Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 11:02, реферат
Подходы к организации права оказались разными для каждой страны, однако по прошествии многих лет на современном этапе развития права мы можем классифицировать эти системы. Разнообразие правовых систем во многом зависит от особенностей способа правообразования. В юридической науке такая классификация проводится по исторически-территориальному признаку, а если быть точнее, то по национальному.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОГО ПРАВА………………………………6
Англосаксонский период………………………………………………….6
Становление общего права (1066-1485 гг.)……………………………..6
Соперничество с правом справедливости (1485-1832 гг.)………………8
Современный период……………………………………………………..10
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА АНГЛИЙСКОГО ПРАВА…………………………12
2.1. Система права и правовые понятия……………………………………….12
2.2. Общее право и право справедливости…………………………………..13
2.3. Траст………………………………………………………………………..15
2.4. Процессуальное право и нормы материального права…………………16
2.5. Норма права………………………………………………………………..18
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ АНГЛИЙСКОГО ПРАВА……………………….19
3.1. Английское судоустройство………………………………………………19
3.2. Правило прецедента……………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Открытая система и замкнутая система. Правовые системы романо-германской правовой семьи образуют «замкнутые системы», где любой вопрос должен быть разрешен путем «толкования» действующей нормы права. Английское право — «система открытая»: оно выступает как метод, который позволяет разрешить любой вопрос, но не содержит норм, подлежащих применению в любых обстоятельствах. Техника английского права - установление нормы. Функция судьи - осуществление правосудия. Общее право формировалось судьями, оно тесно связано не с толкованием, а с техникой отличий, которая и составляет метод английского права.
Императивные и диспозитивные нормы. Английская концепция исключает деление норм на императивные и диспозитивные. Английский судья типичных дел не рассматривает, его функция — вынести решение по конкретному случаю, учитывая при этом имевшиеся прецеденты. Категория «диспозитивная норма» не найдет себе места в английском праве, т.к. роль закона в этом праве второстепенна.
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ АНГЛИЙСКОГО ПРАВА
3.1. Английское судоустройство
Различные виды юрисдикции. В Англии проведено деление на высокое правосудие, осуществляемое высшими судами, и низшее правосудие, осуществляемое большим числом нижестоящих судов и квазиюридических органов. Высокие суды не только рассматривают конкретное дело, но и выносят решение. Большинство дел оказывается вне сферы этих высоких судов и рассматривается низшими юрисдикциями и квазиюрисдикциями. Эти инстанции не участвуют в осуществлении судебной власти, и их решения имеют ограниченное значение.
Высокие суды; Верховный суд. История Англии знает много высоких судов: Вестминстерские суды (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства), применявшие общее право, канцлерский суд, действовавший на основе справедливости, суд Адмиралтейства, рассматривавший некоторые дела в сфере морского права, суд по делам о разводах, действовавший на основе канонического права, суд по наследственным делам, рассматривав-ший вопросы, связанные с завещанием. Цель Актов о судоустройстве 1873 —1875 годов - объединение их в единый Верховный суд. В организацию Верховного суда входят: Высокий суд, Суд Короны и Апелляционный суд.
Высокий суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, канцлерского, по семейным делам. В составе Высокого суда 80 судей, к которым следует добавить лорда — главного судью, возглавляющего отделение королевской скамьи, вице-канцлера, возглавляющего канцлерское отделение, и председателя отделения по семейным делам.
Суд Короны, созданный Актами о суде в 1971г., рассматривает уголовные дела. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать либо судья Высокого суда, либо окружной судья, либо временно исполняющий обязанности судьи.
Апелляционный суд — это вторая инстанция в рамках Верховного суда. В его составе 23 судьи. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами.
Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов. Дела обычно рассматривают 5, но не менее 3 лордов. Каждый отдельно высказывает по делу свое мнение, жалоба отклоняется, если большинство не высказалось за ее удовлетворение.
Судебный комитет Тайного совета. Палата лордов — это высшая судебная инстанция. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. Им рассматриваются жалобы на решения верховных судов британских заморских территорий или государств — членов Содружества.
Нижестоящие суды. Они рассматривают подавляющее большинство дел. Важнейшие низкие суды по гражданским делам — это суды графств, созданные законом в 1846 году. В них рассматриваются ныне и бракоразводные дела при отсутствии возражения сторон. Малозначительные дела (цена иска менее 500 фунтов стерлингов) могут рассматриваться помощником судьи или быть направлены — в соответствии с Законом 1973 года — на арбитражное рассмотрение.
Малозначительные уголовные преступления рассматриваются магистратами — простыми гражданами, на которых возложена роль мировых судей. Это не юристы. Магистратский суд наделен компетенцией по рассмотрению гражданских дел, прежде всего семейных, а также дел по взысканию некоторых видов кредита, предусмотренных законом. Допускаемые жалобы на решения графских судов приносятся прямо в Апелляционный суд, а на решения мировых судов в зависимости от характера дела — или в Суд Короны, или в отделение королевской скамьи.
Квазисудебное рассмотрение споров. Для_рассмотрения административных дел и в случае, если применение отдельных законов сталкивается с трудностями, квазисудебной компетенцией наделяются управления, комиссии или трибуналы. Без рассмотрения этими органами соответствующие дела не могут быть переданы в Верховный суд.
Такого рода учреждения действуют в сфере экономики (авторские права, радиовещание), финансов (подоходный и земельный налоги, уклонение от уплаты налогов), землепользования, найма жилых и нежилых помещений, в социальной сфере (увольнение, пользование больницами), для решения вопросов, связанных с военной службой (отсрочка, отказ по религиозным мотивам) и т.д. Совет трибуналов наблюдает за деятельностью этих учреждений. Он функционирует под контролем Верховного суда.
Для Англии характерно наличие судебной власти, которая по значению и престижу не ниже законодательной и исполнительной власти.
Именно Высоким судам Англия обязана созданием общего права и права справедливости. Существование судебной власти необходимо для нормального функционирования английских институтов.
Все подлежащие рассмотрению споры — гражданские, уголовные, административные — или решаются Верховным судом, или находятся в сфере его контроля. И Высокий суд, и Суд Короны обладают всей полнотой юрисдикции, но под контролем Апелляционного суда и палаты лордов.
Суды высших инстанций могут давать приказы служащим администрации. За «неуважение к суду» они могут приговорить к тюремному заключению лицо, которое мешает нормальному ходу процесса, или лицо, действия которого свидетельствуют о нежелании выполнять судебные решения по определенным категориям дел.
Концентрация судебной власти. Важным фактором, свидетельствующим о наличии в Англии судебной власти, является концентрация правосудия в высших судебных инстанциях. До 1800 года в Вестминстерских судах насчитывалось максимум 15 судей, а в 1900 году их было 29. Все эти судьи жили в Лондоне, и здесь же проходили судебные заседания. Английские адвокаты также были сосредоточены в Лондоне. Эта концентрация правосудия сегодня несколько поколеблена. Возникло новое правило, позволяющее Высокому суду действовать как в Лондоне, так и в провинции.
Отсутствие прокуратуры. Англии нет прокурорских органов при судах. Наличие представителя исполнительной власти показалось бы англичанам несовместимым с автономией и достоинством судебной власти. Нет здесь и министерства юстиции, хотя многие и предсказывают образование такого органа.
3.2. Правило прецедента
Значение и пределы действия правила прецедента. Правило прецедента раскрывается следующими положениями: 1) решения, вынесенные палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов; 2) решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда; 3) решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны.
Обязательные прецеденты создают только решения, исходящие от высоких судов, то есть Верховного суда и палаты лордов. Решения других судов и квазисудебных органов не создают обязательного прецедента.
Форма английских судебных решений. Английское судебное решение сводится к простому изложению принятого по спору решения: X должен уплатить такую-то сумму Y, договор, заключенный между X и Y, расторгнут, наследство X следует передать такому-то. Английские судьи не мотивируют свои решения; они приказывают и не должны обосновывать своих приказов.
Английские судьи в Высоких судах — достаточно пространно излагают мотивы своих решений и делают это в свободной, рассуждающей манере, далекой от краткости и строгости изложения мотивов решения.
Правило прецедента в праве справедливости. Основной областью применения правила прецедента в английском праве является общее право. Право справедливости ставит другую проблему: правило прецедента могло быть признано полностью в этой области только после того, как право справедливости утратило свой первоначальный характер, перестало быть справедливостью и стало комплексом норм права, дополняющих систему общего права. «Дискреционная» власть, которой обладают английские суды в отношении применения норм права справедливости, не должна создавать иллюзий в этом вопросе: «дискреционная» власть судьи осуществляется так, как это предписывают многочисленные прецеденты.
Правило прецедента и закон. Правило прецедента применяется в воп-росах толкования законов. Результатом применения правила прецедента является то, что положения английского закона тонут в массе решений судеб-ной практики. Способ применения английских законов судами вызвал опасе-ния законодателя, и парламентом были приняты меры, исключающие конт-роль высших судов за тем, как интерпретируются законы низшими судами.
Классическая теория закона. Классическая теория видит в законе вто-ростепенный источник права. Закон привносит лишь ряд поправок и допол-нений к праву. Законы только вносят некоторые исключения в общее право.
Главное — что закон не считается нормальной формой выражения права, а является инородным телом в системе английского права. Судьи применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами, и в той форме, какую установят суды.
Традиционное общее право и новое право. Наряду с общим правом в Англии возникает система дополнительных норм права, установленных законодателем или исполнительной властью. Применяемое различными административными органами новое право вполне может образовать право администрации. Именно это новое право часто интересует граждан (пенсионное право, право на социальное обеспечение и т.д.), более затрагивает экономику страны (хозяйственное право), чем право, применение которого остается целиком в руках юристов и традиционной юрисдикции.
Всеобщий старинный обычай. Английское право не является правом обычным. В Англии обычное право существовало только до возникновения общего права, которое могло заимствовать некоторые нормы местных обычаев, действовавших в те времена. Сам процесс создания общего права был направлен на то, чтобы заменить право англосаксонского периода, основанное на обычае.
Местные или торговые обычаи. По Закону 1265 года старинными считаются обычаи, существовавшие до 1189 года. Требование, чтобы обычай был старинным, касается только местных обычаев, на торговые обычаи оно не распространяется. Главным образом в этой области и действуют после поглощения торгового права общим правом юридически обязательные обычаи. Практика последнего времени свидетельствует о том, что по разным поводам возникают новые обычаи. Однако они теряют характер обычая и превращаются в законодательную норму или норму, созданную судом, и подпадают под действие правила прецедента.
Действительное значение обычая. Обычай играет определенную роль в жизни англичан и глубоко влияет даже на то, как право регулирует эту жизнь. Теоретически вопрос о привлечении присяжных к рассмотрению дела решается судьей по его усмотрению. Однако обычай строго предписывает участие присяжных в определенных (уголовных) делах. Для англичанина обычай - как сложившаяся практика, которой никто не хочет пренебрегать, но которая, строго говоря, не является правом.
Открытая система и замкнутая система. Общее право первоначаль-но основывалось на разуме. До тех пор пока не сложились более точные нормы, придавшие большую стабильность общественным отношениям, разум был неисчерпаемым источником, к которому прибегали суды для восполнения пробелов в системе английского права и его развития.
В странах писаного права (романская правовая система) разум играет важную роль в толковании закона, чем в том, чтобы восполнить право. В английском праве казуистический аспект права предполагает много пробелов, и разум признается вспомогательным источником права, призванным восполнить эти пробелы. Романо-германские правовые системы — системы замкнутые, общее же право — открытая система, где постоянно создаются новые нормы, основанные на разуме.
В странах, где право создано судебной практикой, имеется тенденция выдвинуть на первый план не разум как вспомогательный источник права, а юридические принципы, вытекающие из всего комплекса судебных решений. Разум используется в основном для того, чтобы признать эти принципы, которые и являются его наиболее ярким выражением.
Элементы рационального решения. Разум - это прежде всего поиски решения, наиболее соответствующего нормам действующего права, а поэтому наиболее удовлетворительно обеспечивающего порядок в сочетании со справедливостью, которая и составляет основу права. Необходимо прежде всего руководствоваться общими принципами действующего права, в чем играют определенную роль доктрина, а также попутные высказывания судей о праве; имеют значение и судебные решения, не являющиеся прецедентами.