Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:39, курсовая работа
Другая причина многозначность и нечеткость самого понятия источника права. Оно принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является сам смысл, в котором употребляются слова “источник права”.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……...…3
1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ……………..6
2. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………….9
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………………………………………..13
3.1КОНСТИТУЦИЯ РФ ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….13
3.2.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………….16
3.3.ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….18
3.4. ДОГОВОРЫ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ИЛИ ВЗАИМНОМ
ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………19
3.5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….29
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:
· Декларация о государственном суверенитете,
· Декларация о языках народов России,
· Декларация прав и свобод человека и гражданина.
К числу источников, действующих
только на территории субъектов РФ,
относятся прежде всего конституции
республик и уставы других субъектов
РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной
форме закрепляющие правовой статус
данного субъекта Федерации, основы
его устройства, компетенцию, структуру
органов государственной
Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, они обладают более высокой юридической силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).
Среди источников конституционного
права следует выделить и такую
специфическую форму, как договоры.
В их числе можно назвать
В систему источников конституционного права входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и ее законам.
III ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
3.1 Конституция
Российской Федерации основной
источник конституционного
Каждая конституция -- это
«визитная карточка»
Конституция Российской Федерации,
была принята всенародным
Юридические признаки Конституции РФ:
1. Высшая юридическая сила:
все нормативные правовые акты
на территории РФ не должны
противоречить Конституции РФ. При
этом действие Конституции
2. Особый порядок принятия
и изменения. Конституция РФ
принимается либо посредством
референдума, либо
3. Конституция является
нормотворческой базой
4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующее:
нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать ,в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;
в Конституции устанавливаются
государственно-правовые нормы общего
характера, являющиеся основополагающими
для всего государственно-
Конституция как источник
права характеризуется и
Конституция имеет высшую
юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории
России. Законы и иные нормативные
акты, принимаемые в Российской Федерации,
не должны противоречить Конституции(ст.
в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
значение Конституции
как основного источника
Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
По своей форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.
Правовая охрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.
3.2 Федеральные
конституционные законы как
Следующим источником конституционного права Росссии являются федеральные конституционные законы, впервые названные в Конституции РФ 1993 года. Они регулируют важнейшие отношения в сфере организации и осуществления государственной власти и взаимоотношений государства и гражданина. Все федеральные конституционные законы перечислены в самой Конституции. Их тринадцать. К сожалению, в связи с нечеткостью конституционных формулировок имеются разночтения даже в количестве таких законов: от 12 до 16. Идея конституционных законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации.
По своей юридической
силе федеральные конституционные
законы занимают промежуточное место
между Конституцией Российской Федерации
и обычными федеральными законами,
принимаются по более сложной
процедуре, чем последние, требуя более
высокой степени общественного
согласия. Такое представление о
соотношении юридической силы Конституции
Российской Федерации, федеральных
конституционных законов и
На сегодняшний день у
нас действуют лишь 6 федеральных
конституционных законов. Таким
образом, законодатель реализовал свою
обязанность принять
Источниками конституционного
права являются обычные федеральные
законы, если они регулируют конституционно-правовые
отношения, то есть отношения по поводу
установления системы органов
3.3 Федеративный
договор как источник
Практика федеративных отношений,
а во многом политическая целесообразность,
предопределили появление среди
источников конституционного права
внутригосударственных
Эти договоры оформили превращение
России в действительную федерацию
(до этого она была федерацией лишь
по названию, а вопрос о том, кто
является ее субъектами был совершенно
неясен и практического значения
не имел). Федеративный договор был
включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения
в действовавшую тогда
В ныне действующей Конституции
Российской Федерации в части 3 статьи
11 указано, что предметы ведения
и полномочия разграничиваются между
органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов как
самой Конституцией, так и Федеративным
договором и иными договорами.
А в абзаце четвертом части 1 раздела
второго Конституции "Заключительные
и переходные положения" установлено,
что в случае несоответствия положений
Федеративного договора положениям
Конституции действуют
3.4 Договоры о
разграничении или взаимном
Следующим видом источников
конституционного права являются договоры
о разграничении или взаимном
делегировании предметов
Такими договорами с разбивкой по видам субъектов Федерации в сокращенном их наименовании являются :
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик Российской Федерации - Татарстан, Кабардино-Балкария, Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Бурятия, Удмуртия, Коми, Чувашия и Марий Эл, итого 10 договоров;
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев Российской Федерации - Краснодарского, Хабаровского, Алтайского и Красноярского, итого 4;
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти областей Российской Федерации - Свердловской, Калининградской, Оренбургской, Омской, Иркутской , Сахалинской, Пермской, Нижегородской , Ростовской, Ленинградской, Тверской, Челябинской, Магаданской, Вологодской, Брянской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Мурманской , Ярославской, Кировской, Астраханской, Амурской, Воронежской, Ивановской и Костромской, итого 26;
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти городов федерального значения - Санкт-Петербурга и Москвы, итого 2;
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономных округов Иркутской и Пермской областей и Красноярского края Российской Федерации - соответственно Усть-Ордынского Бурятского, Коми-Пермяцкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского, итого 4.
Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации