История французского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

За прошедшее столетие с начала Великой французской революции Франция пережила и минуты величайшей славы в период правления Наполеона и минуты позорного забвения при падении империи Бонапарта.
Такое впечатление, что страна долгое время никак не могла вырваться из этого адского круга, в который её затянул маховик истории.
Франция всему миру показала, что народ может и должен завоевывать права и свободы, а если понадобится - отвоевывать их заново. Для граждан этого государства свобода - это не пустой звук, это ценность, завоеванная ими кровью.

Содержание работы

Введение..................................................................................................3
1. Период феодальной раздробленности..............................................7
2. Французская революция XVIII в. и право.....................................17
Заключение............................................................................................24
Список использованной литературы..................................................27

Файлы: 1 файл

21053 история фр. права.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение..................................................................................................3

1. Период феодальной  раздробленности..............................................7

2. Французская революция XVIII в. и право.....................................17

Заключение............................................................................................24

Список использованной литературы..................................................27

Введение

 

История французского права, как и история Франции, восходит к галльско-кельтским основам, но определить состав и влияние последних на дальнейшее юридическое развитие Франции нет возможности, за отсутствием данных. С гораздо большей отчетливостью устанавливаются раннегерманские основы французского права, в древнейших памятниках германского права, правдах салических и рипуарских франков. К этим источникам непосредственно примыкает первоначальная законодательная деятельность французских королей Дома Каролингов, выражавшаяся в капитуляриях. Больше, чем в Германии, заметны во Франции, в раннюю эпоху её развития, следы влияния римского права, проявляющиеся как в ряде юридических формул и грамот Каролингского периода, так и в некоторых литературных памятниках. Юг Франции и после разложения раннефранцузской монархии Карла Великого продолжал во многих отношениях жить по «писанному», то есть римскому праву, в особенности в области обязательственного права, более развитого здесь благодаря оживленной торговой деятельности в городах Южной Франции.

Остальная Франция, подобно Германии, в эту эпоху почти целиком  захватывается феодальными порядками  и долгим процессом создания нового обычного права, в котором остатки  старых культурных влияний часто  составляют лишь форму, но не содержание норм. Дальнейшее юридическое развитие приурочивается именно к этому источнику, послужившему исходным пунктом и законодательной, творческой судебной и научной деятельности юриспруденции. Произвольный состав феодальных норм обычного права постепенно воспринимает в себя, благодаря этой деятельности, правомерные начала. Самые нормы становятся по содержанию все более и более схожими и общими, благодаря сравнительному уравнению основ феодального быта более позднего времени, и затем последовательно объединяются и в формальном выражении, которое дает официальная редакция кутюмов. С XVI века и законодательная власть, и юриспруденция ставят себе определенную задачу создать полное единство французского права как по составу норм, так и в особенности по их источнику, которым является исключительно единая государственная власть, освобождающаяся от феодальных и церковных оков. Обычное право приводится постепенно в единый и цельный вид деятельностью французских юристов, а королевские ордонансы восполняют пробелы этой работы или создают вместо отживших постановлений цельные и технически завершенные институты права. Кодификация всего права страны становится главной целью этой деятельности.

К концу XVIII века французское право  оказывается вполне подготовленным для выполнения этой задачи, и творцам французского гражданского кодекса остается лишь подвести итоги предшествовавшей работы, чтобы создать этот замечательнейший образчик законодательного искусства нового времени. Чистота и ясность положенных в его основу принципов содействовали тому, что, несмотря на быстрое развитие различных сторон гражданско-правовой жизни XIX века, Кодекс подвергся лишь частичным изменениям, которые он воспринимал с замечательной эластичностью, без вреда для целости и логической стройности своих постановлений. Параллельно с Гражданским Кодексом шло развитие торгового права, составившего во Франции особую систему норм.

Одна из самых богатейших историй мира - это история Франции, полная романтики и драматизма одновременно.

Великая французская революция  положила начало новой истории Франции. Начиная с этого наивеличайшего момента в истории данного государства, маховик истории закрутился с неимоверной силой. Всего за столетие Франция успела пережить порядка пяти революций. Монархия сменялась республикой, республика империей, империя монархией. Затем снова по кругу. Четыре раза Франция становилась республикой.

За прошедшее столетие с начала Великой французской революции  Франция пережила и минуты величайшей славы в период правления Наполеона  и минуты позорного забвения при  падении империи Бонапарта.

Такое впечатление, что страна долгое время никак не могла вырваться  из этого адского круга, в который  её затянул маховик истории.

Франция всему миру показала, что  народ может и должен завоевывать  права и свободы, а если понадобится - отвоевывать их заново. Для граждан этого государства свобода - это не пустой звук, это ценность, завоеванная ими кровью.

 

 

1. Период феодальной  раздробленности

 

Основные черты общественного  строя. В IX—XIII вв. был завершен захват сеньорами крестьянских земель. Отныне в постоянном пользовании, а в ряде случаев владении крестьян находились лишь сравнительно небольшие участки (парцеллы) господской земли. Экспроприация крестьянских земель сопровождалась дальнейшим порабощением крестьян, превращением их в феодально зависимых (2, 36.). Формы и степень этой зависимости были весьма многообразны. Большинство крестьян стали сервами или вилланами.

Феодальные повинности виллана  не были связаны с его личной зависимостью. Виллан мог передать (продать) свою парцеллу другому лицу. Это освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца. Если виллан выполнял все феодальные повинности, сеньор не имел права отнять у него надел, который в таком случае переходил к наследникам виллана.

Более тяжелым было положение сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они несли ряд повинностей, выплачивали значительное число различных податей и платежей (5, 69-70). Разорительными для крестьян (как сервов, так и вилланов) были боналитеты — монопольное право собственности сеньоров на хлебные печи, мельницы и т.д., сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату, установленную господином.

Значительная часть крестьянства, то есть подавляющее большинство населения страны, все необходимое производила в своем хозяйстве или в крайнем случае в пределах сельской общины, прибегая к помощи сельского кузнеца, ткача, гончара и т. д. Этой продукцией довольствовались и очень многие сеньоры. Таким образом, хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер. Стабильных, устойчивых экономических связей между отдельными районами страны еще не было.

Жестокая эксплуатация крестьян вынуждала  их подниматься на борьбу против своих  угнетателей. Массовые вооруженные  крестьянские выступления имели место в Нормандии (X в.), Бретани (X в.), во Фландрии (XI в.) (10, 115).

В рассматриваемый период несколько  увеличилась численность городского населения. Получило некоторое развитие городское ремесленное производство. Но это были лишь первые и очень скромные успехи.

Королевство состояло из множества  фьефов — феодальных владений (герцогств, графств и т.д.), которые формально  считались его частью, а фактически представляли собой полностью или  почти независимые политические образования. Собственно власть короля на местах была очень слабой или отсутствовала совсем. Более или менее уверенно король чувствовал себя лишь в своих личных владениях — королевском домене. Знать упорно сопротивлялась любым попыткам усилить монархию. Вместе с тем она никогда не выступала против королевской власти как таковой. Монархия олицетворяла политическую систему, в сохранении которой сеньоры были жизненно заинтересованы. Под знаменем короля они объединяли свои вооруженные силы, когда нужно было вести большую внешнюю или внутреннюю (против «своих» крестьян) войну. Представители знати неоднократно подчеркивали, что Франции нужен король, но король слабый. Этим они руководствовались, когда в связи с прекращением династии Каролингов избрали на французский престол графа Гуго Капета (конец X в.). Первые Капетинги по существу не имели никакой власти в королевстве, за исключением своего небольшого домена (3, 115-116).

Отсутствию единства страны, обусловленному в конечном итоге социально - экономическими отношениями, благоприятствовала и не преодоленная полностью ее этническая разобщенность. Население еще не чувствовало себя принадлежащим к одной народности. Северные и северо-восточные области (места наиболее массового расселения франков) являлись ядром формирования северофранцузской народности. На юге и в центре складывалась родственная ей южнофранцузская народность (здесь доминировали потомки романизированных галлов). В Бретани жили кельты, выселившиеся из Британии после захвата ее англами и саксами (7, 86). Еще не сложился единый язык, хотя господствовавшие диалекты (северный и южный) были очень близки.

Структура господства в конечном итоге  определялась феодальными поземельными отношениями, утвердившимися в этот период во Франции. Номинально верховным  собственником всей земли в государстве считался король. Однако большая часть этой земли находилась во владении у крупных феодалов в качестве фьефа. Они считались вассалами короля, а он их сеньором (9, 115).

Обычно передача фьефа и установление в связи с этим отношений вассалитета фиксировались особым договором. Его заключение сопровождалось символическим обрядом — оммажем. Вассал торжественно признавал себя «человеком» своего сеньора и приносил присягу на верность ему. В свою очередь сеньор совершал обряд вручения инвеституры: вассалу передавался символ власти над фьефом (меч, перчатки — светским феодалам, скипетр— духовным). Вассал должен был нести военную службу в пользу своего сеньора вместе с подчиненными ему людьми. В конце XII в. военная служба вассала ограничивалась 40 днями в году. Вассал должен был выплачивать сеньору различные «помощи» по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы старшей дочери, выкупа сеньора из плена и некоторые другие. Вассал участвовал в суде своего сеньора, если подсудимым был вассал равного с ним ранга. Соответственно он не имел права в своем суде разбирать дела, подлежащие исключительной юрисдикции своего сеньора. Вассал принимал участие в совещательном совете (курии) сеньора (5, 84).

В свою очередь сеньор брал обязательство  оказывать своим вассалам военную помощь при нападении на них и в определенных случаях материальную помощь. Если вассал не нарушал взятых на себя обязательств, сеньор не мог отобрать у него фьеф.

Феодальный договор практически  не ограничивал правомочия вассала  в управлении своим доменом. Не случайно, что именно в этот период иммунитетные права сеньоров достигли максимума. Иммунитет предоставлял феодалу право, в пределах своих частных владений осуществлять административное и полицейское управление, творить суд в объеме предоставленной ему юрисдикции, взимать платежи и иные поборы.

Отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего  класса. Вассалы короля — герцоги  Нормандский, Бургундский, Аквитанский, граф Тулузский и др., оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов (виконтам, баронам и др.). Таким образом, вассалы короля сами становились сеньорами по отношению к своим вассалам. Последние были связаны подобными договорами с нижестоящей группой феодалов, и так вплоть до самой многочисленной группы мелких феодалов — «однощитовых» рыцарей (6, 54-55).

Отношения вассалитета часто не совпадали с фактическим порядком господства и подчинения, утвердившимся  в стране. Сеньоры были заинтересованы в сохранении вассалитета в основном тогда, когда их сословным интересам угрожала серьезная опасность и нужно было объединять силы. В обычное время феодальный договор соблюдался лишь в той мере и объеме, в какой сеньор имел реальную силу заставить своих вассалов ему повиноваться.

Первые французские короли не обладали подобными возможностями. Поэтому  их могущественные вассалы чувствовали  себя вполне самостоятельными государями. Они заключали соглашения между  собой и с иностранными государствами, нередко в ущерб и против своего короля, вели войны друг с другом и против своего коронованного сеньора. Наиболее крупнее сеньоры копировали в своих владениях королевскую систему управления. Крупнейшие из них даже чеканили свою монету (9, 75).

Аналогичное положение наблюдалось и на нижестоящих ступенях феодальной иерархии. Разница была лишь в масштабах и возможностях. В немалой степени этому способствовал принцип «вассал моего вассала не мой вассал», то есть вассал нес обязанности только по отношению к тому сеньору, от которого он непосредственно держал фьеф.

В условиях феодальной раздробленности  страну потрясали непрерывные феодальные распри, которые дополнительным тяжким бременем ложились на плечи народа. Все это определяло в главном  структуру и правомочия отдельных  органов государства.

Король был выборным. После смерти главы государства новый король выбирался его вассалами и  высшими иерархами французской  церкви.

Королевская курия, или Великий  совет, была по существу единственным общегосударственным органом, имевшим  возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны. Великий совет представлял собой съезд крупнейших феодалов страны. Он эпизодически собирался под председательством короля. Здесь рассматривались и в ряде случаев решались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, причем очень часто вассалы навязывали королю свою волю.

Управление на местах еще во многом повторяло систему управления времен франкской монархии. Домен короля был сравнительно невелик и почти  совпадал территориально с его личными хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые управляющие, ведавшие королевскими имениями, были одновременно и мини-стериалами, заведовавшими делами домена. Домен был территориально разделен на превотажи (округи), во главе которых находились прево — управляющие главного в этом округе королевского имения. Министериалы (в центре) и прево (на местах) назначались королем и были ответственны только перед ним (7, 65).

Информация о работе История французского права