Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:39, курсовая работа
История потребительской кооперации России в 2010 г. насчитывает 179 лет, история Московского союза потребительских обществ (Центросоюз РФ) - 112 лет. Это означает, что на протяжении более ста лет существует организация, выполняющая консолидирующие функции, благодаря которым потребительская кооперация сохраняется как единая система.
Введение…………………………………….……………………………..3
1. Борьба кооператоров за образование единого кооперативного
центра …………………….……………………………………………6
2. Развитие и деятельность МСПО……..…………………………..…..12
3. Роль МСПО в развитии потребительской кооперации.…….….…..19
4. Международная деятельность МСПО. ……………………………..26
Заключение…………………………………………………………...…..31
Список использованных источников…………………………………...34
Как же удалось кооператорам “обойти” бдительных чиновников и создать, по существу, Всероссийское кооперативное объединение?
Во-первых, чтобы узаконить участие в МСПО потребительских обществ из других губерний России, составители Положения Н.П. Гибнер и В.И. Анофриев сформулировали задачу Московского союза следующим образом: “…организовывать совместную деятельность тех обществ, которые по своим торговым интересам связаны с Московским промышленным районом”. Следовательно, любое потребительское общество на Урале, Кавказе, в Сибири и Средней Азии, на юге и севере России, если оно покупало товары у московских фирм или фабрик, могло стать членом Московского союза потребительских обществ, фактически выступающего в качестве Всероссийского кооперативного центра.
Во-вторых, на положительное решение царского правительства повлиял авторитет главного автора Положения – военного юриста, полковника Н.П. Гибнера.
В-третьих, кооператоры сумели убедить государственных чиновников, что ограничение оптовых закупок Московского союза рамками Московской губернии сдержит рост кооперативной оптовой торговли, так как финансовые возможности потребительских обществ Московской губернии незначительны.
Первое учредительное собрание уполномоченных МСПО состоялось 23-24 октября (5-6 ноября по новому стилю) 1898 г.
Оно рассмотрело заявление обществ потребителей о вступлении в МСПО и приняло по ним положительное решение; избрало бюро, т.е. правление из 5 членов и 5 кандидатов; решило организовать совместные закупки товаров для обществ-членов союза и нечленов; определило хозяйственный год с 1 ноября по 31 октября; утвердило годовую смету МСПО; заслушало доклад об Английском обществе оптовых закупок; избрало ревизионную комиссию из 3 человек.
Председателем бюро (правления) МСПО стал популярный московский кооператор и военный юрист полковник Николай Гибнер, а председателем ревизионной комиссии - тоже кооператор, крупный специалист в области финансов профессор университета Иван Озеров. Оба они работали в МСПО безвозмездно, на общественных началах. В состав бюро вошли также участники нижегородского съезда известные кооператоры, яркие общественники Владимир Анофриев, Сергей Каблуков и др.
В соответствии с Положением (Уставом) МСПО собрания уполномоченных созывались ежегодно, а то даже дважды и трижды в год. В дооктябрьский период всего состоялось 32 собрания уполномоченных союза.
МСПО официально был союзом Московским, но фактически все больше превращался во всероссийский центр потребительской кооперации. В отличие от западноевропейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т.е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности союза: МСПО стал выполнять одновременно функции двух центров - хозяйственного и организационного.
МСПО был создан благодаря величайшим усилиям российских кооператоров. Он явился результатом длительного внутреннего развития потребительской кооперации и началом ее вступления в качественно новую фазу. Разрозненность действий потребительских обществ мало-помалу уступала место соединению их сил. МСПО был кооперативным союзом-первенцем; позже возникли сотни местных союзов. Все вместе они придали кооперативному движению России необходимую устойчивость и силу.
2. Развитие и деятельность МСПО
В пору становления МСПО из всего многообразия задач необходимо было выбрать основные направления, которые позволяли не только расширить и организационно укрепить Союз, но и обеспечивать эффективную работу входящих в него потребительских обществ, что уже само по себе делало бы Союз привлекательным.
Главные усилия Бюро (Правление) МСПО, в первое десятилетие своей деятельности сосредоточило на учреждении новых потребительских обществ по всей стране и вовлечении их в члены МСПО. Например, в 1903 г. Бюро (Правление) даже ассигновало 200 руб. на расходы по организации сети потребительских обществ в Москве.
Кто бы ни обращался в МСПО - получал все необходимые документы: текст Нормального устава, инструкции по организации работы правления и заведующих магазинами, схемы счетоводства и отчетности, практические советы по покупке многих товаров (где, как и по какой цене их можно приобрести). С особой настойчивостью Бюро (Правление) стремилось создавать сразу несколько потребительских обществ в одном районе, что позволяло отправлять в этот район крупные партии товаров.
В 1908 г. потребительских обществ - членов МСПО уже было 257. А в целом за первое десятилетие членская база МСПО увеличилась более чем в 10 раз. Но в России в 1908 г. действовало более 1450 потребительских обществ. Поэтому задача вовлечения в Союз как можно большего числа членов оставалась жизненно важной. Прежде всего это диктовалось экономическими соображениями.
Проблема заключалась в том, что солидный по тем временам вступительный взнос (100 руб.) и незначительные торговые скидки своим потребобществам по оптовым закупкам тормозили присоединение к МСПО новых потребительских обществ. Чтобы увеличить скидки на оптовые цены и, соответственно, выгоды от членства в союзе, необходимо было наращивать объемы торговых операций. А это, в свою очередь, в значительной мере зависело от увеличения числа членов, Возникал замкнутый круг. Чтобы разорвать его, МСПО пришлось пойти на сокращение комиссионных за посредническую деятельность с 2 % до нескольких десятых процента от оборота. Поэтому собственные доходы МСПО росли медленно. И тем не менее руководители МСПО твердо придерживались принципа: наибольшую выгоду от объединения должны получать потребительские общества, входящие в Союз.
В течение всего первого десятилетия своей деятельности МСПО создавал и совершенствовал организационную структуру кооперативной системы. К первоначальной двухуровневой схеме потребительские общества - МСПО в 1906 г. прибавились агентуры (торговые отделы) и отделения Союза (например, районный союз потребительски обществ в Твери). Так было положено начало созданию системы потребительской кооперации в стране во главе с Московским союзом.
Несмотря на скромные доходы, МСПО с 15 января 1903 г. начал издавать свой журнал "Союз потребителей", который освещал основные проблемы кооперативного движения в стране и деятельность Бюро (Правления).
Большое впечатление на читателей производили девиз журнала "В единении сила" и адрес редакции - "Москва, Кремль, Арсенал" С 1906 г, "Союз потребителей" начал выходить с приложением "Торговое объединение", публиковавшим сведения о товарах, ценах, транспортных тарифах и другую коммерческую информацию.
Поначалу из-за небольшого тиража журнал приносил убытки. В 1908 г. первичные потребительские общества - члены МСПО разделили накопившуюся сумму убытков (1121 руб.) между собой и тем спасли свой печатный орган от банкротства.
В 1902 г. МСПО издал первый в России сборник инструкций по потребительской кооперации, составленный на материалах, обобщающих практику работы российских кооператоров (ВА Анофриев "Основные вопросы деятельности потребительских обществ"). В том же году под редакцией Бюро (Правления) МСПО вышла брошюра "Деятельность потребительских обществ на Нижегородской ярмарке 1900-1902 гг.", которая рассылалась союзным потребительским обществам бесплатно. В 1903 г. была опубликована монография С.Н. Прокоповича "Кооперативное движение в России". Она стала первым фундаментальным трудом, освещающим деятельность и анализирующим состояние российской кооперации всех видов.
Серьезные кадровые изменения произошли в руководстве МСПО. В 1906 г. вынужден был покинуть свой пост председатель Бюро (Правления) Н.П. Гибнер, работавший в Союзе на общественных началах, Военное ведомство, где он продолжал служить, направило его на работу в Сибирь. Это была своего рода ссылка за участие МСПО в демократическом движении. Новым председателем Бюро (Правления) собрание избрало члена Бюро (Правления), профессионального финансиста, профессора С.А. Каблукова, который до этого в течение двух лет на безвозмездной основе работал бухгалтером МСПО, пока на эту должность не был приглашен первый платный бухгалтер Д.В. Нащокин.
В 1904 -1907 гг. на работу в МСПО пришли талантливые организаторы оптовой торговли Д.С. Коробов и П.А Щепетов. Кроме них и председателя в 1908 г. в состав Бюро (Правления) входили А.И. Быстров, В.Н. Зельгейм, А.И. Латухин.
Преодолевая огромные трудности, работая в условиях далеко не простых, МСПО тем не менее уже в первое десятилетие своей деятельности стал признанным хозяйственным и идейным центром потребительской кооперации России. Он увеличил в 14 раз число своих членов, открыл оптовую торговлю, начал издавать общероссийский кооперативный журнал, провел I Всероссийский кооперативный съезд в Москве, стал членом Международного кооперативного альянса (МКА).
Главной задачей, которую ясно представляли себе руководители МСПО, было налаживание кооперативной оптовой торговли в масштабах всей страны. Для этого нужна была сеть своих торговых представительств в крупных городах, свой банк с филиалами, свое производство продовольственных и промышленных товаров, развитие других видов хозяйственной деятельности. Вопросы развития базы кооперативного хозяйства обсуждались на всех собраниях уполномоченных потребительских обществ-членов МСПО. Но движение к этой цели было трудным.
В начале 1909 г. МСПО понес значительные потери из-за того, что частные фирмы применили демпинговые цены на ряд товаров (сахар, соль и др.), в то время как значительные запасы этих товаров хранились на Садово-Кудринском складе Союза. Члены Бюро (Правление) приняли решительные меры. Они сократили себе и специалистам зарплату наполовину, увеличили рабочий день до 11 часов, созвали чрезвычайное собрание уполномоченных, которое решило производить все закупки этих товаров только через Союз. В результате к концу 1909 г. трудности были преодолены.
В конце 1910 г. МСПО приобрел дом со складами на Переведеновке, и 6 февраля 1911 г. руководители и аппарат Союза переехали в собственное помещение, где кроме конторы была и гостиница для представителей потребительских обществ. Так начался следующий "Переведеновский" период в жизни МСПО. Он отличался тем, что отношения между МСПО и "союзными" потребительскими обществами стали более солидарными и доверительными.
С 1909 г. Бюро (Правление) Союза по решению 18-го собрания уполномоченных начало отпускать своим потребительским обществам товары в кредит под векселя. Затем такое же право после проверки их кредитоспособности было распространено и на другие общества.
В 1916 г. члены МСПО решили отчислять в фонд развития производства 5% от своей прибыли.
К декабрю 1917 г. уже был заложен фундамент инфраструктуры всероссийской кооперативной оптовой торговли, о чем свидетельствует первый информационный листок, выпущенный МСПО сразу после его переименования в 1917 г.
В течение второго десятилетия (1908 -1918 гг.) МСПО трижды менял свою штаб-квартиру. Сначала он располагался в доме на Переведеновке, затем в 1916 г. купил шестиэтажный дом у издателя Сытина на Маросейке (ныне ул. Богдана Хмельницкого, 7/8), и наконец, в 1918 г. по ордеру жилищно-земельного управления Москвы получил шестиэтажный дом бывшего владельца Титова на Старой площади (д. 4). Здесь разместились Правление, 15 торгово-хозяйственных отделов и редакция журнала "Союз потребителей". Однако через несколько месяцев ЦК РКП(б) отобрал этот дом у МСПО. В 1923 г. МСПО СССР сосредоточил все службы в доме № 15 в Большом Черкасском переулке, где находился до своей ликвидации в 1991 г.
С 1908 по 1914 г. процесс концентрации в российском кооперативном движении развивался естественным путем. Слабые в финансовом отношении сельские потребительские общества создавали различные мелкорайонные объединения для оптовых закупок, поскольку вести торговые операции с МСПО или даже с его филиалами из-за больших расстояний было экономически менее выгодно, чем с ближайшими частными оптовиками. МСПО поддерживал создание мелкорайонных, районных, межрайонных и губернских объединений, так как это способствовало удовлетворению мелких нужд потребительских обществ на наиболее выгодных условиях. Но одновременно руководители МСПО считали необходимым открывать и открывали "агентуры" (торговые представительства) и закупочные пункты в крупных городах.
В 1912 г. в связи с вступлением в МСПО шести провинциальных союзов возникла необходимость реорганизовать управление Союза. Наряду с Бюро (Правлением) было создано Большое бюро (Совет), куда вошли представители вновь принятых союзов и старых крупнейших потребительских обществ.
Тем не менее многие союзы потребительских обществ, как мелкорайонные, так и крупные региональные, вступали в МСПО. В 1912 г. членами МСПО было 6 союзов, а в 1917 г. - 285. Резко увеличилось и число "союзных" потребительских обществ: с 776 в 1912 г до 3167 в 1917 г. Соответственно рос и аппарат Союза - и в торговых, и в оргинструкторском, и в издательском отделах. В 1914 г. в МСПО работали 320 человек, в том числе 66 - в оргинструкторском отделе. В 1917 г. -1174 и 227 человек.
С мая 1916 г. МСПО начал сокращать оптовые операции с потребительскими обществами и расширять их с крупными районными и губернскими союзами. Тогда же. в мае 1916 г. 31-е собрание уполномоченных постановило преобразовать МСПО, являвшийся союзом потребительских обществ, в Центральный союз потребительской кооперации, объединив в его деятельности функции общества оптовых закупок и идейно-организационного центра союзов потребительских обществ.
После февральской революции 19 сентября 1917 г. Министерство промышленности и торговли Временного правительства уведомило МСПО о переименовании его из МСПО во Всероссийский центральный союз потребительских обществ - Центросоюз. Этим формальным актом завершился почти 19-летний период деятельности общероссийского кооперативного центра под вывеской МСПО.
В январе 1918 г. Центросоюз прекратил торговые операции с первичными потребительскими обществами. Исключение составляли лишь крупнейшие, объединяющие не менее 10 тыс. человек, общества, являющиеся крупными оптовыми покупателями. Оптовые операции теперь велись в основном с уездными, губернскими и региональными союзами, а они, в свою очередь, обслуживали потребительские общества, причем как свои, так и не входящие в Центросоюз. Что касается разного рода услуг, то "союзные" потребительские общества продолжали ими пользоваться, особенно услугами оргинструкторского отдела, юридической и аудиторской служб.