Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:38, контрольная работа
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Введение
Глава. 1 Понятие и виды форм (источников) права
Глава 2. Основные источники права и виды нормативно - правовых актов
Глава 3. Действие нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Заключение
План
Введение
Глава. 1 Понятие и виды форм (источников) права
Глава 2. Основные источники права и виды нормативно - правовых актов
Глава 3. Действие нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Заключение
Введение
Понятие «источник
права» существует много веков. Столетиями
его толкуют и применяют
Наряду с
этим источником права следует также
признать форму выражения
Глава 1. Понятие и виды источников права
Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, содержаться в тех или иных формах которые являются способом их существования, формами их жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. Следовательно, формы (источники) права – это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения.
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основании, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям под источником права следует понимать:
1) источник права в материальном смысле - это причины, обусловившие содержание права, материальные условия жизни общества. Сюда можно отнести экономические, политические, социальные, юридические и иные условия;
2) источник права в идеальном смысле - нематериальные факторы осознания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источниках (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной идеологии и о правосознании личности;
3) источник права в формально-юридическом смысле - это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.
Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле (иначе - формальные источники права, юридические источники права, формы права).
К основным формально-юридическим
источникам права относятся нормативно-
Под обычаем, как разновидностью социальной нормы, понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемым обществом. Правовым, обычай становится после официального одобрения государства.
Правовой обычай - общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в установленных случаях субъектами права в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного принуждения.
Судебный прецедент - решение суда по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.
Судебный прецедент применяется, главным образом, в странах англо-саксонской правовой семьи. Прецедентное право является неотъемлемой частью такой системы. Более того, возможность решения дел по аналогии определяет ее специфику. Нормы, вырабатываемые в результате прецедента, являются, в конечном счете, прямым отражением общечеловеческих ценностей, проверенных временем. Несмотря на возрастающую роль нормативно-правовых актов, авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает и компетентные суды не склонны их пересматривать.
Примером фактического применения судебного прецедента (хотя юридически этот источник права в России не может быть использован) в нашем государстве могут служить решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений Законов противоречащими Конституции РФ.
Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Является основным источником международного права и в ряде случаев используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договор между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами).
Основным источником российского права является нормативно-правовой акт. Подавляющее большинство существующих в обществе норм закреплено именно в нормативно-правовых актах.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права.
Глава 2. Основные источники права и виды нормативно - правовых актов.
По юридической силе нормативные акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственно волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства.
Виды законов по их юридической силе:
Конституция Российской Федерации. Она является высшим нормативным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).
Конституция устанавливает основы конституционного строя права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а так же систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. Ее назначение - обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.
А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований. Именно эти цели обусловливают верховенство, высшую юридическую силу прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Конституционные законы – акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Их нормы развивают и конкретизируют отдельные её положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ).
Федеральные законы – акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ). По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции).
В случае противоречия между федеральным законом, изданными в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции). Это положение о приоритете федеральных законов обеспечивает единство основ правового регулирования в России.
Законы субъектов Федерации – издаются представительными органами субъекта и распространяются только на соответствующей территории (закон Краснодарского края о муниципальной службе).
В Российской Федерации закон должен обладать признаками присущими конституционному строю. Этот признак состоит в следующем. Законы принимаются только органами народного представительства или непосредственно народным голосованием.
Принятые в установленном порядке федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции). Они не должны противоречить федеральной Конституции, подлежат официальному опубликованию и без опубликования не применяются (ч. 3 ст. 15 Конституции).
Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства. Различают общие, ведомственные, местные и локальные нормативные акты.
Главное место в системе общих подзаконных актов принадлежит указам Президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внешней и внутренней политики государства. В отличие от законов указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными правовыми актами. К числу последних относятся, например, указы о награждении граждан орденами и медалями, о назначении и смещении высших должностных лиц, о присвоении воинских званий, о приеме в гражданство России.
Следующая ступень – это акты правительства. Согласно Конституции России они издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции).
Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах свое компетенции министерствами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, банковские, транспортные отношения). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений… Например акты федеральных органов исполнительной власти. Такие акты издаются всеми полномочными органами утверждаемой Президентом структуры этих органов в порядке ст. 112 Конституции.
К данным органам относятся
министерства, государственные , комитеты
и федеральные службы (ФСБ, СВР, ФПС),
входящие в состав Правительства, а
также ведомства различных
В ряде случаев федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Примером могут служить акты министерства финансов, министерства транспорта, санитарно-эпидемиологического надзора, налоговой службы и многих других органов. Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции России и должны быть в установленном порядке опубликованы для всеобщего сведения. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции).
В федеративном государстве общие подзаконные нормативные акты могут приниматься как федеральными органами исполнительной власти, так и соответствующими органами субъектов федерации.
Подсистема законодательства субъектов Российской Федерации характеризуется, прежде всего, наличием конституций республик и уставов других субъектов Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции) принимаемых ими самостоятельно. Федеральные органы государственной власти, не уполномоченных издавать каких-либо предписаний на сей счет.
Конституции и уставы субъектов Федерации имеют, таким образом, значение первоначальных, исходных конституционно-правовых законов, реально закрепляющих формирование государственного устройства, системы органов власти, порядка выборов и т. п. Единственным условием является соответствие конституций и уставов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Местные нормативные акты принимаются представительными и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответствующей территории и обязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории. В число местных нормативных актов включаются решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы), постановления, приказы, распоряжения исполнительных структур (глава администрации, глава муниципального образования и др.).
Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты – принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений для регулирования внутренней деятельности.
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц