Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа
В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”. Именно поэтому я посчитала выбранную тему очень актуальной.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экскурс в историю Государственных Дум………………………........5
1.1 Законодательные органы в России до начала ХХ века……………5
1.2 Российское общество на пороге XX века…………………………..6
1.3 Изменения в государственном управлении 1905-1906 годах…….8
Глава 2. Деятельность I и II Государственных Дум..........................................13
2.1 I Государственная Дума России……………………………………..13
2.2 II Дума – обреченная ……………………………................................18
Глава 3. Деятельность III и IV Государственных Дум.......................................22
3.1 III Дума – недостаточная достаточность ……….............................22
3.2 IV Дума – парадокс истории …………………..............................26
Заключение..................................................................................................32
Список использованной литературы................................................................33
Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В 1915 году остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916 – 74 металлургических завода. Экономика страны уже не могла содержать многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше полу миллиона кадровых рабочих. Положение усугубляли огромные потери русской армии, превысившие в 1917 году 9 миллионов человек, в том числе до 1.7 миллиона – убитыми.
В феврале 1917года резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием (снежные заносы не позволили своевременно подвести в столицу вагоны с мукой). 23 февраля, в Международный женский день недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки, охватившие 128 тысяч рабочих. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тысяч человек и парализовавшую Петроград.
В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.
Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости “немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство”, а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению. В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь “в трудной задаче создания нового правительства”.30
В этот же день, 26 февраля 1917 года император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 года, в зависимости от чрезвычайных обстоятельств».31 После этого в полном составе Дума уже не собиралась.
27 февраля состоялось
заседание Временного комитета
Государственной Думы, который «нашел
… вынужденным взять в свои
руки восстановление
Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 года в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.32
Практически у Государственной Думы был блестящий шанс взять в свои руки государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось.
И в заключение хотелось бы отметить, что о характере законотворческой деятельности III Государственной Думы можно судить по перечню принятых ею законов: «Об усилении кредита на тюремно-строительные надобности», «Об отпуске средств на выдачу пособий чинам общей полиции и корпуса жандармов», «О распределении между казной и казачьими войсками расходов по тюремной части в области Кубанской и Тверской», «О порядке отопления и освещения мест заключения и отпуске на эти надобности потребных материалов», «О полицейском надзоре в Бельагачской степи», «Об утверждении тюрем в городах Мерве и Красноярске, Закаспийской области и Актюбинске, Тургайской области», «Об утверждении в городе С-Петербурге женской тюрьмы» и другие.33 Содержание перечисленных нормативных актов – свидетельство не только реакционности Думы, но и второстепенности рассматриваемых ею вопросов.
Столыпин и третья Дума не преуспели, «провалились» в главном, - не успокоили страну, которая совсем приблизилась, подошла вплотную к революции. Надо иметь в виду то, что III Дума с самого начала не рассматривалась Столыпиным как средство, окончательно ликвидирующее корни революции, - для этого, по его мнению, нужно было значительно больше времени, чем отпущенные Думе 5 лет.34 В известном интервью, он говорил о необходимости для России двадцатилетнего покоя, чтобы она стала, по сути, другой страной. А третья Дума и за отведенный ей срок сделала немало для этого.
Заключение
Русская революция породила Государственную Думу, и она же вынесла ей смертный вердикт. Трагедия Думы неразрывно связана с трагедией страны, - обе они попали под «локомотив истории». Между тем историческая роль Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая задача оказалась выше ее сил – она была не столько средством спасения страны, сколько барометром ее настроений, что обуславливалось и общероссийскими и специфическими «думскими» причинами.
История создания и деятельности Государственной Думы показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия. Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в лице самых активных его политических сил. В России же социально-политическая ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой стороны, царизм не стремился к поискам такого компромисса, чем обрек себя на гибель.
Нетерпеливость, страстность ожиданий в стране перемен, «земли и воли» с одной стороны, а с другой – столь же нетерпеливое ожидание правительства, что Дума положит предел революции, главным образом самим фактом своего существования, а не «далеко идущими» реформами, сделали Думу перекрестьем этих упований. I Дума возникла как Дума надежд, по сути, полярных и поэтому иллюзорных.
Время деятельности I и особенно II Думы, - эпоха прощания с этими иллюзиями. Но как показала история, законодательная деятельность III и IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь ее развития – в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива, которая правила бал в России все XX столетие.
Список использованной литературы:
1. Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995
2. Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995
3. Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995
4. История государственного управления в России / ред. Игнатов В.Г. , Ростов-Н/Д: «Феникс», 1999
5. История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998
6. Пятая российская Государственная дума, М: 1994
7. Селунская Н.Б., Бородин Л.И. и др. Становление российского парламентаризма начала ХХ века, М: «Мосгосархив», 1996
8. Новиков. С. В. Всеобщая история: справочник студента / С. В. Новиков, А. С. Маныкин. – М.: АСТ, 1999. –640 с.
9. Безбородова, А. Б. История России в новейшее время, 1945-2001: Учеб. для вузов / Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: АСТ, 2001. –464 с
10. Перехов, Я. А. История России (IX – XX вв.): Учебное пособие / Отв. ред. Я. А. Перехов. – М.: Гардарики; МарТ, 2002. –624 с.
1 Пятая российская Государственная дума, М: 1994 , с.5
2Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.26
3 История государственного управления в России / ред. Игнатов В.Г. , Р. н/Д: «Феникс», 1999, с. 261
4 Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.61
5 История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.329
6Там же
7 Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.27
8 Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.63
9 Там же, с. 64
10 История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.331
11 Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.28
12 Там же, с.29
13 Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.29
14 Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.31
15 Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 38
16 История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.333
17 История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.333
18 Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
19Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
20 Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 54
21 Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
22 Там же.
23 История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.335
24 Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
25 Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
26 История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.335
27 Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 72
28 История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.336
29 История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.352
30 История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.354
31 Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.68
32 Там же
33 Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
34 Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 68