История развития конституций РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:15, реферат

Описание работы

В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть этапы развития Конституций РФ;
2. определить основные причины и особенности принятия Конституции РФ 1993 года;
3. рассмотреть отличительные черты Конституции РФ.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА
2.1 Необходимость смены Конституции 15
2.2 Конституционная комиссия 19
2.3 Конституционное совещание 21
2.4 Развитие конституционного кризиса 23
2.5 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                                                4

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                            5 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  1993 ГОДА                       

2.1 Необходимость смены  Конституции                                                                     15

2.2 Конституционная комиссия                                                                               19

2.3 Конституционное совещание                                                                                21

2.4 Развитие конституционного  кризиса                                                                    23

2.5 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года                                                     25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                        28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                      30

 

 

 

Введение

Целью данной курсовой работы является изучение наиболее важных вопросов связанных с принятием новой Конституции в Российской Федерации (РФ) в 1993 году.  Рассмотреть особенности и необходимость её принятия, отличительные  черты, которые выделяют её среди  многих других Конституций РФ.   Основной   Закон   -   это   фундамент    законодательства,    регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна  для того, чтобы законы не  противоречили  друг  другу  и  не  нарушали  права  и свободы граждан.     В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится вся правовая и политическая система.     Вне всякого сомнения, конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.    

В курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть этапы развития Конституций РФ;

2. определить основные причины и особенности принятия Конституции   РФ  1993 года;

3. рассмотреть отличительные черты Конституции РФ.      

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что с момента начала перестройки в стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства, в этой Конституции:

1. Права и свободы граждан  закреплялись в отрыве от международных  стандартов и подчинялись целям  «коммунистического строительства»;    

2. Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым;    3.Механизм государственной власти игнорировал принцип разделения властей;      4.Существовала необходимость сильной исполнительной власти, независимого правосудия.              

 Конституция с таким  содержанием сразу стала резко  входить в острое противоречие  с процессами перестройки, начавшимися  в 1985 году. Россия в этот период  нуждалась в изменении Основного  закона, и принятии нового, который  сможет дать мощный импульс  для становления новой российской  государственности.    В  силу  выше изложенного, я хочу посвятить  эту работу более детальному  и подробному рассмотрению и  анализу отдельных, наиболее важных  вопросов связанных с развитием, принятием и реализацией Конституции  Российской Федерации 1993 года.

Глава 1. История развития Конституций Российской Федерации     

    Конституция - это закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом [1].   В истории    Российской    Федерации    насчитывается 5 Конституций  соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки их действия составляли  последовательно 7,  12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.    Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап, а истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.         Изучение порядка разработки и принятия каждой из этих конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и права России. Наука   конституционного   права   исследует  особенности каждой конституции с позиций ее роли как основного источника одноименной отрасли, формирования и развития в ней конституционно-правовых институтов, сущности отражаемых в ней концепций. Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались, а соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли. Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод [10, с.62]. Общие черты всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов. Конституция РСФСР 1918 года — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, имела следующие особенности:   1. По сравнению со всеми последующими советскими  конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном  уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно - правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней.    

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеализированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства, Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах, Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата.  Руководствуясь интересами рабочего класса в  целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23) [1].    

3. Конституция 1918 г. отличается  от последующих также значительным  количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей.

К числу отличительных черт Конституции 1918 г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все    мировое сообщество. Так, в ст. 3, закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека    человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах…» В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма [10, с.63].

5. Следует указать и  на такую особенность Конституции 1918 г., как открытое признание  применения насилия в целях  утверждения принципов нового  социалистического строя. Эта черта  не характерна для последующих  советских конституций. Так в  ст. 3 Конституции говорится об  уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие [1].

6. С точки зрения юридической  техники, относящейся к правовому  оформлению государственно-правовых  институтов, обычно четко выделяемых  в конституциях, Конституция 1918 г. была  в значительной своей части  несовершенной, что объяснялось  и объективными факторами. Отсутствие  субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался. Все отмеченные особенности Конституции 1918 г, характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции. Причиной замены Конституции 1918 г. Конституцией 1925 года явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г Последняя устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Поэтому в постановлении XII Всероссийского Съезда, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».   Черты преемственности в этой Конституции положений Конституции 1918 г. значительны. Характерно, что в ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20, закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским Съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 г. имеется и в ст. 51 [1].  В отличие от Конституции 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них. у Конституция 1925 г. в значительной мере сохранила некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918 г. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Конституция 1925 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918 г. То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 г, заключается в следующем: 1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1. Конституции СССР к ведению органов Союза ССР [2]. В ст. 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР [2]. За этим исключением никакие органы, кроме Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и Совет Народных Комиссаров, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Этим косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. Не было также закреплено в этой Конституции сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма в Конституции СССР 1924 г имелась).   Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением  субъектов РСФСР в ее Конституции  уже появились положения, определяющие  их статус и полномочия федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) Автономных Советских Социалистических Республик   (АССР) и Положений об автономных областях [6, с.65]. К ведению Всероссийского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР и автономных областей, утверждение Конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР. Последующее конституционное развитие РСФСР также напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем, этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик. Поэтому основные черты и особенности последующих советских конституций РСФСР являлись в полной мере производными от соответствующих характеристик конституций СССР. Принятие Конституции РСФСР 1937 г. явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии. Конституции этого этапа, как Союза, так и РСФСР, а также других союзных республик, отличают следующие черты:

1. Они сохранили, как и  прежние, классовую сущность, воплощали  диктатуру пролетариата, о чем  прямо упоминалось,     в  частности, в ст. 2 Конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией     эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее,     равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия    граждан, однако, в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции     РСФСР 1937 г. предусматривала равноправие граждан только     «независимо от их национальности и расы»[3].   

2. В Конституциях впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, в которых был представлен их широкий спектр. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово ориентированы.   

3. О сохранении классовой сущности всех Конституций этого  этапа  свидетельствует  закрепление  руководящей   роли коммунистической партии (тогда именовавшейся ВКП (б)). Норма о партии была впервые введена в Конституцию [6, с. 66]. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» [3]. Эта конституционная норма ярко выразила все укрепляющуюся тенденцию превращения партии по сути дела в государственную структуру.

4. Рассматриваемые конституции  впервые утверждались, в отличие  от прежних, как «конституции построенного социализма». Они уже закрепляли все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства и др.

5. Конституции этого этапа  с позиций юридической формы  приобрели более совершенный  вид. В них четко выделены основные  государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Впервые появились отдельные главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

6. В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения  в Союз ССР. Включена норма  о том, что вне пределов прав  Союза ССР, РСФСР осуществляет  государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные  права. Впервые в Конституцию  РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза     ССР. В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.

7. Значительно полнее  в Конституции РСФСР 1937 г отражены и нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах  [10, с.67].  Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в РСФСР, как и в других союзных республиках, была принята Конституция 1978 г. На протяжении своего 15-летнего срока действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза. В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была наиболее нестабильной, часто изменяемой, причем самым радикальным образом. Поэтому ее характеристика имеет различное содержание применительно к отдельным периодам ее действия. Первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») всю новую конституционную систему СССР, в том числе и Конституцию РСФСР 1978 г., характеризовали следующие черты:

Информация о работе История развития конституций РФ