Источники конституционного права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что попытки решения таких «классических» вопросов не могут быть вызваны лишь праздным интересом столь большого числа исследователей. Наверняка это весьма значимо практически, а может быть, и жизненно важно. Какие же вопросы подлежат решению при исследовании проблемы источников конституционного права? В чем проблема? Главное: представляется принципиально важным выявить необходимость выделения такой научной категории, как «источник конституционного права», как, впрочем, и «источник права» вообще, то есть понять, для чего в научный обиход вводится такое понятие.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1
Понятие основных источников Конституционного права Российской Федерации
6
1.1.
Естественное право
6
1.2.
Позитивное право
11
Глава 2
Виды основных источников Конституционного права Российской Федерации
12
2.1.
Конституция
12
2.2.
Законы
15
2.3.
Договоры и соглашения
18
2.4.
Декларации
21
2.5.
Регламенты палат Федерального Собрания
22
2.6.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
23
2.7.
Постановления Правительства Российской Федерации
24
2.8.
Судебные решения
25
2.9.
Акты органов местного самоуправления
26

Заключение
28

Библиографический список
31

Файлы: 1 файл

курсовая кпрф еще.docx

— 69.13 Кб (Скачать файл)

Не менее важна роль естественного права как гарантии против антидемократической активности определенных политических сил, стремящихся  к реставрации тоталитаризма. Понятно, что в случае прихода к власти этих сил для них не составит большого труда изменить Конституцию и реформировать позитивное право. И только естественное право, если оно признается источником конституционного права, может стать основой для осознания народом неправомерности подобного рода «реформ» и спасения своей свободы. Естественное право должно признаваться как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления. Превентивное воздействие неотъемлемости определенных прав и свобод человека служит опорой существования свободного гражданского общества, гарантией от поворотов вспять.

Пока же все призывы  к приоритету позитивного права, к чисто «нормативистской» трактовке права при всей важности соблюдения писаного права объективно препятствуют глубокой демократической реформе права в интересах укрепления прав и свобод человека. В плоть и кровь народной жизни должна войти истина: если закон противоречит естественному праву, он ничтожен.5

 

1.2. Позитивное  право

 

Позитивное право, право, действующее в данный момент. Исторически понятие Позитивное право сложилось благодаря школе естественного права, по концепции которой действующее право каждой страны, изменяющееся по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества, противопоставлялось естественному праву — общему для всех народов, вечному и неизменному, определяемому якобы самой природой человека. Термин "Позитивное право" применяется в науке для характеристики действующих правовых норм и их отграничения от норм, отмененных или фактически потерявших силу, а также от представлений о нормах, ещё не принятых, но желательных в будущем (проектов законов, предложений, требований, правовых идей). В этом смысле для обозначения позитивное право иногда используют термин "de lege lata" (по действующему закону), если же данный вопрос действующим правом не решен, но его решение желательно, употребляют выражение "de lege fere№da" (по будущему, предполагаемому закону).6

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды основных источников

Конституционного  права Российской Федерации

 

2.1. Конституция

 

Конституция как источник конституционного права имеет первостепенное значение. Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г.

Конституция как источник права характеризуется и широтой  содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической  жизни. Через конституционные нормы  определяются основы правового статуса  личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений  государством. Таким образом, нормы  Конституции касаются всех сфер жизни  общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой  содержания своих норм Конституция  отличается от всех иных источников конституционного права;

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные  акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются  наименования правовых актов, их юридическая  сила, порядок принятия, отмены и  опубликования;

значение Конституции  как основного источника определяется и тем, что установленные в  ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сравнению  с другими источниками является актом наивысшего не только правового  уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.7

Осуществление конституционных  норм в качестве источника конституционного права протекает в различных  формах: соблюдение, исполнение, использование  и применение.

Соблюдение выражается в  том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение  с юридическими запретами (характерной  чертой данной формы является неактивное поведение, т. е. он не совершает действий, запрещенных Конституцией Российской Федерации). "Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Исполнение конституционных  норм (в отличие от соблюдения) предполагает активную деятельность субъектов, требуемую  нормами Конституции Российской Федерации и направленную на достижение выдвинутых ею задач и целей: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15 Конституции  Российской Федерации); "Каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы" (ст. 57 Конституции  Российской Федерации). В ней установлены  три способа исполнения:

1.  Все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации

2.  Государство обязано исполнять международные договоры Российской Федерации

3.  Граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности

Использование связано с  процессом реализации конституционных  прав и свобод, т.е. субъект своими действиями осуществляет предоставленные  ему права данным источником. "Каждый может свободно выезжать за пределы  Российской Федерации" (ч.2 ст.27 Конституции  Российской Федерации); "Принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения" (ч.3 ст. 35 Конституции  Российской Федерации).

Применение конституционных  норм в качестве основного источника  конституционного права предполагает властное вмешательство государства, его органов и других субъектов  в реализацию непосредственно Конституции  Российской Федерации. Выделяют три  способа применения конституционных  норм:8

1.  Обособленное от других, самостоятельное применение субъектами норм Конституции Российской Федерации

2.  Применение норм Конституции Российской Федерации совместно с иными нормами права

3.  Использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и толкования других правовых норм.

По предметам ведения  Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации и служащие также источниками  конституционного права.9

 

 

 

2.2. Законы

 

 Второй вид источников конституционного права, имеющих особое значение в системе федеральных нормативных правовых актов, составляют федеральные конституционные законы. Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации они обладают следующими специфическими (присущими только им) чертами:

1.  Развивают и дополняют Конституцию Российской Федерации

2.  Принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации

3.  Обладают большей юридической силой, чем обычный закон

4.  Подготавливаются в особом сложном порядке

5.  Не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации

По своей юридической  силе федеральные конституционные  законы занимают промежуточное место  между Конституцией Российской Федерации  и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной  процедуре, чем последние, требуя более  высокой степени общественного  согласия. Такое представление о  соотношении юридической силы Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов и обычных  федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить  положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные  законы не могут противоречить федеральным  конституционным законам").

На сегодняшний день у  нас действуют 23 федеральных конституционных закона. Таким образом, законодатель реализовал свою обязанность принять предусмотренные Конституцией федеральные конституционные законы только наполовину. Действуют федеральные конституционные законы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве Российской Федерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и другие ФКЗ. Таким образом, остаются не урегулированными правом важнейшие конституционно-правовые отношения, касающиеся символов власти, устройства Федерации, статуса органов государственной власти, порядка пересмотра Конституции, непосредственно затрагивающие положение человека в государстве.

Источниками конституционного права являются обычные федеральные  законы, если они регулируют конституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установления системы органов государственной  власти и местного самоуправления, их формирования и принципов деятельности, распределения полномочий по осуществлению  властных функций, а также закрепляют различные формы правовой связи  человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другого  государства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденного переселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение, охрану и защиту таких прав.

Также источником конституционного права являются федеральные законы, законы Российской Федерации и законы РСФСР. Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации

Проблему различного понимания  федерального закона отметил и Конституционный  Суд РФ в постановлении от 29 июня 2004 г. № 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".10

Термин "федеральный закон" употребляется в Конституции  РФ двояко: в широком смысле, в  качестве совокупности всех законов, имеющих  общефедеральное значение, которые  распространяют свое действие на всю  территорию Российской Федерации, а  также в собственном значении - как закон, принимаемый Федеральным  Собранием РФ или на референдуме  и по юридической силе стоящий  после Конституции РФ, законов  о поправках к Конституции  и федеральных конституционных  законов.11

Так, реализация права избирать и быть избранным, которое закреплено в Конституции РФ, осуществляется посредством норм Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует. Обратить внимание следует на тот факт, что в Конституции РФ не закреплен конкретный перечень вопросов, по которым необходимо принимать федеральные законы.

Среди обычных федеральных  законов выделяют Основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли или  определенной сферы государственного управления. Они издаются по предметам  совместного ведения федеральных  органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации (например, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, о нотариате, об охране здоровья граждан). Кодексы – это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Земельный кодексы и др.). Федеральные законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам12, что определяет более высокое место федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам в иерархии источников права.

Некоторые из правовых актов  СССР и РСФСР являются также источниками  конституционного права Российской Федерации в силу правопреемственности или на период, пока не будет принято  заменяющее их законодательство. Раздел второй Конституции Российской Федерации  устанавливает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются  в части, не противоречащей Конституции  Российской Федерации.13 Сохраняет свое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов их количество постоянно снижается.14

 

2.3. Договоры и соглашения

 

Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция устанавливает приоритет международного права по отношению к внутреннему, указывая, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма приобретет ведущее значение, когда состоится вступление России в Европейский Союз, в котором действует наднациональный парламент, обладающий законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являются источником конституционного права каждой входящей страны. Включенная в Конституцию РФ формулировка «общепризнанные принципы и нормы международного права» таит в себе много неясностей, поскольку в мире не существует общепринятого определения этих принципов и норм. Таковыми называют принципы Устава Организации Объединенных Наций и «некоторые другие», но даже универсальное признание какой-либо нормы (т. е. подавляющим большинством государств) не порождает обязанности каждого государства соблюдать ее, если эта норма не нашла своего закрепления во внутреннем праве, в акте ратификации или в межгосударственном договоре. Поэтому многие исследователи справедливо задаются вопросом: существуют ли вообще «общепризнанные принципы и нормы международного права», а если существуют, то каково их содержание?

Весьма многозначительна конституционная формула о примате договорной нормы по отношению к закону. Отсюда можно сделать вывод о том, что в иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять или противоречить нормам международного договора. Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения Российской Федерации к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров. Закон закрепляет очень важный «особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров». Статья 22 устанавливает: «Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Российской Федерации, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке». Международный договор, следовательно, сам по себе не может изменить Конституцию или действовать в противоречии с ней. Учитывая сложный порядок внесения поправок в Конституцию и пересмотра ее положений, можно предположить, что «неконституционные» договоры будут заключаться крайне редко.

Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации