Источники древнеиндийского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились, прежде всего, в источниках права, среди которых особое место занимают Дхармашастры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и Артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

контрольная работа готовая.docx

— 46.54 Кб (Скачать файл)

Обязательства из деликтов:

Деликты личные (оскорбление словом или действием) и имущественные. Влияние варнового положения на сумму штрафа или вид телесного наказания. Общее правило: тот член, каким человек низшей варны ударит высшего, именно он у него должен быть отрезан.

 

4. Брачно-семейное право и институт наследования

 

Согласно учению Вед у брака  две цели: рождение потомства и облагораживание человека через то, что он становится домохозяином и допускается к главным видам жертвоприношений и обрядов.

Практиковался моногамный брак, хотя случаи полигамии были нередкими. Возникали они благодаря левирату и как средство отличить богатого человека от бедного. Полиандрия жестоко преследовалась. Из-за варнового устройства общества существовала достаточно большая опасность инцеста. Поэтому запрещались браки между людьми, у которых в роду был общий предок.

Жена  после брака переходила в род  мужа. Однако это все же приводило к случаям эндогамии - слишком тесному переплетению родов или к женитьбе на дочери сестры жены или на сестре жены дяди по отцу.

Формы брака:

  • брахмический брак, девушка, украшенная драгоценностями, переходит в дом мужа;
  • через произнесение обрядовой формы: "Исполняйте обязанности мужа и жены в согласии";
  • посредством дара двух голов скота, которые играли символическую роль;
  • только среди брахманов, девушка становилась женой брахмана во время церемонии жертвоприношений, по другому толкованию она была платой за такую церемонию;
  • обоюдное согласие жениха и невесты;
  • купля жены за деньги;
  • умыкание;
  • овладение девушкой когда она спит.

Тщательная  продуманность брачной церемонии - более 20 стадий:

  • установление брака;
  • избрание места проведения брачной церемонии;
  • омовение и одевание невесты;
  • взятие брачующихся за руки и т.п.

Первые  четыре вида брака считались законными  и развод по ним не допускался. Помимо получения выкупа за невесту, род  невесты давал ей приданое, размер которого строго регламентировался, не было ограничений только в украшениях. Имуществом семьи управлял муж, но наследование его осуществлялось детьми раздельно. Дети, как правило, наследовали матери отдельно от отца.

При разводе, на который требовалось согласие обоих супругов, за исключением законных случаев (болезни, преступлений, пострижения в монахи и т.п.), полагалось проводить имущественную реституцию: муж получал брачный выкуп, жена - свое приданое.

Несмотря  на то, что правило шастр гласило: "Развод должен состояться только при обоюдной ненависти" - муж и жена могли разойтись, но имущественная ответственность падала на инициатора такого развода.

Власть  мужа в семье была традиционно  большой. В Ведическую эпоху она была абсолютной, но в эпоху шастр - уже существенно ограничена: "Муж обязан обучать жену хорошему поведению, сам воздерживаясь от употребления таких слов, как "голая" или "совсем голая", "уродка", "без отца и без матери". Он имеет право ударять ее три раза по спине расщепленной бамбуковой тростью или же веревкой, а также рукой. Если он преступает эти пределы, то он подвергается штрафу.

Левират был связан с вторичным выходом замуж. Вдова должна выходить замуж за одного из деверей; в этом случае она сохраняла все семейное имущество, кроме того, это спасало ее от обвинения в прелюбодеянии.

Конкубинат  был узаконенным институтом брака и семьи. Права наложницы защищались, ее дети могли претендовать на свою долю в наследстве.

Наследственное  право регулировалось принципом  агнатского родства и первородства: "первенец рожден по обязанности, тогда как остальные по желанию". Но к наследству допускались все наследники вне зависимости от пола.

В законах  Ману упоминается два способа  наследования отцовского имущества: оно  либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. (Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Естественным (законным) опекуном при несовершеннолетии  наследников считались мать и другие пережившие когнаты.

В законах  упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце.

Особый  порядок определения наследственной доли каждого из наследников зависел от множества условий: старший сын получал всегда особую долю, если "соответствовал качествам мужчины", иначе  - только 1/3 ее. Эта особая доля зависела от варны: у брахмана - козы; у кшатрия - лошади; у вайшьи - коровы; у шудры - овцы.

Старший брат наследовал все наиболее ценное из личного имущества отца. Дочери, соответственно, из имущества матери. Имела значение каста ребенка, рожденного от смешанного брака. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами, но сестры не принимали участие при дележе наследства - они получали приданое.

Неоднородность наследуемого имущества, т.к. существовала обязанность чтить предков, то в семейном фонде выделялась особая часть, которая не подлежала наследственному разделу в течение четырех поколений (аналог вотчины). С этой части имущества оплачивались расходы по культу предков; и только в пятом поколении оно подлежало разделу между всеми членами семьи поровну.

Наследуемое имущество подлежало очистке  от долгов наследодателя. Место наследодателя в обязательствах заступал только старший сын, но долги делились поровну между всеми наследниками. Главный сын - в качестве поручителя.

Раздел  наследства проходил в присутствии  свидетелей. Отец еще при жизни  мог составить завещание, при этом ему запрещалось оказывать предпочтение кому-либо из сыновей. Выделенный сын при жизни отца все равно призывался к наследству после его смерти.

Выморочное  имущество поступало в пользу царя.

Если  в семье - только дочери, то к наследству призывались внуки наследодателя. Таким образом, внуки – 2-я очередь наследников. В этом они конкурировали с другими пережившими агнатами, прежде всего с братьями покойного. Но это были все наследники второй очереди. Усыновленные составляли 3-ю очередь. В отличие от родных детей они получали лишь 1/3 наследной доли, но при условии, что их каста равна касте усыновителя. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Из числа  наследников исключались: "исключенные  из касты, рожденные от таковых, евнухи, а также слабоумные, умалишенные, слепые и прокаженные". Наследство осужденного за тяжкие преступления передавалось брахманам либо уничтожалось.

Этот  институт права отличался чрезвычайной сложностью, поэтому: "Закон о наследстве устанавливается в соответствии с теми самыми законами и обычаями, которые свойственны данной местности, касте, общине или селению".

 

5. Уголовное право и процесс

 

Уголовное право, представленное в законах  Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени  уровнем развития, что проявляется  в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалий, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте  стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений законы не дают, что является характерной чертой для всех древних кодификаций.

Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных  преступлений законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное, похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием, применяемым к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывают казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей полагалась смертная казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. 

Законы  Ману осуждали всякое насилие, совершенное  над личностью, и считал и насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при самозащите, охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось.

Довольно  много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливают суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.

Законы  Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Законы предписывают применять  наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание "лишает неба в другом мире".

Вместе  с тем при определении наказания  за телесные повреждения и оскорбления  довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к той или иной варне.

Среди видов  наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьём головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.

При вынесении  наказания учитывался личный статус преступника и потерпевшего (пол, возраст, варна и т.п.). Как правило, принадлежность виновного к более высокой варне смягчало ответственность. Однако при воровстве действовал обратный принцип. Брахман выплачивал самый значительный штраф.

Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

Правосудие  – одна из главных функций царя. Цель – восстановление истины, справедливости и мирового порядка (отражение божественного закона).

Система инстанций – разделение по функциональному, а не иерархическому принципу.

Первая  и высшая инстанция – царский суд (царь и несколько его советников, обычно брахманов). Царь обязан судить суд ежедневно.

Вторая  инстанция "Суд Брахмы" (коронный суд), который состоял из ученого брахмана, назначенного царем главным судьей, и три его помощников-брахманов. Этот суд назначался в отсутствие царя. Право произнесения приговора равно царскому приговору. Употреблялась царская печать. Судьи – знатоки права, искусны в логике, знают Веды.

Третья  инстанция – разъездной суд во главе со спец. назначенным царским чиновником.

Четвертая инстанция – городской суд, существовавший в каждом городе. В составе – судья, писарь и пристав.

Кроме этой системы общих судов существовали специальные суды: деревенский совет, суд цеха или корпорации (товарищества), остатки родового суда.

Суть  судебного разбирательства –  в рассмотрении иска. Иски – гражданские и уголовные. Иск подается истцом в письменном виде. Встречные иски запрещены, кроме "ссоры,  насилия, разногласий в торговых делах". За заведомо ложный иск – штраф. Судебную пошлину и др. судебные издержки – проигравшая сторона. Иск мог быть отклонен из-за пропуска процессуальных сроков или неуместности (не та инстанция).

Система доказательств – формальная.

Божественные  доказательства:

Клятва – при отсутствии других доказательств. За клятвопреступление – крупный штраф.

Ордалии (огонь, вода, болезнь) комбинированно с клятвой как субсидиарное средство - кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.

Человеческие  доказательства:

Документ  – одно из главных средство доказывания. Сила больше , чем свидетельстве показания. Не должен противоречить обычаям страны, должен подтверждать правоту ссылающегося на него, смысл должен быть понятен и не вводить в заблуждение, ссылка на двух свидетелей.

Информация о работе Источники древнеиндийского права