Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:39, курсовая работа
Другая причина многозначность и нечеткость самого понятия источника права. Оно принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является сам смысл, в котором употребляются слова “источник права”.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……...…3
1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ……………..6
2. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………….9
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………………………………………..13
3.1КОНСТИТУЦИЯ РФ ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….13
3.2.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………….16
3.3.ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….18
3.4. ДОГОВОРЫ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ИЛИ ВЗАИМНОМ
ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………19
3.5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….29
Таким образом, договорами охвачены почти все виды субъектов Федерации (кроме автономной области). Перечень договоров дается в хронологическом порядке, по времени их подписания. Договоры с автономными округами подписывались не отдельно, а одновременно с краем, областями, в состав которых они входят.
Анализ договоров по времени их подписания свидетельствует, что наиболее интенсивная полоса их подписания выпадает на 1996 год. В этом году заключено (подписано) 17 договоров. Затем по интенсивности стоит 1997 год подписано 12 договоров, затем 1998 год подписано из проанализированных 6 договоров. Менее всего подписано договоров в 1994 году три. В 1995 году четыре.
К сожалению, возможные рамки такого договорного разграничения (взаимного делегирования) предметов ведения и полномочий конституционно не определены. Не определена и процедура заключения и прекращения указанных договоров.
На практике договорами нередко изменяется разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов, установленное статьями 71-73 федеральной Конституции. Оно, как мы видели, имеет преимущество перед разграничением, содержащимся в Федеративном договоре.
Отсюда следует, что положения
соответствующих договоров
В литературе встречается
и иная позиция. Так, в одном из
комментариев Конституции Российской
Федерации утверждается, что договоры,
о которых идет речь в части 3 статьи
II Конституции (помимо Федеративного
договора), не должны противоречить
Конституции и федеральным
Не столь бесспорен, однако,
порядок заключения таких договоров,
сложившийся на практике. Он заключается
в том, что договоры подписываются
Президентом Российской Федерации
с федеральной стороны и
Еще более важен вопрос
о субъектах, участвующих в заключении
договоров. Поскольку в договорах
содержатся нормы конституционного
характера, вряд ли правильно отстранять
от их создания законодательную власть.
Представляется, что договоры для
вступления в силу должны бы утверждаться
Федеральным Собранием и
Есть здесь и еще
одна юридическая проблема, связанная
с правовыми последствиями
С учетом сказанного представляется, что процедура заключения и расторжения договоров между органами государственной власти Российской Федерации, а также ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи II Конституции, кроме того отмеченная только что проблема некоторых правовых последствий таких договоров нуждаются в урегулировании федеральным конституционным законом. Это тем более важно, что о взаимном делегировании предметов ведения и полномочий в Конституции не говорится.
3.5 Постановления
Конституционного Суда
Возникает вопрос о том, являются
ли постановления Конституционного
Суда РФ источником конституционного
права. Это очень непростой вопрос.
При этом ответ на него не должен
подменяться проблемой
Конституционный Суд РФ судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст. 125), Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.
Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:
1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов, субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. По жалобам на нарушения
конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов
проверяет конституционность
4. Дает толкование Конституции РФ.
5. Дает заключение о
соблюдении установленного
6. Выступает с законодательной
инициативой по вопросам
7. Осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему
Конституционный Суд РФ решает
исключительно вопросы
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Конституционный Суд вправе
рассмотреть в пленарном
разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
дает толкование Конституции РФ;
-дает заключение о соблюдении
установленного порядка
принимает послания Конституционного Суда;
решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд РФ не
возглавляет систему
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции также являются источниками конституционного права. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросам уполномоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а следовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой.
Постановления Конституционного
Суда, выносимые в связи с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется подчеркнуть,
что источниками
На основании проделанной
работы можно сделать вывод, что
источники конституционного права
имеют колоссальное значение для
укрепления правового государства.
Совершенство рассмотренных источников
напрямую зависит от уровня теоретических
представлений о них и от качества
всех видов юридической практики.
Юридическая наука призвана своевременно
готовить пригодные рекомендации по
улучшению форм права, а практика
должна умело реализовать предложения
ученых в целях создания гибкой,
динамичной и эффективно функционирующей
системы источников права. От качества
этой системы права зависит
Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации