История развития Прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Содержание работы

Введение
Гл.1.История создания и развития Прокуратуры РФ
Гл.2. Анализ организационной структуры прокуратуры РФ
2.1. Система, структура и организация прокуратуры
2.2. Функции Прокуратуры РФ
2.3.Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Гл.3. Проблемы деятельности Прокуратуры РФ и пути их решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.79 Кб (Скачать файл)

В Генеральной  прокуратуре РФ имеются управления и отделы по традиционно сложившимся  отраслям и направлениям деятельности органов прокуратуры: общий надзор, надзор в стадии производства дознания и предварительного следствия, надзор в уголовном и гражданском  судопроизводстве, а также надзор в стадии исполнения приговоров, определений  и постановлений судов.

В соответствии со ст. 14 Закона «О прокуратуре РФ»  прокуратуру республики в составе  РФ, прокуратуру края, области, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа, приравненные к ним прокуратуры возглавляют  соответствующие прокуроры, которые  имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

В прокуратуре  республики в составе РФ, прокуратуре  края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, приравненных к  ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его первого  заместителя и заместителей (по должности) и других работников органов прокуратуры. Коллегии могут быть образованы в  прокуратурах автономных округов. Персональный состав коллегий утверждается соответствующими прокурорами.

В прокуратуре  республики в составе РФ, прокуратуре  края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономного  округа, приравненных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых  назначаются на должность и освобождаются  от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются  старшие прокуроры и прокуроры  управлений и отделов, следователи  по особо важным делам и старшие  следователи, которые назначаются  на должность и освобождаются  от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик в составе  РФ , городов Москвы и Санкт-Петербурга могут иметь помощников по особым поручениям.

Прокуратуру города и района, приравненные к  ним прокуратуры возглавляют  соответствующие прокуроры. В прокуратуре  имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники  прокуроров, старшие следователи  и следователи, а в прокуратурах городов - следователи по особо важным делам, назначаемые на должность  и освобождаемые от нее прокурорами  соответствующих республик в  составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа (ст. 15 Закона о прокуратуре).

Как было указано выше, к числу специализированных прокуратур относятся: органы военной  прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением  законов в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры  и прокуратуры воинских частей. Генеральному прокурору РФ предоставлено Законом  право создавать специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей и районов (ст. 10). В этих целях Генеральный прокурор использует имеющийся в его распоряжении специальный резерв штатной численности  и средств материального и  технического обеспечения.

Специализированные  прокуратуры строятся по общим для  органов прокуратуры принципам: они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры; перед ними стоят общие для  всех органов прокуратуры задачи; они используют те же средства прокурорского  реагирования на выявленные нарушения  закона1.

В целях  устранения, а главное, предупреждения нарушения закона и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов  граждан прокурору в сфере  уголовного судопроизводства предоставлены  весьма существенные полномочия. Они  значительно расширены в связи  с принятием Закона «Об оперативно-розыскной  деятельности в РФ». В такой отрасли  прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, полномочия прокуроров носят властно-распорядительный характер. Прокурор может быстро, без проволочек устранить любое нарушение закона.

Полномочия  прокурора в этой стадии процесса сформулированы в УПК, в Законе «О прокуратуре РФ», в приказах и  указаниях Генерального прокурора  РФ. Эти полномочия неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели - обеспечению  законности в стадии дознания и предварительного следствия.

Прежде  всего прокурор выступает как  орган надзора за исполнением  законов. Обладая властно-распорядительными  полномочиями, он вправе отменить или  изменить любое решение или акт  органов расследования, отстранить лицо, производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому  следователю или принять его  к своему производству, избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого  и т. д.

С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе возбудить  уголовное дело, санкционировать  арест, обыск, выемку почтово-телеграфной  корреспонденции, отстранение обвиняемого  от занимаемой должности и т. д. Прокурор вправе также участвовать в выполнении следователем любого процессуального  действия или самостоятельно расследовать преступление.

Наконец, прокурор наделен функциями административного  характера относительно следственного  аппарата органов прокуратуры. Как  должностное лицо, возглавляющее  орган прокуратуры, прокурор вправе применить к подчиненному ему  следователю меры поощрения и  взыскания, отстранить его от производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от занимаемой должности и т. д.

 

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная  прокуратура РФ, прокуратуры субъектов  РФ и приравненные к ним военные  и специализированные органы прокуратуры, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также научные и образовательные учреждения2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Генеральной прокуратуре  образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения  реализуются приказами Генерального прокурора.

В состав Генеральной прокуратуры  РФ входят Главное следственное управление и Главная военная прокуратура  РФ, которые возглавляются заместителями  Генерального прокурора РФ; различные  управления (управление по надзору  за законностью судебных постановлений  по уголовным делам, управление по надзору  за законностью судебных постановлений по гражданским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры; отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.) 3.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов  помощниками Генерального прокурора  РФ.

В Генеральной прокуратуре  РФ действует Научно-консультативный  совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью  органов прокуратуры, куда входят ведущие  научные и практические работники  органов прокуратуры. Положение  о Научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

 

 

 

 

2.2. Функции Прокуратуры РФ

Прокурорский  надзор является главным направлением деятельности Прокуратуры РФ. Предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше4.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурорский надзор имеет  самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц.

В соответствии с Законом  “О прокуратуре РФ” выделяются четыре направления прокурорского надзора5:

1) надзор за исполнением  законов федеральными министерствами  и ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых  ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина выше перечисленными  органами;

3) надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением  законов администрацией органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначенные судом  меры принудительного характера,  администрацией мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу.

Предметом первой отрасли  прокурорского надзора, так называемого общего надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов6.

Полномочия прокурора  при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий.

Акты реагирования на установленные нарушения закона могут быть: принесение протеста на противоречащий закону правовой акт; внесение представления об устранении нарушений; обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа; письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности; предостережение7.

Такая отрасль прокурорского  надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства. Предметом этой отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении этого  надзора прокурор рассматривает  и проверяет заявления и жалобы о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора в сфере данного надзора установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами8.

Указанное направление прокурорского  надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Информация о работе История развития Прокуратуры РФ