Конституции (Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей
Премьер-министра, министров и других членов Правительства) предоставляет Президенту широкие возможности определять не только структуру, но и систему органов исполнительной власти.
2.3Классификация органов исполнительной власти
Классификация - это определение места в системе любой единицы (объекта), а тем самым установление между ними наличия некоторых связей [18, с. 523].
Различают искусственную и естественную классификации. В основе
искусственной классификации, как правило, лежат несущественные
признаки. В естественной классификации, которая называется систематикой, максимальное количество существенных признаков объекта определяется его положением в системе и предполагается нахождение значимого критерия для разграничения. При этом естественные классификации часто рассматриваются как шаг на пути создания содержательно обоснованных
типологий.
Отталкиваясь от таких существенных признаков, как единство системы и ее целостность, качество иерархических вертикальных взаимосвязей и соподчиненность уровней и звеньев исполнительной власти, факторы функциональной общности, единые во многом принципы построения и деятельности составных частей, элементов рассматриваемой системы и др., необходимо все же классифицировать органы исполнительной власти Республики Беларусь, хотя и не исключено, что классификация вряд ли будет носить исчерпывающий и бесспорный характер в силу указанных
сложностей.
Органы исполнительной власти, как органы государства в целом, так и
органы государственного управления, в частности, можно классифицировать по ряду признаков и, прежде всего, в зависимости от организационного устройства, организационных форм, характера компетенции, способа образования, порядка решения подведомственных вопросов и т.д.
Информация о работе Исполнительная власть в Республике Беларусь