Источники(формы) римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Источниками римского права являются:
– Обычаи – повторяющееся и типичное в повседневном социальном поведении фиксируется членами общества как правильное, обязательность следования которому дана полнотой соответствия такого типа поведения представлению о нормальном. Наличие общепризнанного стандарта поведения ограничивает произвол отдельных лиц и обеспечивает независимость участников правового общения от таких случайных обстоятельств, как, скажем, физическая сила или хитрость партнера, ставя всех обнимаемых правилом лиц в равное положение.

Содержание работы

1.Источники римского права
1.1 Две стадии гражданского процесса и их сущность
1.2 Правовые положения римских граждан
1.3 Правовое положение детей
1.4 Понятие вещных и обязательных прав. Их отличие друг от друга.
1.5 Понятие завещаний и условий его действительности
2.Римская семья. Власть домовладыки.
2.1 Семья. Агнатское и когнатское родство
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

римское.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

          Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом аг-натское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домо-йладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого — родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын —агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры — агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего

                                                               16

предка; дядя и племянник — агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника — агнаты второй степени плюс племянник — третье рождение.

          После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой. «Домовладыкой (отцом семейства) называется тот, которому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было сына», — писал Ульпиан (Д.50.16.195). Домовладыка — носитель семейной власти не только наличной, но и потенциальной.

           Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот. Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Даже по рабскому пекулию господин принимал на себя обязанности по сделке, заключенной рабом. Подвластные же сами несли ответственность по сделкам, не обладая никаким имуществом. Их двойственное положение, мягко говоря, не способствовало развитию хозяйственного оборота.

          Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на' протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами.

             Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.

                                                                 17

          Когнатская семья и когнатское родство пережили древ-неримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии — прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т.д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию (дети, внуки, правнуки). Родственники, которые произошли от ; одного общего предка, являются родственниками по боковой линии.

           Степень родства по крови определяется в соответствии с теми же правилами. Родство одного лица мы всегда устанавливаем по отношению какого-либо другого конкретного лица. Например, Клавдий — двоюродный брат Антония. Поскольку оба они произошли от одного общего предка — деда, то являются родственниками по боковой линии. Степень же родства определяется количеством рождений, образующих это родство, отсчетом от общего предка (но без учета его). Между дедом и его внуком Клавдием имеется два рождения. Точно также деда и его второго внука Антония разделяют два рождения. Итого: четыре рождения образуют родство между двоюродными братьями Клавдием и Антонием. Они — родственники четвертой степени.

             Родственники жены, с одной стороны, и родственники мужа, с другой, являются между собой свояками. Братья и сестры, которые имеют общего отца и общую мать, называются полнородными братьями и сестрами. Братья и сестры, которые имеют общую мать и разных отцов, называются единоутробными. Если же у них общий отец, но разные матери, то они — единокровные. Те и другие называются неполнородными братьями и сестрами. Если же у них разные отцы и разные матери, то они не состоят в кровном родстве и называются сводными.

            Определение линии и степени родства имеет важное значение для установления прав на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства

                                                                18

последующую степень.

           Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день. Отеческою властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке или законом приравненным к естественно рожденному. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства - отца.

         По римским воззрениям, прочность государственного строя обусловливалась прочной организацией семьи, а последняя мыслима была лишь при установлении сильной власти в пределах дома, предоставленной одному лицу. Власть эта поэтому:

1) всегда  принадлежит мужчине, но не женщине;

2) всегда  принадлежит непременно лицу  sui juris (так что ребенок, имеющий несколько восходящих, находится под властью наиболее отдаленного восходящего, под властью которого стоят более близкие;

3) власть  эта не прекращается достижением  какого-либо возраста со стороны  подвластного: она продолжается  до смерти домовладыки или до эмансипации подвластного домовладыкой.

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

                                                               19

                     Список использованной литературы:

1.   Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа, 2003

2.   Косарев  А.И. Римское право. – М.: Юридическая литература, 1986

3.   Новицкий  И.Б. Римское право. Изд. 6-е, стереотипное. – М., 2003

4. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. – М.: 2004

5.История Древнего Рима. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1981.

6.   Хрестоматия  по истории Древнего Рима. / Под  ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1987.

7. Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима / Отв. ред. А.Д. Рудоквас. - М.: Статут, 2003. - 684 с.

8. Пиляева В.В. Римское частное право: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2001. - 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    20

                                                Задача.

3. Казус. Сын унаследовал после смерти отца в числе прочего имущества и владельческую землю. Каким является это приобретение – первоначальным или производным? До наступления срока приобретательской давности означенному владению недостает несколько месяцев. Может ли оно быть отобрано третьим лицом? Будет ли сыну-наследнику зачтен владельческий срок отца или его исчисление будет осуществляться сначала?

 

                                                 Ответ.

       Владельческая земля - первоначальное приобретение. Сыну - наследнику будет зачтён владельческий срок отца. Земля, в принципе, может быть отобрана в пределах срока приобретательной давности третьим лицом, но при условии, что третье лицо - собственник земли.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Источники(формы) римского права