Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Введение
Гл.1.История создания и развития Прокуратуры РФ
Гл.2. Анализ организационной структуры прокуратуры РФ
2.1. Система, структура и организация прокуратуры
2.2. Функции Прокуратуры РФ
2.3.Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Гл.3. Проблемы деятельности Прокуратуры РФ и пути их решения
Заключение
Список литературы
1.История развития
12 января 1722 года в соответствии
с Именным Высочайшим Указом
Петра I Правительствующему Сенату
была учреждена Российская
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".
Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила
"Основные начала судебных преобразований",
которые в части, касающейся судоустройства,
определяли, что "при судебных местах
необходимы особые прокуроры, которые
по множеству и трудности
***
В ноябре 1917 года высшим органом власти
в стране - Советом Народных Комиссаров
- был принят Декрет о суде № 1, согласно
которому упразднялись существовавшие
до революции суды, институты судебных
следователей, прокурорского надзора,
а также присяжной и частной
адвокатуры. Их функции взяли на
себя вновь созданные народные суды,
а также революционные
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от
- непосредственное наблюдение
за деятельностью следственных
органов дознания в области
раскрытия преступлений, а также
за деятельностью органов
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью
содержания заключенных под
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура
Верховного суда Союза ССР, которой
предоставили широкие полномочия -
право законодательной
***
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
- надзор за соответствием
- наблюдение за правильным и
единообразным применением
- возбуждение уголовного
- надзор на основе особого
положения за законностью и
правильностью действий ОГПУ, милиции,
уголовного розыска и
- общее руководство
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.
Проведение в жизнь «Положения
о Прокуратуре Союза ССР» в
существенной мере способствовало укреплению
единства и строгой централизации
органов прокурорского надзора.
Конституция СССР, принятая в декабре
1936 г., впервые в истории
Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное
выделение органов прокуратуры
из системы юстиции в
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
Первым Генеральным прокурором
СССР стал Константин Петрович Горшенин.
В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного
Совета СССР утвержден такой важный законодательный
акт как «Положение о прокурорском надзоре
в СССР». Статья 1 Положения возлагает
на Генерального прокурора СССР осуществление
высшего надзора за точным исполнением
законов всеми министерствами и подведомственными
им учреждениями, а также гражданами СССР.
***
После того, как в 1977 году была принята
новая Конституция СССР, Прокуратура
Союза ССР приступила к разработке
на ее основе Закона о Прокуратуре
СССР, которому предстояло заменить утвержденное
в 1955 году Положение о прокурорском
надзоре в СССР. В соответствии
с принятым в ноябре 1979 года Законом
СССР о Прокуратуре СССР к основным
направлениям деятельности прокуратуры
было отнесено, во-первых, высший надзор
за точным и единообразным исполнением
законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями
законов об охране социалистической
собственности; борьба с преступностью
и другими правонарушениями; расследование
преступлений; привлечение к уголовной
ответственности лиц, совершивших
преступление; обеспечение неотвратимости
ответственности за преступление; разработку
совместно с другими
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований
прокуратура Российской Федерации
окончательно сформировалась структурно
и функционально в
В принятом Законе был упразднен
надзор за исполнением законов
Связь времен продолжается.
Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.
В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
В настоящее время органы прокуратуры
придают важное значение своевременному
информированию органов представительной
и исполнительной власти всех уровней
о состоянии законности, складывающейся
в правоприменительной
Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.
2. Анализ организационной структуры прокуратуры РФ
2.1.Система, структура и организация прокуратуры
В соответствии
с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом
«О прокуратуре РФ» (ст. 10) органы прокуратуры
составляют единую, строго централизованную
систему с подчинением
В целях
оперативного руководства деятельностью
органов прокуратуры образована
генеральная прокуратура РФ, представляющая
собою достаточно мощных государственный
аппарат, который не только осуществляет
руководство нижестоящими прокуратурами,
но и принимает на себя непосредственное
исполнение особо важных, наиболее
ответственных функций по осуществлению
надзора за точным и единообразным
исполнением законов в
В соответствии со ст.10 Закона «О прокуратуре РФ» систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ составляют прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, действующих на правах областных прокуратур, прокуратуры автономной области, автономных округов, городов и районов.
Генеральный прокурор может создавать прокуратуры районов с подчинением их прокурору города. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург и другие есть по несколько районов, в каждом из которых имеется прокуратура. Прокуратура этих городов как самостоятельное подразделение входит структурно в прокуратуру края, области или города. Прокурор города главным образом осуществляет организационные функции, не подменяя при этом прокурора области или края по осуществлению ими функций процессуального характера.
В систему
органов прокуратуры входят также
военные, транспортные прокуратуры, прокуратуры
по надзору за исполнением законов
в исправительно-трудовых учреждениях,
природоохранные прокуратуры, прокуратуры
воинских частей. Территориальные, а
также указанные выше специализированные
прокуратуры в своей
Переходя
к рассмотрению структуры различных
ее звеньев, необходимо отметить, что
действующая структура
В Генеральной
прокуратуре образуется коллегия, как
совещательный орган при