Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа
В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”. Именно поэтому я посчитала выбранную тему очень актуальной.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экскурс в историю Государственных Дум………………………........5
1.1 Законодательные органы в России до начала ХХ века……………5
1.2 Российское общество на пороге XX века…………………………..6
1.3 Изменения в государственном управлении 1905-1906 годах…….8
Глава 2. Деятельность I и II Государственных Дум..........................................13
2.1 I Государственная Дума России……………………………………..13
2.2 II Дума – обреченная ……………………………................................18
Глава 3. Деятельность III и IV Государственных Дум.......................................22
3.1 III Дума – недостаточная достаточность ……….............................22
3.2 IV Дума – парадокс истории …………………..............................26
Заключение..................................................................................................32
Список использованной литературы................................................................33
Курсовая работа
по специальности 080504 «ГиМУ»
На тему: «История Государственной Думы»
Предмет: История Государственного Управления
Преподаватель: канд. истор. наук Чиндин А.Ю.
Рецензия и подпись преподавателя:________________
______________________________
______________________________
______________________________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экскурс в историю Государственных Дум………………………........5
1.1 Законодательные органы в России до начала ХХ века……………5
1.2 Российское общество на пороге XX века…………………………..6
1.3 Изменения в государственном управлении 1905-1906 годах…….8
Глава 2. Деятельность I и II Государственных Дум...........................
2.1 I Государственная Дума России……………………………………..13
2.2 II Дума – обреченная ……………………………...................
Глава 3. Деятельность III и IV Государственных Дум...........................
3.1 III Дума – недостаточная достаточность
………...........................
3.2 IV Дума – парадокс истории ………………….......................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”.1 Именно поэтому я посчитала выбранную тему очень актуальной.
Как известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем. Поэтому целью нашего исследования будет рассмотрение истории существования Государственной думы с акцентом на те вопросы, которые в наши дни стоят чрезвычайно остро.
Задачи нашего исследования включают в себя изучение законодательных органов России до Государственной Думы, а также анализ деятельности всех четырёх Дум.
Для наиболее полного раскрытия темы в данной работе были применены следующие методы: общелогический и сравнительный.
Настоящая работа состоит из трёх глав. Первая глава включает в себя три параграфа, вторая – два, третья – два. Также в работу входят: введение, заключение и список использованной литературы.
В моем исследовании использовалась следующие источники: В. Г. Игнатов «История государственного управления в России», Ю.А. Дмитриев и Е.Ю.Черкашин «Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания», «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н. Зуева, «Государственная Дума 1906-1917 гг.», «Государственная Дума в России (1906-1917 гг.)» и Н.Б. Селунская, Л.И. Бородин «Становление российского парламентаризма начала ХХ века».
Глава 1. Экскурс в историю Государственных Дум
В этой главе, состоящей из трёх параграфов, пойдёт речь о том, какие законодательные органы существовали в России до Государственной Думы, как они изменялись, о том, какие проблемы были в обществе в начале ХХ века, а также о том, какие метаморфозы произошли под влиянием первой русской революции в государственном управлении при Николае II.
Самым первым прообразом Государственной Думы, конечно же, было народное вече. Потом к нему на смену пришёл Земский собор, затем – Сенат Петра I и “Уложенные комиссии” Екатерины II.
XIX век начался попыткой Александра I открыть Государственную Думу по проекту М. М. Сперанского. Но эта попытка не увенчалась успехом. И его последователи тоже не пошли на решительные реформы политической системы. Активный же поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX в.
Начавшаяся в январе 1905 г. революция ещё более обострила проблему политических реформ в России. И под давлением революции Николай II подписал манифест, которым в системе государственной власти учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная «булыгинской».
1.1 Законодательные органы в России до начала ХХ века
К народному представительству люди стремились с далекой древности. Под звон колоколов в Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве и Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати. В известной степени продолжением этой формы представительства был Земский собор. Правда, вначале он походил на “парламент чиновников” из представителей высшей администрации – руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали выбирать по сословиям.
К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком для своего времени передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице “Уложенных комиссий”.
Попытка поставить страну на конституционный путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского, по образу и подобию европейских парламентов.2 В дальнейшем активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 году по Европе испугали царя. Его последователи тоже не пошли на решительные реформы политической системы. Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX в.
1.2 Российское общество на пороге XX века
Период с 1900 до 1917 гг. изучался
в нашей истории в основном
как этап революционной борьбы угнетенных
масс. События этого времени не
рассматривались как
К началу XX в. Россия была аграрно-индустриальной державой, занимала пятое место в мире по общему уровню промышленной продукции.
В начале XX в. разразился промышленный кризис, который усилил революционные настроения. В тугой узел затянулись нерешенные проблемы: аграрная, национальная, демократизации государственного устройства и другие.
В 1894 г. на престол в возрасте 25 лет взошел последний российский император Николай II. Он был прекрасно образован и воспитан, владел пятью языками. В то же время больших государственных талантов он не имел и бремя управления великой страной нес как тяжелый крест, отдыхая от него в кругу семьи. Земские деятели в ходатайстве царю просили повысить роль органов местного самоуправления, на что Николай II заявил, что расчеты земств на “участие в делах внутреннего управления” являются “бессмысленными мечтаниями”.3
В начале века появились первые признаки раскола в государственном устройстве страны. Современники говорили о потере властью авторитета, о десакрализации самодержавия.
Интеллигенция являлась наиболее образованной частью общества и была нацелена на инновационную деятельность, выходящую, как правило, за рамки официальной идеологии. Она была занята в государственном аппарате, в области культуры, в сфере материального производства, в управлении промышленностью, помещичьим хозяйством, частной юридической практикой. Получили мировое признание в качестве феномена российской интеллигенции: демократизм устремлений, последовательное отстаивание своей независимости от политической власти, самостоятельность мышления, тщательно оберегаемый “кодекс чести”, забота не только о своем благоденствии, но, прежде всего о благе тех слоев населения, которые ввиду недостатка образования и культуры имели ограниченные возможности сознательно отнестись к своему историческому творчеству.
Хорошо организованным было духовенство. Деятельность церковников возглавлялась Святейшим Синодом, подчиненным прокурору Синода, и согласовывалась с органами государственной власти.
На фоне относительно мирного развития капитализма и рабочего движения на Западе Россия выделялась остротой социальных конфликтов, завершившихся первой российской революцией (1905 г.). Революция заставила искать компромиссы.
1.3 Изменения в государственном управлении в 1905 – 1906 годах
В начале ХХв. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации масс населения.
Начавшаяся в январе 1905 г. революция ещё более обострила проблему политических реформ в России. Солдатские залпы уже почти полгода разгоняли народ, но проблема реформ так и не была снята. Под давлением революции самодержавие было вынуждено пойти на уступки. 6 августа 1905 года Николай II подписал манифест, которым в системе государственной власти учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г. Булыгина, разработавшего ее проект. Дума создавалась для “предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховной самодержавной власти”.4
Проект законосовещательной думы уже никого не удовлетворял, тем более что революция ширилась, на ее сторону стали переходить военные части. В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка, встали железные дороги, была парализована работа промышленных предприятий. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится политическая чаша весов, Николаю II ничего другого не оставалось, как объявить Манифест 17 октября 1905 года, которым подчеркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод.
Царский манифест 17 октября 1905 года даровал России:
19 октября 1905 года был утвержден указ “О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений”. В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать "направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления”.5 Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, “никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров”.6
11 декабря 1905 года в
разгар вооруженных
Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов.9
Хотя ряд ограничений на участие в выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности, отстранение от выборов лиц администрации и полиции, тем не менее, их общая социальная направленность очевидна: не допустить в Думе смуты и вольнодумства. Этим целям в первую очередь служили высокий имущественный и возрастной ценз и недопуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов. Думается, что орган власти, сформированный по таким принципам можно назвать представительным лишь с определенной долей условности.