Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:36, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, анализируя сложившуюся теоретическую базу в области изучения источников права, дать наиболее общую характеристику данного понятия, выявить основные особенности деления на виды.
Задачи исследования предопределены его целью и носят взаимосвязанный характер:
- исследовать сущность источников права;
- дать характеристику признакам источников права;
- определить виды источников права;
- выявить закономерности возникновения новых источников права.
Введение 3
1. Источники права: понятие, признаки, исторические предпосылки возникновения 5
2. Виды источников права, их характеристика 12
3. «Новые» источники права, закономерность их возникновения 22
Заключение 26
Список литературы 28
В настоящий момент существует весьма разнообразная структура разновидностей источников права. К ним относят: правовой обычай, нормативный акт, юридический прецедент, нормативный договор, правовые доктрины, религиозные нормы и т.д. В рамках данной работы будут рассмотрены основные общепризнанные источники права, и, прежде всего названные источники будут охарактеризованы через призму отечественного права.
Правовые обычаи выступают в роли источников права, поскольку многие из них на сегодняшний день, санкционированы государством. Исторически правовой обычай является первый источник права, но он приобретает свой правовой характер только после его фактического признания и утверждения государством. Так как право изначально носило характер обычного права, т.е. целиком состояло из правовых обычаев, то в последующем оно постепенно систематизировалось, представляло собой сборники правовых обычаев (примерами могут служить «Салическая правда», «Русская правда», и др.).
В большей части государств на сегодняшний день обычай может выступать в качестве источника права, если об этом прямо указано в законе. Например, приблизительно двадцать статей в Гражданском кодексе Российской Федерации содержат ссылку на «обычай делового оборота». При этом Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет обычай делового оборота как некий юридический институт, часто применяемый и сложившийся в какой-либо сфере предпринимательской деятельности, это правило поведения, которое не предусмотрено законодательством, несмотря на то, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет, такое правило продиктовано типичными жизненными ситуациями и объективными реалиями хозяйственной жизни общества.
Своего значения обычно-правовые правила не потеряют и в дальнейшем, так как предусмотреть все нюансы в законе или в договоре невозможно, да и нецелесообразно. Обычаи также достаточно активно действуют в сфере международного частного права, особенно в международной торговле и торговом мореплавании.
Правовой обычай - это объективно и исторически сложившееся правило общественного поведения, которое возникло в результате многократного повторения, базирующееся на принципах его целесообразности и полезности, которое признается государством в качестве источника права. Иными словами, это достаточно широко применяемое и уже вошедшее в привычку правило поведения в обществе, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права. В основе данного источника права лежат признаки авторитетности, неоднократности применения, полезности, целесообразности, и выработанного длительной практикой общения в обществе некого образца поведения в определенных жизненных условиях16.
В отличие от других источников права правовой обычай характеризуется своеобразием формы. Он менее формализован и значительно больше предоставляет сторонам свободу собственного усмотрения, согласования индивидуальных воль. Следование санкционированному обычаю означает не только выражение согласия с государственной волей, но и проявление социальной солидарности с нормами общественного порядка, на которых он основывается. Так, чаще всего санкционирование правового обычая сводится к возможности использования обычая17.
Правовые обычаи представляют собой первую историческую форму права, они появились помимо государственной правотворческой деятельности, инициировали возникновение иных источников права. Правовые обычаи демонстрируют своеобразный путь, особый метод правообразования, который государство вынуждено было признать и использовать в целях обеспечения согласованности и единства общей системы источников права. Правотворческое или молчаливое санкционирование государством правовых обычаев говорит об их государственном покровительстве и защите, обеспечивает рост правовых обычаев из социальных.
Самое широкое распространение, безусловно, получил такой источник, как нормативный правовой акт. Некоторые авторы даже утверждают, что в современном понимании термин «источник права» употребляется в качестве синонима нормативного правового акта18.
Нормативно-правовой акт – это самый распространенный, можно сказать, основной, источник права. Такое распространение обусловлено принятием данных актов, являющееся монополией государства. Рассматриваемый акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий юридические нормы, адресованные неопределенному кругу лиц.
Признаки нормативного правового акта заключаются в следующем:
- во-первых, нормативный правовой акт, в сравнении с другими источниками права можно достаточно быстро подготовить, изменить, дополнить и т.д.;
- во-вторых, с его помощью можно определенно, четко закрепить те общественные отношения, а также соответствующие права и обязанности, которые подпадают под правовую регламентацию;
В юридической литературе можно обнаружить утверждение о том, что нормативный правовой акт как разновидность юридического документа выполняет общие и собственно юридические функции; к первым относятся: информационная, коммуникативная, историко-культурная, идеологическая, воспитательная, символическая, политическая и управленческая функции. К собственно юридическим функциям относят правоустановительную, учредительную и либо регулятивную, либо охранительную в зависимости от назначения нормативного правового акта19.
Рассмотрим виды нормативных правовых актов:
Законы, которые делятся на:
- федеральные конституционные;
- федеральные законы;
- законы Субъектов Федерации;
Указы Президента РФ, подразделяющиеся в свою очередь на:
- нормативные;
- ненормативные (индивидуальные правовые акты);
- смешанные.
Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ.
Решения губернаторов (глав субъектов Федерации).
Акты муниципалитета:
- акты глав муниципальных образований;
- акты представительных органов власти;
- совместные акты глав
муниципальных образований и
представительных органов
Локальные акты (например, уставы предприятий, положения учреждений и других организаций).
Необходимо отметить, что все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными, поскольку по своей юридической силе они стоят ниже законов и не должны им противоречить.
Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.). Проблема признания правоположений судебной практики в качестве источника права нашей стране в последнее время активно обсуждается в литературе. С начала 90-х гг. XX в. обнаруживается тенденция признания за судебной практикой способности выступать в качестве источника права. Правоположения судебной практики не имеют официальной формы закрепления и признания со стороны современного российского государства. Многие авторы связывают это с особенностями правовой системы. «Нормативизм, - пишет А.Ю. Мкртумян, - всегда связан с ограничением судебного правотворчества. В России и некоторых других странах, где господствует нормативизм, судебный прецедент вообще не признается в качестве источника права»20.
Однако в силу особого положения судебной власти в современной России правоположения судебной практики все чаще среди авторов юридической литературы заслуживают признания в качестве источника права.
При помощи правоположений судебной практики осуществляется поднормативная функция, именуемая нормоконтролем. Нормоконтроль может быть непосредственным и опосредованным. Первая форма заключается в осуществлении судебной проверки нормативных правовых актов любого уровня на предмет их соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, а также праву в целом. По данной категории дел суды выносят решения, в резолютивной части которых признают нормативный правовой акт незаконным и недействительным, тем самым фактически создавая самостоятельный нормативный акт о лишении юридической силы первого, правоположения которого выступают в качестве источника права.
Нормативный договор – представляет собой согласованную волю двух или более субъектов права. Нормативный договор устанавливает новые, изменяет или отменяет уже существующие нормы права. Указанный вид договора должен содержать нормы права (международные акты; внутригосударственные договоры; коллективные договоры и соглашения в трудовом праве). Необходимо отметить, что некоторые авторы разделяют данный вид источника права на международное право и нормативно-правовой договор21.
Возникновение данного источника права связывают именно с понятием международного права. Основной толчок данный вид источников права получил в середине XX столетия, именно тогда международное право стало играть роль интегратора при формировании национальных правовых систем. Впоследствии оно создавало все более благоприятные условия использования и применения образцов юридических явлений другими странами, адаптации национальных законодательств по отношению друг к другу, переплетения внутренних национальных и внешних международных норм.
Примером применения нормативного международного договора, как источника права, может служить и Российская Федерация, в которой международные договоры согласно Конституции Российской Федерации закреплены, как часть ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в Конституции нашей страны «четко закрепляется примат международного права над национальным»22.
Исследователи делают вывод о том, что международные договоры в Российской Федерации являются источником права в формально-юридическом смысле этого слова.
Во-первых, существует прямое указание на их вхождение в российскую правовую систему.
Во-вторых, международно-правовые договоры объединяют правила поведения общего характера, которые и должны применяться при противоречии им федерального законодательства.
В-третьих, данное положение закреплено в Конституции РФ, обладающей высшей юридической силой, а также имеющей прямое и непосредственное действие на всей территории Российской Федерации.
Правовая доктрина. Как отмечают некоторые ученые, правовая доктрина – «это комплекс теоретических положений, отражающих сложившееся научное мнение, которое в силу своей глубины и авторитетности востребовано общественной практикой и выступает регулятором общественных отношений. В современных отечественных условиях доктрина не является в полной степени самостоятельной формой права, но лежит в основе правовых явлений23.
Наибольший вес правовая доктрина в качестве источника права имеет в странах мусульманского права, где она проявляет себя в виде религиозно-правовой доктрины (следует отметить, что некоторые авторы разделяют правовую доктрину и религиозные нормы как источники права)24. В исламе доктрина играет гораздо большую роль, чем в романо-германской системе или системе общего права. Не законы государства, не позитивное право, а учебник является основным источником права и имеет силу закона. Теоретически только Бог может выступать законодателем. Фактически же в исламских странах ученые-юристы излагают волю Аллаха в своих трудах, и при рассмотрении дел в судах судья, как правило, не обращается непосредственно к Корану, а ссылается на конкретного автора, который комментировал тексты, и его авторитет общепризнан. В исламских государствах право создают ученые, а не парламентарии и правительственные чиновники25.
Для большинства же европейских стран правовая доктрина является так называемым нетрадиционным или косвенным источником права. Вместе с тем ее значение не стоит преуменьшать, поскольку доктрина играет также роль в применении закона, и было бы трудно, не искажая действительности, отрицать за ней в этой сфере качество источника права.
Существуют несколько значений юридической доктрины: учение (совокупность теоретических положений о правовых явлениях); государственная программа (концепция) регулирования тех или иных общественных отношений, постановка целей, задач, определение средств их реализации; совокупность общих начал, исходных конституирующих принципов права, поддерживаемых или санкционированных государством; руководящие теоретические принципы, правовые дефиниции; научные труды юристов.
Особенность доктрины состоит в том, что для проникновения в ее сущность внешней стороны недостаточно, нужно учитывать и внутреннюю, содержательную. Например, по отношению к учению доктрина выступает содержанием, а учение, соответственно, - формой. Для полноты понимания доктрины необходим динамический фактор. Имеется в виду ее авторитетность, востребованность, влиятельность, регулятивный потенциал, убедительность.
Принципы права. Данный вид источников права получил признание практически во всех правовых системах. Например, в романо-германской правовой системе допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что при применении аналогии права нужно опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности.
В научной литературе можно встретить множество определений понятия принципов права. Так или иначе, можно согласиться с тем, что под принципами права принято понимать основополагающие, базовые идеи, которые получили свое закрепление в официальных источниках права или признание в юридической практике, кроме того, они наглядно отражают закономерности развития общественных отношений.