Источники права, понятия и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Только практика, по общему признанию, может служить критерием истины. Однако для того, чтобы практика “сказала” свое слово и тому или иному определению понятия права был вынесен оправдательный или обвинительный “приговор”, потребуется определенное время. Только на основе накопленного опыта можно будет с уверенностью говорить о преимуществах или недостатках того или иного подхода к изучению права и его определению. В сложившихся обстоятельствах наиболее эффективным, а, следовательно, и наиболее приемлемым путем или средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определений и подходов к праву, является выделение и рассмотрение его наиболее важных, свойственных различным типам права, признаков и черт.

Содержание работы

Ведение.
Глава 1.Источники права.
1.1.Понятие источников права
1.2.Види источников права.
Глава 2.Понятие и виды права
2.1.Понятие и сущность права.
2.2.Основные принципы права.
2.3.Признаки права.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, термин “право” используется для  обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает  “ система права”. Например, англосаксонское  право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин  “право” употребляется и в  не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что “любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств”2. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются обще социальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

Право – особый, официальный, государственный  регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения  приобретают новое качество и  особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными  регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и  стабилизатор общественных отношений. “Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности”. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в “чистом виде”, представляют собой действительно самостоятельный  вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, “творит” общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие  существенное значение для интересов  государства, общества, нормальной жизнедеятельности  людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы:

регулируемые правом, выступающие в качестве правовых;

не  регулируемые правом, не имеющие юридической  формы;

частично  регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое  отношение может быть подвергнуто  правовому регулированию, да и необходимость  во многих случаях не возникает.

Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает  на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство  предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет  регулирования, первопричина возникновения  права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как  новое социальное явление. В праве  и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения  между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит  авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий  в социальном плане.

Обще  социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек  свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право  не просто свобода, а свобода, гарантированная  от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

 

 

2.2.Основные принципы права

Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие права.

Виды  источников права:

социальные  источники права - развивающиеся  общественные отношения (социальная обусловленность  права);

государственные источники права - государство в  лице его законодательных органов;

юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной государственной  воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.

Естественное  право - совокупность высших, постоянно  действующих, независимых от государства  норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок  ценностей, не только являющихся директивами  для законодателя, но и действующих  напрямую.

Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах.

Источник  позитивного права - это форма  выражения государственной воли, направленной на признание факта  существования права, на его формирование, изменение и констатацию факта прекращения существования права определенного содержания.

Правотворчество - это деятельность государственных  органов (в случае референдума - всего  народа) должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Государство - это единая политическая организация  общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и  ее население, располагает для этого  специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления  и обладает суверенитетом; источник содержания и юридической силы позитивного  права.

Государственный орган - это составная часть механизма  государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго орпеделенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Законодательные органы государства - органы, устанавливающие  общеобязательные требования, которые  исполнительная власть должна проводить  в жизнь и которые служат законодательной  основой для деятельности судебной власти.

Законодательный процесс - завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения возводятся через закон, через иные источники в юридические  нормы.

Стадии  законодательного процесса:

законодательная инициатива;

обсуждение  законопроекта;

принятие  закона;

опубликование (промульгация) закона.

Законодательная воля - одно из проявлений человеческой воли вообще.

Признаки  законодательной воли:

носит специфический политико-правовой характер;

имеет своих носителей, которые обладают данной волей и реализуют ее по поручению общества.

Носители  законодательной воли - носители публично-властных правомочий; специально уполномоченные обществом на осуществление законодательной  функции политически дееспособные лица.

Юридические источники права - внешняя форма  права, означающая выражение государственной  воли вовне.

Любой нормативно-правовой акт есть носитель информации о позитивном праве конкретной страны.

Правовой  акт - акт, устанавливающий нормы  права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.

Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, исходящий от уполномоченного на его издание государственного органа (или всех политически дееспособных граждан) , содержащий излагаемые в определенной последовательности правовые нормы и имеющий свои пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Индивидуально-правовые акты издаются правоприменительными органами, не содержат правовых норм и не являются источником права, юридически обязательны  только для фиксированных в акте лиц.

Действие  нормативно-правового акта - порождение тех юридических последствий, которые  в нем предусмотрены.

Действие  нормативно-правового акта во времени  продолжается с момента вступления нормативно-правового в силу и  до момента утраты им силы.

Действие  нормативно-правового акта в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. В  соответствии с государственным  суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного  территориального действия.

Действие  нормативно-правового акта по кругу  лиц означает распространение нормативных  требований на указанный в акте круг (категорию) лиц, с учетом предусмотренных  в нем ограничений в отношении  официальных представителей других государств, обладающих дипломатическим  суверенитетом.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый  в особом законодательном порядке  высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой  и выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования  общественной и государственной  жизни.

Структура закона - логическое его деление  на разделы, главы, статьи.

Содержание закона - правовые нормы;

Законы;

Конституционный федеральный закон;

Федеральный закон;

Законы  субъектов федерации.

Подзаконный нормативный акт - разновидность  правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных  предписаний или их толкования, или  установления первичных норм.

Виды  подзаконных актов:

по  субъектам издания и сфере  распространения:

Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и постановления правительства).

Местные подзаконные акты - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти на местах.

Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и ведомств.

Внутриорганизационные подзаконные акты, которые издаются различными организациями для регламентации  внутренних вопросов и распространяются только на членов организации.

Юридическая сила - "указание" на место акта, его значение, его верховенство или  подчиненность.

 

2.3.Признаки права.

Признаки  права, характеризуют его как  специфическую систему общественных отношений.

1. признак – нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что “в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения”. Нормы права следует рассматривать как “рабочий инструмент”, с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права -–произвол и беззаконие.

Говоря  о системе норм, нормативности  права как об одной из важнейших  его особенностей и черт, следует  отметить, что нормативность вовсе  не означает, по мнению ряда авторов, ограниченности или “замкнутости” права одними только нормами - правилами поведения. Помимо норм и наряду с ними право  должно включать в себя, с их точки  зрения, также и другие структурные  элементы в виде правоотношений, правовых взглядов и идей, правосознания, субъективных прав граждан.

Информация о работе Источники права, понятия и виды