Источники древнеиндийского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились, прежде всего, в источниках права, среди которых особое место занимают Дхармашастры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и Артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

контрольная работа готовая.docx

— 46.54 Кб (Скачать файл)
  1. Источники древнеиндийского права

 

Специфические черты права, отразившие особенности  культурного, социально-экономического и государственного развития Древней  Индии, проявились, прежде всего, в источниках права, среди которых особое место занимают Дхармашастры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и Артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили Артхашастры, взяв из них то, что относилось к праву. Включение в Дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (Раджа-Дхармы) как охранителя мира и порядка.

К важной потере для исторической науки относится  то, что не установлено ни полного количества Дхармашастр, написанных и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхождения и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений. Практически ни одна Дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комментирующей священные книги индусов — веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Старейшие Дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апастаба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра — нить), появились, видимо, в начале второй половины 1 тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно Дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.), Джнавалкьясмрити (II—III вв. н.э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н.э.). Они были созданы примерно в период (I век до н. э. - I век н. э.), предположительно, жрецами-брахманами. Всего в законах 2685 статей. Язык, на котором они написаны, называется санскритским, на котором говорили древние индусы. Законы Ману (Манусмрити – запомненное от Ману, Манавадхармашастра – наставление Ману в дхарме) представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к середине II века н.э.

Слово «дхарма» происходит от санскритского «то  единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе» и означает вечный космический порядок или закон, включающий природные (естественные, в том числе космические) и моральные нормы, а также нормы обычного права и установления государства, не расходящиеся с первыми двумя разрядами норм.

Распространено  также восприятие дхармы и как  истинного закона индивидуальной и общественной жизни, и следование ему образует основную человеческую добродетельную обязанность.

Законы  Ману состоят из 12 глав, в которых  содержится 2685 стихов-шлок.

Глава I Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.

Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности «того священного Закона, которому следуют люди, изучившие Веды, и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей».

После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни – «дваждырожденным» (двиджати).

В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также  «запомненной священной мудрости» дхармашастр.

Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам.

Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.

Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений»; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.

Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).

Глава IX повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.

Глава X содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие всем четырем варнам.

Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).

Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.

Особое  место среди источников права  Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, — артхашастры. Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н.э.). В этом произведении (по уточненным данным относящемся к рубежу 1 тысячелетия до н.э. — 1 тысячелетия н.э.) содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Главное содержание Артхашастры (в дальнейшем — Арт.) — рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления.

 

2. Вещное  право по Законам Ману

 

Сложное и самобытное учение о собственности. Первоначальное понятие собственности "мое потому что мое" впоследствии было дополнено основанием "мое в силу чего-то еще".

Пользование – слабое подтверждение права  собственности. Оно противопоставлено праву владения, которое имеет полное преимущество перед пользованием. Т.е. владение и пользование не только различают, но и противопоставляют. Простое бесформальное пользование – воровство. Владение подразумевает пользование, но пользование без доп. элементов вещного права не может считаться основанием для приобретения владения. Пользование может превратиться во владение, если есть свидетели и/или документы. Символизм древнего права по сути разделяет владение и пользование, но по форме эти элементы еще сосуществуют. Пользование в древнеиндийском праве – инструмент, средство доказывания, но не элемент вещного права.

Способы приобретения собственности:

  • собственной доблестью (occupatio)
  • наследование
  • покупка у собственника или при наличии договора комиссии
  • дарение собственником
  • пользование в течение 10 лет (движимость), 20 лет (недвижимость)

Не вели к установлению права собственности:

  • находка (идет в казну)
  • залог - не вещное право в Индии, а основание (подтверждение законности) для пользования.

Особенности залога:

  • отождествляется с поклажей,
  • подтверждает законность договора займа, 1 из необходимых формальных условий его заключения. Обеспечение залога.

Несмотря  на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе,  получила значительное развитие частная  собственность.

Объекты вещных прав: движимые (рабы, скот, зерно, домашний инвентарь) и недвижимые вещи. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об  имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуального владения землей – захватывающий обрабатываемую землю, владетель обрабатываемой земли, получающий обрабатываемую землю, получающий поле. В последующем индивидуализация – только для необрабатываемой земли, а обрабатываемая земля становится объектом "общинного" вещного права, оборот которого усложнен:

  • Очередность в преимущественном праве покупки: родственники, соседи, кредиторы.
  • Сорок соседей из уважаемых семейств должны перед данным домом объявить о его продаже.
  • Устанавливается граница недвижимости.
  • Публичный торг.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и  доказавший свое право  собственности  мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течение десяти лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

Хорошо  известны арендные отношения и сервитуты, например, на общинные оросительные сооружения.

 

3. Обязательственное  право

 

Учение  об обязательственном праве в  основном касалось вопросов действенности  договоров. Легального определения  сделки или договора практически  не существовало. Главное – учение о свободе воли, выраженной в договоре. Пороки воли (влекли недействительность сделки) – в субъекте (пьяный, больной, раб, ребенок, безумный, старец без доверенности) и в сути отношений, регулируемых договором (нарушение дхармы, заключенные ночью, тайно и т.п.). Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия  недействительно.

Существенное  условие обязательства – его  четкость.

Особое  значение – исполнению (прекращению) обязательств. Исполнение обязательства должно быть совершено тем же образом, что и его заключение. Ответственность за нарушение обязательства  по характеру похожа на деликатную (замечание, выговор, штраф, телесное наказание).

Виды  договоров:

  • договор купли-продажи. Действителен только при отсутствии порока воли. Обязательная письменная форма при свидетелях. Стороны могли в течение 10 дней отказаться от договора. Запрещено продавать вещи смешанные, плохого качества и со скрытыми недостатками. Продавать товар может только собственник, но существовал договор комиссии. Комиссионер не мог произвольно повышать цену, выбирать место и время торговли. Риск случайной гибели товара – на собственнике. Ограничения на торговлю людьми - изгнание из касты.
  • Договор займа. Регулировались процентами. По Ману – нижний предел 0.0125% со ста в месяц. Процент колебался в зависимости от суммы займа. Верхний  - 2, 3, 4. 5 процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн. Процент не мог превышать основной суммы долга. Срок займа не больше 1 года. Если не может расплатиться – платит процент  и заключает новый договор на год или отрабатывает долг. У должника высшей варны - право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка). Обязательная письменная форма.
  • Договор поклажи. Регулировался как залог. Срок хранения не ограничен. Вещи возвращается в полном телесном объеме без изменений депоненту лично. За недобросовестность наказание как ворам. Риск случайной гибели – на собственнике, но депозитарий – ответственность за сохранности вещи. Порок хранения наказывался. Открытая поклажа – право депозитария пользоваться депозитом, напоминала ссуду. Запечатанная поклажа – таких прав не предоставляла.
  • Договора (личного) найма. В основном регулировались условия труда и ответственность работников за свой труд. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу.
  • Договор найма пастуха. Ответственность за сохранность – только днем. За воровство скота – не отвечал, если поднимал тревогу и сообщал о краже. За нападение волков – отвечал.
  • Договора найма жрецов для жертвоприношений. Определение долевой платы за каждого из брахманов, участвующих в церемонии.
  • Договор перевозки. Обязательно оговаривались место и срок поставки (при нарушении – отправитель освобождался от уплаты вознаграждения), цена за перевозку. Знали договор морской перевозки.
  • Договор поручения. Поручительство применялось: в случае обеспечения явки на суд свидетелей и сторон в споре – имущественная ответственность поручителя равна сумме иска; и в случае обеспечения обязательства. Степень законности главного обязательства (соответствие дхарме) влиял на действенность поручительства.
  • Договор дарения. Причинная основа (кауза). Исчезновение основания вело к исчезновению обязательства, поэтом договор дарения мог быть срочным.

Информация о работе Источники древнеиндийского права