Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:56, курсовая работа
Данная курсовая работа будет посвящена различным формам (источникам) права, существующим на протяжении уже многих лет.
Юридической науке известны следующие исторически сложившиеся виды источников (форм) права:
- правовой обычай;
- юридические прецеденты;
- нормативно-правовые акты;
- нормативные договоры;
- юридические доктрины;
- религиозные писания.
Введение
1.Понятие источников (форм) права
2.Источники права в Республике Беларусь
3.Система нормативных актов в Республике Беларусь
4.Действие нормативно-правовых актов во времени, в
пространстве и по кругу лиц
Заключение
Список использованных источников
Содержание.
Введение
1.Понятие источников (форм)
права
2.Источники права в Республике
Беларусь
3.Система нормативных актов
в Республике Беларусь
4.Действие нормативно-правовых
актов во времени, в
пространстве и по кругу лиц
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа будет
посвящена различным формам (источникам)
права, существующим на протяжении уже
многих лет. Тема курсовой работы является
не только интересной, но и актуальной,
т.к. по источнику явления судят и о самом
явлении.
Еще при зарождении права происходил процесс
появления первичных юридических письменных
источников (отдельных законов, кодексов,
священных агрокалендарей, иных актов),
имевших своим назначением регулирование
складывающихся новых общественных отношений
- производящей экономики. Тогда же подчеркивалась
необходимость зарождающейся производящей
экономики, раннеклассовых государств
в новых формах системы социального регулирования.
Упорядочить, закрепить социальные отношения
во вновь возникающих государственно-организованных
обществах можно было только с помощью
четких, формально установленных, признанных
правил поведения, охватывающих постоянно
повторяющиеся явления и процессы в трудовой,
бытовой, иной социально-экономической
сфере общества. Где действительно находятся
со всеми присущими характеристиками,
и прежде всего формальной определенностью,
те правила поведения, которые составляют содержание права.
Юридической науке известны следующие исторически сложившиеся виды источников (форм) права:
- правовой обычай;
- юридические прецеденты;
- нормативно-правовые акты;
- нормативные договоры;
- юридические доктрины;
- религиозные писания.
Наиболее полно и подробно я
постараюсь раскрыть виды источников
(форм) права применяемых в Республике
Беларусь, имеющих доминирующее значение
в нашей стране.
Основным источником права в романо-германской
семье являются нормативно-правовые акты,
которые издаются в соответствии с Конституцией
(Основным Законом). Главенствующую роль
играют также нормативные договоры и в
ограниченной мере – правовой обычай.
Основным источником права в Республике
Беларусь соответственно являются нормативно-правовые
акты. Их можно классифицировать по различному
основанию: по юридической силе, по источнику
формирования, по сфере деятельности.
Более подробно я раскрою данный вопрос
в соответствующей главе курсовой работы.
Чем выше степень цивилизованности, развитости
и гуманности общества, тем большую потребность
оно испытывает в законах. Содержание
закона образуют первичные нормы, которые
в отдельных случаях получают дальнейшую
конкретизацию и развитие в подзаконных
актах. Через общие абстрактные и равные
для всех правила государство принимает
единые в различных сферах общественных
отношений масштабы к разным людям. Эти
правила, правовые нормы, выраженные в
специфической языковой форме, и составляют
содержание права.
Люди первообщинного строя не знали права
и руководствовались в своей деятельности
обычаями и традициями. Большую роль в
их жизни играли традиции, мифы, ритуалы,
обряды. В тот далекий период зарождались
моральные и религиозные нормы. Право
возникло гораздо позднее и его судьба
в значительной мере связана с появлением
такого важного института, как государство.
Самой первой формой права стал именно
правовой обычай. Следует отметить, что
он все реже используется, несмотря на
то, что является самым древним.
Юридический прецедент является тогда,
когда дело требует юридического решения,
а необходимой нормы в законодательстве
нет. Такая форма права является доминирующей
в англо-саксонской правовой семье.
Нормативный договор также может выступать
источником права, но только в том случае,
если в нем содержатся нормы общего характера.
Выяснение роли и места права в системе
нормативного регулирования общественных
отношений имеет для исследователей права,
сотрудников правоохранительных органов
большое значение. Свою деятельность органы
внутренних дел основывают как на нормативно-правовых
актах, так и на актах, издаваемых самими
органами внутренних дел, на международных
договорах.
1. Понятие источников
(форм) права.
Понятие «источник права»
существует много веков. Столетиями его
толкуют и применяют правоведы всех стран.
Право – система общеобязательных
правил поведения (норм), установленных
или санкционированных компетентными
государственными органами, а также принимаемых
на референдумах в целях регулирования
общественных отношений и выражающих
первоначально волю определенных классов,
а по мере стирания социальных различий
и демократизации общества – большинства
народов с учетом интересов меньшинства,
реализация которых обеспечивается государством.
Право, как и всякое общественное явление,
также имеет формы своего внешнего выражения,
объективности, реального существования
и функционирования. В воле людей, которая
воплощается в юридические законы, находят
свое выражение программы, надежды больших
социальных групп людей, то есть народа
или его слоев. Проблема наполнения юридических
законов конкретным содержанием — это
не что иное, как их последовательная волевая
обусловленность, которая в свою очередь
зависит от материальной жизни общества.
Понятие «источник права»
в юридической науке употребляются не
только в формальном значении, то есть
как форма выражения права, но также в
материальном и идеальном смыслах. Источником
права в материальном смысле рассматривается
само общество, его социально-экономическое,
культурное развитие, содержание общественных
отношений. Под идейным источником
права понимается
В правовой науке формы, при
помощи которых фиксируются, закрепляются,
официально выражаются юридические нормы,
получили название юридических источников.
В прошлом и сегодня к понятию
«источники права»
подходят, по сути, с двух позиций:
1. Как материальному источнику права,
то есть откуда идет содержание нормы
или правотворческая сила;
2. Как формальному источнику
права — способу выражения содержания
правил поведения или тому, что дает правилу
общеобязательный характер.
Понятие «источник права»
в юридической науке употребляются не
только в формальном значении, то есть
как форма выражения права, но также в
материальном и идеальном смыслах. Источником
права в материальном смысле рассматривается
само общество, его социально-экономическое,
культурное развитие, содержание общественных
отношений. Под идейным источником
права понимается
Углубленный анализ приводит к дифференцированному
подходу рассмотрения формы права, в частности,
формы правовой нормы. Д.А. Керимов, например,
выделяет внешнюю форму правовой нормы
– «выражение вовне внутренне организованного
содержания ее»[16, c.226].
Именно внешнюю форму – форму выражения
права – обычно называют источником права.
Д.А. Керимов при этом уточняет: «источники
права в так называемом формальном смысле»[3, c.8].
Терминологические споры относительно понятия “источник права” не всегда бессмысленны
Одни ученые называют нормативные
правовые акты, обычаи, прецеденты формами
права, другие — источниками. Но разные
определения одних и тех же явлений только
подчеркивают многообразие
проявления их сущности. Поэтому можно
использовать как то, так и другое понятие,
уяснив предварительно содержание каждого.
Об источниках права, говорят прежде всего
в смысле факторов, питающих появление
и действие права. Таковыми выступают правотворческая
деятельность государства, воля господствующего
класса (всего народа) и в конечном счете,
как уже отмечалось выше, материальные
условия жизни. Об источниках права пишут
также в плане познания и называют соответственно:
исторические памятники права, данные
археологии, действующие правовые акты,
юридическую практику, договоры, судебные
речи, труды юристов и др.
Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты.
Договор как источник права
имеет относительно небольшое распространение,
обычай почти не имеет места, а прецедент
континентальной правовой системой отвергается[10,
c.143].
Все вышеизложенное, во всяком случае,
доказывает существование юридических
(признанных законом) источников. Можно
допустить и дальнейшее деление. Если
имеются правообразующие или первоначальные
принципы, по значению которых возможно
установить, является ли конкретная норма
правовой, то напрашивается деление на
первоначальные и производные источники.
Можно также провести различие между источниками,
имеющими принудительную или обязательную
силу, с одной стороны, и источниками, имеющими
убеждающее значение, – с другой[12, c.158].
В юридическом (формальном) смысле формами (источниками)
права признаются способы официального
выражения, закрепления (объективации)
правовых норм, придания им общеобязательной
юридической силы.
Форма показывает, каким способом
государство создает, фиксирует ту или
иную норму права, в каком виде эта норма
доводится до сознания людей. Воля государства,
выраженная в виде общеобязательных правил
поведения, должна быть изложена таким
образом, который обеспечивал бы возможность
ознакомления с этими нормами самых широких
слоев населения. Чаще всего в этих целях
используется нормативно-правовой акт,
письменный документ, содержащий нормы
права. Однако есть и иные.
Юридической науке известны несколько
видов исторически сложившихся форм (источников)
права. Это правовые обычаи, юридические
прецеденты, нормативные правовые акты,
нормативные договоры, юридические доктрины,
религиозные писания.
2. Источники права в Республике Беларусь
Основной источник системы права Республики Беларусь – нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовой акт – это изданный в установленном порядке уполномоченным на это государственным органом акт правотворчества полномочного (компетентного) органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, то есть это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям (разделы, главы, статьи, пункты, части, абзацы и т.п.). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. Никто, кроме органов государственной власти, не вправе принимать или отменять законы. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.) и действует постоянно, до его официальной отмены[9, c.339]. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности. Все нормативно-правовые акты имеют государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией (Основным Законом). Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.
Существенное значение имеет деятельность Национального центра правовой информации Республики Беларусь, создание в 1999 году Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Реестр представляет собой систему учета всех нормативных актов республики, является единым банком правовой информации и одновременно его издание выступает источником официального опубликования актов и официальным инкорпоративным сборником действующего законодательства. Опубликование нормативно-правовых актов осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).