Исполнительная власть в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В науке государственного управления уделено немалое внимание исследованию проблем исполнительной власти и классификации государственных органов. Изучив мнения таких ученых как: Г.А. Василевич, В.А. Божанов, В.Н. Матарас, А.А. Соколовский, А.В.Дорошенко, В.А.Сиринько, А.Н. Бодак, И.В.Козелецкий, В.Н. Дубовицкий – можно сделать вывод, что наука государственного управления так и не выработала универсального определения исполнительной власти и классификации государственных органов. Итак, в данной работе считаю необходимым сопоставить различные классификации

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Исполнительная власть: понятие и функции……………………......4
1.1 Исполнительная власть и государственное управление………………...
1.2 Функции исполнительной власти……………………………………….. .
Глава 2. Система органов исполнительной власти в Республике Беларусь. 10
2.1 Понятие органа исполнительной власти………………………………….
2.2 Система и структура органов исполнительной власти…………………..
2.3 Классификация органов исполнительной власти………………………...
Глава 3. Пути совершенствования системы органов исполнительной власти в Республике Беларусь...............................................19
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 51.36 Кб (Скачать файл)

 В зависимости от критерия, который положен в основу классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти Республики Беларусь.

1. По организационно-правовым формам различаются:

 

а) Президент;

 

б) Правительство - Совет Министров;

 

в) министерства;

 

г) государственные комитеты;

 

д) исполнительные комитеты;

 

е) администрации районов в городах [16, с144].

Организационно-правовые формы  органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственных дел. Эти параметры закрепляются в нормативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

 

Президент Республики Беларусь осуществляет государственную власть в

качестве Главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая преемственность и взаимодействие органов

государственной власти и  осуществляя посредничество между ними (части 1, 2 статьи 79 Конституции), он организационно не входит в систему какой либо ветви государственной власти, но основной удельный вес полномочий и их характер позволяет отнести его к особым органам исполнительной власти.

 

Министерство, государственный  комитет- республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и

управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления

Республики Беларусь. Из данного определения можно сделать два вывода: во-первых, министерства и государственные комитеты проводят «государственную политику», и, во-вторых, не проводится различие между

министерством и государственным комитетом по характеру компетенции,

т.е. они могут быть как  отраслевыми, так и функциональными (межотраслевыми).

 

2. Учитывая территориальный масштаб деятельности органов исполнительной власти, их можно классифицировать на:

 

а) общереспубликанские;

 

б) местные [4, с 176].

 

И первые, и вторые включают в себя большое и неоднородное количество

органов. К общереспубликанским (общегосударственным) органам

относятся две группы органов  исполнительной власти: центральные (Правительство  — Совет Министров Республики Беларусь) и республиканские (министерства, государственные комитеты). Данные органы именуются в Конституции (ст. 106) и законодательстве соответственно «центральный орган государственного управления» и «республиканский орган государственного управления».

 

Местными органами исполнительной власти являются те, которые свою

деятельность распространяют на соответствующую административно-территориальную  единицу. К ним относятся исполнительные комитеты всех трех уровней и местные  администрации районов в городах. В Конституции Республики Беларусь они именуются «местное управление»  и «местные

исполнительные и распорядительные органы».

3. В зависимости от характера компетенции (или содержания деятельности) выделяются органы исполнительной власти:

а) общей;

 

б) отраслевой;

 

в) межотраслевой (функциональной;

 

г) специальной компетенции [5, с. 655].

 

Органы исполнительной власти, общей компетенции осуществляют руководство на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности государственного управления. К органам исполнительной власти общей компетенции относятся  Совет Министров –Правительство Республики Беларусь, исполнительные комитеты местных органов управления и местные администрации районов в

городах. Органы общей компетенции являются коллегиальными.

 

Органами исполнительной власти отраслевой компетенции являются те, которые проводят государственную  политику и осуществляют регулирование

и управление порученными  им отраслями хозяйственного, социально-культурного  и административно-политического строительства. К органам исполнительной власти отраслевой компетенции относятся только республиканские органы государственного управления, т.е. ряд министерств и государственных комитетов.

 

Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции выполняют

специальные функции для  всех или большинства отраслей и  сфер

деятельности (управления). Данные органы наделены надведомственными

полномочиями по отношению  к организационно неподчиненным им

управляемым объектам [17, с. 302], т.е. они обеспечивают координацию,

согласованность и единство действий при решении общегосударственных  или межотраслевых задач. Границы  действия органов исполнительной власти межотраслевой компетенции значительно  шире, чем у органов отраслевой

компетенции, т.к. их деятельность является функциональной и

распространяется на все  или большинство отраслей управления. В

отличие от отраслевого (так  называемого «линейного») управления,

представляющего собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные правоотношения. Традиционно к органам межотраслевой компетенции относят государственные комитеты, например, Государственный комитет по стандартизации, Государственный комитет по науке и

технологиям и др.

 

Некоторые авторы выделяют органы исполнительной власти специальной

компетенции и относят к ним те, которые осуществляют преимущественно одну и ту же функцию государственного управления.

 

4. По порядку (способу и процедуре) формирования органы исполнительной

власти можно классифицировать на:

 

а) избираемы;

 

б) образуемые;

 

в) назначаемые [16, с. 148].

 

 

Избираемые органы исполнительной власти, как, например, в России администрации административно-территориальных образований, в Республике Беларусь отсутствуют, за исключением Президента Республики Беларусь, который, входит в систему органов исполнительной власти.

 

 

Образуемые органы исполнительной власти могут учреждаться как новые органы, создаваться на базе реорганизованных органов, ликвидироваться с передачей их функций другим органам, ликвидироваться вместе с их функциями в случае, если отпала необходимость в осуществлении соответствующих функций и полномочий.

 

5.По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются

а) коллегиальные;

 

б) единоначалъные [16, с. 149].

 

Коллегиальные органы – это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по наиболее важным вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их . К данным органам

исполнительной власти относятся Совет Министров Республики Беларусь, исполнительные комитеты всех трех уровней и местные администрации

районов в городах.

 

Единоначальными органами являются те, в которых решающая роль в принятии и осуществлении решений по вопросам их компетенции принадлежит возглавляющим данные органы руководителям. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, создает возможность для использования индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными органами исполнительной власти в Республике Беларусь являются министерства и государственные комитеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

В настоящее время в Республике Беларусь сама система органов исполнительной власти крайне подвижна и элементы (формы, виды), входящие в нее, довольно часто присоединяются, преобразуются, ликвидируются, создаются, учреждаются. Только за последние десять лет по вопросам совершенствования системы республиканских органов государственного управления (начиная с Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 1997 г. № 30), подчиненных Правительству Республики Беларусь, было издано более 40 указов Президента.

 

Все это подталкивает к  мысли о необходимости регламентирования основных вопросов системы органов исполнительной власти Законом.

 

В рамках системного подхода  к построению работающей государственной  власти необходимо разработать концептуальную программу последовательного проведения законодательной работы по совершенствованию  системы органов исполнительной власти.

Следует сформулировать принципы государственного управления и очертить систему законодательства о государственном управлении и  соответственно о республиканских  органах государственного управления. Наряду с Кодексом о государственном  управлении и местном самоуправлении должно действовать довольно большое  число законодательных и иных актов, регулирующих отношения в сфере государственного управления, в том числе и Закон о системе органов исполнительной власти в Республике Беларусь.

 

Необходимость разработки концепции проекта Закона Республики Беларусь «О системе органов исполнительной власти в Республике Беларусь» и в последующем его принятие позволят наряду и в развитие положений Кодекса о государственном управлении  и местном самоуправлении устранить неясности, а подчас и противоречия, содержащиеся в действующих нормативно-правовых актах. [8,с.10].

 

Законодательное определение  составных частей рассматриваемой системы органов, придание Правительству Республики Беларусь статуса высшего органа в системе органов исполнительной власти даст возможность отграничить органы исполнительной власти от государственных органов иных ветвей власти и, прежде всего, от органов государственного управления, а также закрепит за органами, подчиненными непосредственно Президенту Республики Беларусь, статус консультативно-совещательных, органов государственного управления, но не органов исполнительной власти.

 

 

Подводя итоги рассмотрения проблем функционирования исполнительной

власти Республики Беларусь теоретического и практического  характера, можно сделать вывод, что такие дефиниции как «государственная

власть», «исполнительная  власть», «орган государства», «орган

исполнительной власти»  досконально не отражены в нормативно-правовых актах. Следует согласиться с мнением В. Н.Дубовицкого, что необходима разработка концептуальной программы развития исполнительной власти в Республике Беларусь. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную

ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Республики

Беларусь, тесно взаимодействующую  с законодательной и судебной ее

властями. Разделение властей  нельзя абсолютизировать, доводя дело до

признания полной независимости  каждой ветви. Все они взаимосвязаны.

 

Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном  смысле. Ее функции связаны с практической

реализацией законов в  общегосударственном масштабе (исполнительством),

для чего используется определенная часть государственно-властных

полномочий. Другая часть  таких полномочий приходится на долю

законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть

можно характеризовать в  качестве подсистемы в рамках системы  единой

государственной власти или  же ее механизма.

 

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством

Республики Беларусь фиксируются  функции и компетенция не самой 

исполнительной власти, как  государственно-правового института, а лишь

субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной

организации.

 

Исполнительная власть - необходимый  атрибут государственно-властного

механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции

Республики Беларусь года законодательная власть осуществлялась

только на республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном

смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые

отсутствуют, так как все  субъекты Республики Беларусь вправе

осуществлять собственное  правовое регулирование, включая принятие

законов. Естественно, что  на указанных уровнях осуществляется

исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют  три ветви

государственной власти, исполнительная власть в ее

государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует.

Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий  и

учреждений, негосударственных  формирований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. О функциях исполнительной  власти, - Бельский К.С. -М.: Юрист, 1995. - 189 с.

 

2.Ведомости Верховного Совета

Республики Беларусь. – 1991. - №31.- Бодак А. Н. - Минск, 2005. – 129 с.

 

3. Лекции по административному праву- Антопольская М.В-Мн.:Юрист,1995-432 с.

 

 

4.Органы государственной власти Республики Беларусь,

Конституц.-правовой статус: Василевич Г.А. Учеб. пособие / Бел. негос. ин-т правоведения. -2-е изд., доп. - Мн.: Науч.-образоват. о-во с огранич. ответственностью "Бип-С", 1999. – 243 c.

 

5. Курс административного права РФ, - Габричидзе Б.Н. - М.: «Дашков и К», 2003. - 978 с.

 

6. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и

право. – Денисов С.А -2002. -№3. - 121 с.

Информация о работе Исполнительная власть в Республике Беларусь