История развития Прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Содержание работы

Введение
Гл.1.История создания и развития Прокуратуры РФ
Гл.2. Анализ организационной структуры прокуратуры РФ
2.1. Система, структура и организация прокуратуры
2.2. Функции Прокуратуры РФ
2.3.Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Гл.3. Проблемы деятельности Прокуратуры РФ и пути их решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.79 Кб (Скачать файл)

1.История развития Прокуратуры  РФ

 

12 января 1722 года в соответствии  с Именным Высочайшим Указом  Петра I Правительствующему Сенату  была учреждена Российская прокуратура  - "Надлежит быть при Сенате  Генерал-прокурору и Обер-прокурору,  а также во всякой Коллегии  по прокурору, которые должны  будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача  «уничтожить или ослабить зло,  проистекающее из беспорядков  в делах, неправосудия, взяточничества  и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла  Ивановича Ягужинского. Представляя  сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я  буду все видеть".

Эта же мысль нашла свое отражение  и в Указе от 27 апреля 1722 года "О  должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин - яко око наше и  стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности  и полномочия Генерал-прокурора  по надзору за Сенатом и руководству  подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного  Министерства юстиции, а Министр  юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые  по множеству и трудности возлагаемых  на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

***

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной  адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе  Народного комиссариата юстиции  была учреждена Государственная  Прокуратура. При этом на прокуратуру  были возложены следующие функции:

- осуществление надзора от имени  государства за законностью действий  всех органов власти, хозяйственных  учреждений, общественных, частных  организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

- непосредственное наблюдение  за деятельностью следственных  органов дознания в области  раскрытия преступлений, а также  за деятельностью органов государственного  политического управления;

- поддержание обвинения на суде;

- наблюдение за правильностью  содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура  Верховного суда Союза ССР, которой  предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а  также право приостанавливать решения  и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

***

В июне 1933 года Постановлением ЦИК  и СНК Союза ССР принято  решение об учреждении прокуратуры  Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

- надзор за соответствием постановлений  и распоряжений отдельных ведомств  Союза ССР и союзных республик  и местных органов власти Конституции  и постановлениям правительства  Союза ССР;

- наблюдение за правильным и  единообразным применением законов  судебными учреждениями союзных  республик с правом истребования  любого дела в любой стадии  производства, опротестования приговоров  и решений судов в вышестоящие  судебные инстанции и приостановления  их исполнения;

- возбуждение уголовного преследования  и поддержание обвинения во  всех судебных инстанциях на  территории Союза ССР;

- надзор на основе особого  положения за законностью и  правильностью действий ОГПУ, милиции,  уголовного розыска и исправительно-трудовых  учреждений;

- общее руководство деятельностью  прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза  ССР» определило правовой статус Прокуратуры  СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза  ССР назначался ЦИК СССР и был  подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР  был подотчетен и СНК СССР. Это  обеспечивало независимость Прокурора  Союза ССР от каких-либо государственных  органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР  был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза  ССР» были определены отрасли прокурорского  надзора, ставшие традиционными: общий  надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в  существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации  органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего  надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора  Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное  выделение органов прокуратуры  из системы юстиции в самостоятельную  единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны  деятельность органов Прокуратуры  была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов  прокуратуры, как военных, так и  территориальных, была перестроена  на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской  дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная  градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное  и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях  повышения престижа, авторитета и  влияния органов прокуратуры  на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин. 
В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

***

После того, как в 1977 году была принята  новая Конституция СССР, Прокуратура  Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре  СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом  СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры  было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением  законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями  законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью  и другими правонарушениями; расследование  преступлений; привлечение к уголовной  ответственности лиц, совершивших  преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступлениями и иными  правонарушениями и участие в  совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право  законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность  и подотчетность перед Верховным  Советом СССР, а в период между  его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что  органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру  СССР, возглавляемую Генеральным  прокурором СССР, с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный  закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции  Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип  единства и централизации системы  органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации  окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный  государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен  надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство  прокуратуры в хозяйственную  деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден  и последовательно проводится в  жизнь приоритет надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более  сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют  нового качества прокурорского надзора  с тем, чтобы правозащитный и  правоохранительный потенциал прокуратуры  реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений  деятельности органов прокуратуры  продолжают оставаться борьба с преступностью  и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение  единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры  придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней  о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2. Анализ организационной структуры прокуратуры РФ

 

2.1.Система, структура и организация прокуратуры

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом  «О прокуратуре РФ» (ст. 10) органы прокуратуры  составляют единую, строго централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному прокурору РФ. Прокуратура как государственный  орган строится в соответствии с  административным и федеративно-государственным  устройством страны, установленным  Конституцией РФ. Возглавляет систему  органов прокуратуры, с присущими  только ему полномочиями, Генеральный  прокурор РФ, назначаемый на эту  должность Советом Федерации  по постановлению президента Российской Федерации. Его полномочия определены Конституцией РФ, Законом «О прокуратуре  РФ», а также законодательством  по различным отраслям права (уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, исправительно-трудовым и т.д.).

В целях  оперативного руководства деятельностью  органов прокуратуры образована генеральная прокуратура РФ, представляющая собою достаточно мощных государственный  аппарат, который не только осуществляет руководство нижестоящими прокуратурами, но и принимает на себя непосредственное исполнение особо важных, наиболее ответственных функций по осуществлению  надзора за точным и единообразным  исполнением законов в государстве, а также производство раскрытия  и расследования особо опасных  преступлений, расследование уголовных  дел особой сложности или особого  общественного значения.

В соответствии со ст.10 Закона «О прокуратуре РФ»  систему органов прокуратуры  помимо Генеральной прокуратуры  РФ составляют прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, действующих на правах областных прокуратур, прокуратуры автономной области, автономных округов, городов и районов.

Генеральный прокурор может создавать прокуратуры  районов с подчинением их прокурору  города. В крупных городах, таких  как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург и другие есть по несколько районов, в каждом из которых имеется прокуратура. Прокуратура этих городов как  самостоятельное подразделение  входит структурно в прокуратуру  края, области или города. Прокурор города главным образом осуществляет организационные функции, не подменяя при этом прокурора области или  края по осуществлению ими функций  процессуального характера.

В систему  органов прокуратуры входят также  военные, транспортные прокуратуры, прокуратуры  по надзору за исполнением законов  в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры  воинских частей. Территориальные, а  также указанные выше специализированные прокуратуры в своей совокупности и составляют стройную систему органов  прокуратуры.

Переходя  к рассмотрению структуры различных  ее звеньев, необходимо отметить, что  действующая структура Генеральной  прокуратуры РФ определена Законом  «О прокуратуре РФ». Генеральную  прокуратуру РФ возглавляет Генеральный  прокурор. Он имеет первого заместителя  и заместителей. Распределение обязанностей между ними осуществляется Генеральным  прокурором.

В Генеральной  прокуратуре образуется коллегия, как  совещательный орган при Генеральном  прокуроре, в составе Генерального прокурора (председатель коллегии), его  первого заместителя и заместителей (по должности), других работников органов  прокуратуры. К их числу относятся, главным образом, руководители ведущих  управлений и отделов. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным  прокурором РФ.

Информация о работе История развития Прокуратуры РФ