Избирательная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

В политологической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидатов на выборные должности является в основном прерогативой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы — важнейшая составляющая механизма осуществления власти.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие сведения об избирательной системе Республики Беларусь 5
2. Правовая основа избирательной системы Республики Беларусь 8
3. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты и проведения предвыборной кампании 11
4. Процедура выборов в Республике Беларусь 13
5. Понятие и принципы избирательного права в Республике Беларусь 16
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КОНСТ ПРАВО.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

      Трудовой  коллектив может выдвинуть только  одного кандидата в депутаты  Палаты представителей.

      Выдвижение  кандидатов в депутаты местных  Советов депутатов от трудовых  коллективов организаций осуществляется на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах.

      Выдвижение  кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов  осуществляется трудовыми коллективами, расположенными на территории  соответствующего избирательного округа, а кандидатов в депутаты районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов – трудовыми коллективами, расположенными на территории соответствующего местного Совета депутатов.

      Собрания (конференции) избирателей в трудовых коллективах организаций созываются администрацией организации как по собственной инициативе, так и по инициативе группы избирателей в количестве не менее 10 человек, работающих в организации. Собрания избирателей в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в депутаты могут проводиться:

      при  выдвижении кандидатов в депутаты  областного, Минского городского  Совета депутатов – в коллективах,  насчитывающих не менее 150 работающих;

      при  выдвижении кандидатов в депутаты  районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 75 работающих;

      при  выдвижении кандидатов в депутаты  городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета  депутатов – в коллективах,  насчитывающих не менее 20 работающих.

      Обжалование  отказа администрации в проведении  собрания (конференции), определение  правомочности собрания (конференции)  трудового коллектива и принятого  решения производятся в порядке,  предусмотренном частями третьей и четвертой статьи 63 Избирательного Кодекса.

      Кандидат  в депутаты местного Совета  депутатов может быть выдвинут  от нескольких меньших трудовых  коллективов с общей численностью  работающих, установленной частью  третьей настоящей статьи, на  их общем собрании. Собрание правомочно, если от каждого такого коллектива организации присутствует более половины его состава.

      Собрания  избирателей по выдвижению кандидатов  в депутаты местных Советов  депутатов могут проводиться  по структурным подразделениям  организаций при условии, что их численный состав при выдвижении кандидата в депутаты соответствующего местного Совета депутатов отвечает требованиям части третьей настоящей статьи. В порядке, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, кандидат в депутаты местного Совета депутатов может быть выдвинут от нескольких структурных подразделений или от нескольких трудовых коллективов и структурных подразделений на их общем собрании. При выдвижении кандидата в депутаты в структурном подразделении (структурных подразделениях) выдвижение кандидата в депутаты от всего трудового коллектива не проводится.

      Трудовой  коллектив организации или коллективы  ее структурных подразделений  с соблюдением требований части  третьей настоящей статьи вправе  выдвинуть только по одному кандидату в депутаты каждого уровня местных Советов депутатов.

      Выдвижение  кандидата в депутаты Палаты  представителей путем сбора подписей  избирателей осуществляется группой  избирателей (инициативной группой)  в количестве не менее 10 человек,  а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов - инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек. Список членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в соответствующую окружную, территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 65 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в депутаты. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, профессия, должность (занятие), место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в депутаты, а также фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства каждого члена группы и ее руководителя.

      Окружная, территориальная избирательная  комиссия в пятидневный срок  рассматривает заявление, регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в депутаты (далее – подписной лист). В регистрации инициативной группы отказывается в случае нарушения требований Избирательного Кодекса. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в трехдневный срок в вышестоящую комиссию инициативной группой (жалоба должна быть подписана большинством ее состава), а решение вышестоящей комиссии в такой же срок может быть обжаловано соответственно в Верховный Суд Республики Беларусь, областной, Минский городской, районный, городской суд. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок.

      Лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты Палаты представителей по избирательному округу группой избирателей, должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, а лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов, – избиратели, проживающие на территории избирательного округа, в количестве:

      в областной  и Минский городской Совет  депутатов – не менее 150;

      в районный, городской (города областного  подчинения) Совет депутатов – не менее 75;

      в городской  (города районного подчинения), поселковый  и сельский Совет депутатов  – не менее 20.

     

      Избиратели, выдвинувшие кандидата в депутаты  путем сбора подписей, имеют право  до сдачи подписных листов  в окружную, территориальную избирательную комиссию снять свои подписи в подписных листах, подав об этом заявление в соответствующую избирательную комиссию.

      Подписные  листы должны находиться в  окружных, территориальных избирательных  комиссиях, а после прекращения их полномочий передаются на хранение в органы, их образовавшие.

      Окружные, территориальные избирательные  комиссии проверяют достоверность  подписей избирателей. При этом  должно быть проверено не менее  20 процентов подписей избирателей  в подписных листах от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты.

      Признание  достоверными подписей избирателей  в подписных листах по выборам  депутатов проводится в порядке,  предусмотренном частями тринадцатой,  четырнадцатой и пятнадцатой статьи 61 Избирательного Кодекса. Недостоверными считаются также подписи избирателей, не проживающих на территории избирательного округа.

      Если  количество обнаруженных при  проверке недостоверных подписей  избирателей составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей избирателей от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты.

      В случае, если суммарное количество недостоверных  подписей избирателей, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах прекращается.

 

      О результатах  проверки достоверности подписей  избирателей в подписных листах окружные, территориальные избирательные комиссии составляют протоколы.

      Регистрация  кандидатов в Президенты Республики  Беларусь осуществляется Центральной  комиссией, а кандидатов в депутаты  – соответствующей окружной, территориальной  избирательной комиссией.

      Регистрация  кандидатов в Президенты Республики  Беларусь начинается за 35 дней  и заканчивается за 25 дней до  выборов, а кандидатов в депутаты  начинается за 40 дней и заканчивается  за 30 дней до выборов.

      В отдельных  случаях срок регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей по мотивированному решению Центральной комиссии может быть продлен, но не более чем на пять дней, а срок регистрации кандидатов в депутаты местных Советов депутатов – соответствующей окружной, территориальной или вышестоящей избирательной комиссией на такой же срок.

      Решение  о регистрации кандидата в  Президенты Республики Беларусь  принимается при наличии следующих  документов, поступивших в Центральную  комиссию до начала регистрации: протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, подтверждающих наличие не менее 100 тысяч подписей граждан Республики Беларусь по выдвижению кандидата в Президенты, заявления кандидата о согласии баллотироваться, а также биографических данных лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь, с указанием сведений, предусмотренных Центральной комиссией, и декларации о доходах и имуществе по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.

      Решение  о регистрации кандидатов в  депутаты принимается при наличии  следующих документов, поступивших  в окружную, территориальную избирательную  комиссию до начала регистрации:  протоколов заседаний высших, территориальных  руководящих органов политических партий, собраний нижестоящих организационных структур политических партий, собраний (конференций) трудовых коллективов либо подписных листов о выдвижении кандидатов в депутаты по данному избирательному округу, заявлений кандидатов в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и соответствующих документов, указанных в частях второй и третьей статьи 66 Избирательного Кодекса.

      При  представлении в документах о  выдвижении кандидата в Президенты  Республики Беларусь, в депутаты не соответствующих действительности сведений, в том числе биографических и сведений о доходах и имуществе, соответственно Центральная комиссия, окружная, территориальная избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата в Президенты, в депутаты или отменить решение о его регистрации.

      Если  в целом по Республике Беларусь  более 15 процентов от общего  количества проверенных подписей  избирателей в подписных листах  по выдвижению кандидата в  Президенты Республики Беларусь  признаны недостоверными, Центральная комиссия отказывает в регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь.

      Если  при проверке достоверности подписей  избирателей в подписных листах  по выдвижению кандидата в  депутаты Палаты представителей, в депутаты местного Совета депутатов более 15 процентов от общего количества проверенных подписей избирателей в подписных листах по выдвижению кандидата в депутаты признаны недостоверными, соответствующая избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата в депутаты.

      К регистрации  представляется любое количество  кандидатов в Президенты Республики  Беларусь, в депутаты.

      Кандидат  в депутаты может баллотироваться  только по одному избирательному  округу. При выдвижении кандидатом  в депутаты по нескольким избирательным округам о согласии баллотироваться по определенному избирательному округу и об отказе баллотироваться по остальным избирательным округам кандидат в депутаты сообщает соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссии не позднее чем через три дня после окончания срока выдвижения кандидатов в депутаты. Невыполнение данного требования является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты по всем избирательным округам.

      Центральная  комиссия, соответствующая окружная, территориальная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты требованиям Избирательного Кодекса и принимает решение о регистрации кандидатов в Президенты, в депутаты или мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение комиссии об отказе в регистрации кандидатом выдается не позднее чем на следующий день после принятия решения.

      Протокол  о регистрации кандидата в  депутаты Палаты представителей, областного, Минского городского Совета депутатов представляется соответственно в Центральную комиссию, областную, Минскую городскую территориальную избирательную комиссию.

      Центральная  комиссия, окружная, территориальная  избирательная комиссия в двухдневный  срок после регистрации выдает кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты соответствующие удостоверения.

      Отказ  Центральной комиссии зарегистрировать  лицо, выдвинутое кандидатом в  Президенты Республики Беларусь, может быть в трехдневный срок  обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.

      Отказ  в регистрации кандидата в  депутаты Палаты представителей  может быть обжалован в трехдневный  срок в Центральную комиссию. Решение Центральной комиссии в трехдневный срок может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.

      Отказ  в регистрации кандидата в депутаты местного Совета депутатов может быть обжалован в трехдневный срок в вышестоящую избирательную комиссию. Решение вышестоящей территориальной избирательной комиссии в тот же срок может быть обжаловано соответственно в районный (городской), областной суд, который рассматривает жалобу в трехдневный срок. Решение суда является окончательным.

Информация о работе Избирательная система Республики Беларусь