Источники права, понятия и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Только практика, по общему признанию, может служить критерием истины. Однако для того, чтобы практика “сказала” свое слово и тому или иному определению понятия права был вынесен оправдательный или обвинительный “приговор”, потребуется определенное время. Только на основе накопленного опыта можно будет с уверенностью говорить о преимуществах или недостатках того или иного подхода к изучению права и его определению. В сложившихся обстоятельствах наиболее эффективным, а, следовательно, и наиболее приемлемым путем или средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определений и подходов к праву, является выделение и рассмотрение его наиболее важных, свойственных различным типам права, признаков и черт.

Содержание работы

Ведение.
Глава 1.Источники права.
1.1.Понятие источников права
1.2.Види источников права.
Глава 2.Понятие и виды права
2.1.Понятие и сущность права.
2.2.Основные принципы права.
2.3.Признаки права.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

Спор  между сторонниками строго нормативного понимания права, когда оно рассматривается  лишь как система норм или правил поведения, и расширительного его  толкования имеет длительную историю.

Причем  такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государство ведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров каждая, когда оно рассматривается лишь как система норм или правил поведения, и расширительного его толкования имеет длительную историю. Причем такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государство ведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров, каждая из сторон, участвующая в них, не только не отрицает, а, наоборот, заведомо предполагает существование системы норм как основного звена “узко” или “широко” понимаемого права. Более того, в некоторых случаях “нормативистское” понимание права чуть ли не возводится в абсолют. Г.Кельзен – основоположник нормативистской теории права склонен, например, рассматривать сквозь призму норм не только само право, но и правовой порядок (“правовой порядок представляет собой систему норм”), государство как “установившийся порядок”, другие государственно-правовые явления .

2. признак – формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На  основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и  однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность  граждан и организаций.

3 признак – системность. Право  представляет особо сложное системное  образование. В настоящее время  в свете новых подходов к  пониманию права особую значимость  приобретает деление его на  три элемента, на естественное, позитивное, субъективное право.

Естественное  право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено  природой человека и общества. Важнейшая  часть естественного права –  право человека или возможности, которые общество и государство  способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это законодательство и другие источники  юридических норм, в которых получают официальное государственное признание  социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент – субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие  на основе норм позитивного права  и удовлетворяющие интересы и  потребности его обладателя. Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует  право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений  и поведение людей.

Смысл социально-правовых притязаний состоит  в том, чтобы они получали официальное  признание, т.е. трансформировались в  субъективные права. Инструментом, с  помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного  права.

Основной  смысл правового регулирования  заключается в трансформации  естественного права в субъективное право, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведение естественного  права в закон. Системные связи  права рассматриваются и в  других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты  и отрасли, включает в себя систему  законодательства.

4 признак – интеллектуально - волевой  характер права. Право проявление  воли и сознания людей. Интеллектуальная  сторона права состоит в том,  что оно есть форма отражения  социальных закономерностей и  общественных отношений – предмета  правового регулирования. В праве  отражаются и выражаются потребности,  цели и интересы общества, отдельных  лиц и организаций. Формирование  и функционирования права как  выражение свободы, справедливости  и разума возможны только в  обществе, в котором все индивиды  имеют экономическую, политическую  и духовную свободу.

Волевое начало права нужно рассматривать  в нескольких аспектах. Во-первых, в  основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций  и социальных групп, и в этих притязаниях  выражается их воля. Во-вторых, государственное  признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных  органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при “участии” сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

5 признак – обеспеченность возможностью  государственного принуждения. Государственное  принуждение – фактор, позволивший  четко разграничить право и  обязанность, т.е. сферу личной  свободы и ее границы. Государственное  принуждение - специфический признак  права, отличающий его от иных  форм социального регулирования:  нравственности, обычаев, корпоративных  норм.

Попытки произвольного, умозрительного “конструирования”  отдельных правовых актов или  системы норм неизбежно ведут  к негативным или же к непредсказуемым  последствиям. Такого рода оторванные от жизни, от реальной действительности системы, а точнее – псевдосистемы, без риска ошибиться, можно охарактеризовать известным изречением Гете из “Фауста”: “Словами диспуты ведутся, из слов системы создаются”.

Создавая  нормы права, государство действует  непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание  некоторых нормативно-правовых актов  негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о  “санкционировании”, т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими  негосударственными институтами.

Означает  ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и  подчинение государству? Является ли право  лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов  или же оно выступает по отношению  к нему как один из относительно самостоятельных институтов?

В отечественной и зарубежной юридической  литературе имеется три группы различных  мнений на этот счет, три значительно  отличающихся друг от друга суждения.

Суть  первого из них состоит в том, как верно подмечает известный  российский правовед Г.Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде “требований государства”. Государство при этом, “являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом”. Государство в свете такого сужения рассматривается как явление первичное, а право – вторичное.

Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство  и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать “не факт, а право”. Государство, хотя он и издаст правовые акты, “не  может быть источником права”, “потому что оно само вытекает из права”. Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец, третий подход к определению характера  взаимоотношений государства и  права состоит в том, что не следует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что  логически предшествует другому - государство  или право, – пишет с связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, “столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше – государство или право”. С его точки зрения, тезис, согласно которому “право – это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение”, как и суждение о том, что государство является “слугой права”.

Государство, имеющее монополию на осуществление  принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность “будущего”, которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.

 

Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996.


Информация о работе Источники права, понятия и виды