Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:56, курсовая работа
Данная курсовая работа будет посвящена различным формам (источникам) права, существующим на протяжении уже многих лет.
Юридической науке известны следующие исторически сложившиеся виды источников (форм) права:
- правовой обычай;
- юридические прецеденты;
- нормативно-правовые акты;
- нормативные договоры;
- юридические доктрины;
- религиозные писания.
Введение
1.Понятие источников (форм) права
2.Источники права в Республике Беларусь
3.Система нормативных актов в Республике Беларусь
4.Действие нормативно-правовых актов во времени, в
пространстве и по кругу лиц
Заключение
Список использованных источников
В связи с развитием международных связей в послевоенное время все большее значение приобретает международное право. В ряде конституций предусматривается, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством, Подобная норма содержится и в Конституции Республики Беларусь (ст. 8). В этой статье закреплено положение, согласно которому «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». С учетом общепризнанных принципов международного права должно осуществляться «наполнение» конституционных норм, определение их содержания. Законом от 23 октября 1991 года «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» в редакции от 8 июля 1998 года (в настоящее время – Закон «О международных договорах Республики Беларусь» (ст.15))[1, c.409] предусмотрена определенная процедура имплементации международных договоров во внутреннее законодательство. Текущее законодательство нашей страны пошло дальше других Конституций. В Законе «О нормативных правовых актах» (ст. 20)[6, №7, 2/830] и в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства[8, c.310].
Из всего выше сказанного я
хотела бы сделать вывод, что нормативно-правовой
акт является одним из основных, важнейших,
существенных источников права в Беларуси.
Хотя белорусской правовой системой признается
в качестве источников права и такие разновидности
правовых норм, как санкционированный
обычай. Правовой обычай достаточно широко
используется в международном праве, во
внешней торговле. Беларусь как субъект
международного права руководствуется
обычаями, регулирующими международно-правовые
отношения, а также отношения в сфере внешней
торговли[9, c.344].
4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории (пространству), предметам действия, по кругу лиц, на которые распределяются нормы данного права.
Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Следует четко отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено законом. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено по времени со дня его принятия. Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата им юридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт. В Республике Беларусь такой порядок определен Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденных Декретом Президента от 10 декабря 1998 года и Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года в редакции от 4 января 2002 года[6, №7, 2/830].
Действие
нормативно-правового акта в пространстве.
Пределы действия нормативного
акта в пространстве ограничены территорией
государства, которая включает в себя
сухопутную территорию, внутренние и территориальные
воды, воздушное пространство, недра, гражданские
суда под флагом государства в момент
их нахождения в открытом море, военные
корабли, где бы они ни находились, космические
корабли (станции) со знаком государства,
зарегистрировавшего объект. В зависимости
от юридической силы и иных характеристик
нормативные акты могут распространять
свое действие как на территории всего
государства (Республики Беларусь), так
и на определенной ее части (акты г. Минска,
Бреста, Гомеля и т.п.).
Действие нормативно-правового акта по лицам производно от порядка его действия по территории и предмету. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, и является субъектом отношений, на который он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие правительственные органы власти, быть государственными служащими, быть призваны на срочную военную службу и т.д.). Уголовные же законы имеют персональное действие, то есть распространяются на граждан данного государства независимо от их происхождения. А если иностранец или лицо без гражданства совершило преступление на территории Республики Беларусь, то на него распространяется уголовное законодательство Республики Беларусь. То же самое относится и к гражданам Республики Беларусь, если они совершили преступление на территории иностранного государства, скажем, в Польше, США и т.д., то есть они подлежат уголовным наказаниям по законам того государства, где совершили преступление[11, c.64-66]. В связи с этим для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные ответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правового акта.
От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, которые не содержат норм права и не вносят непосредственно изменения в законодательство. Например, акты утверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов. Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, они тем самым применяют соответствующие юридические нормы по конкретным лицам. Эти акты носят не нормативный, а конкретноправовой характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативные правовые акты, то есть акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только определенными государственными органами.
Нормативные правовые акты
следует отличать также от актов толкования
(интерпретации), в которых даются лишь
разъяснения содержания юридических норм,
но при этом само содержание нормы не изменяется.
Одни и те же органы могут издавать как
нормативные, так и правоприменительные
акты. Например, указ Президента о награждении
является актом правоприменительного
характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа по теме «Формы (источники) права» состоит из четырех разделов: первый посвящен понятию «источники» («формы») права; второй отдан нормативным актам, в частности видам нормативных актов в Республике Беларусь; третий – иным источникам права (юридическому прецеденту, правовому обычаю, нормативным договорам); четвертый посвящен основе деятельности органов внутренних дел.
При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная и учебная литература по источникам права. Вопросы курсовой работы рассмотрены с учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органов внутренних дел в современных условиях.
Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.
Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.
В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина.
Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами.
В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.
Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и обеспечение прав человека – принципиальное требование правового государства.
Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде всего общественного производства и распределения общественных благ.
Оно олицетворяет справедливость
в силу предназначения являться наиболее
значимым, общесоциальным, универсальным,
обязательным для всех без исключения
регулятором. В праве необходимо воплощение
общепризнанной справедливости, а такая
справедливость возможна только политическая,
то есть, исходящая от государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ:
1.Ведомости Национального
собрания Республики Беларусь. 1998.
№29-30. Ст. 469; 1999. №22
2.«Вопросы теории актов советского
государственного управления и практика
органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб.
пособие/Академия МВД СССР. – М.:1974
3.«Источники права», С.Л. Зивс.
М. «Наука», 1981
4.Конституция Республики Беларусь.
Мн., 2002г
5.Конституция СССР и укрепление
правовой основы государственной и общественной
жизни.
6.Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2000г
7. Нормативные правовые акты
государственных органов РБ, Василевич
Г.А. Мн., 1999
8.«Общая теория государства
и права», А.Ф. Вишневский. Мн.: Амалфея,
2002
9.«Общая теория государства
и права»: Курс лекций/А.Ф. Вишневский,
Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред.
А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998
10.Общая теория права и гос-ва:
Учебник/ Под редакцией В.В.Лазарева.—2-е
изд.,перераб. и доп.-М.:Юристъ,1996.
11.«Основы права Республики
Беларусь», В.С. Иванов. Учеб. пособие. –
Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001.
12.«Прецедент в английском праве»,
Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М. Решетникова
– М: юрид. л-ра, 1985
13.«Теория государства и права»,
Дмитрук В.Н. Учеб. пос. Мн.: «Амалфея», 1998
14.Теория государства и права:
учебное пособие для вузов под ред. проф.
В.М. Корельского. М, 2000
15.«Теория закона» /АН СССР;
Институт государства и права; отв. ред.
В.П. Казимирчук. – М.: Наука, 1982
16. Керимов Д.А. Указ соч.
17. Философский энциклопедический
словарь. М., 1983