Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.
Введение.
Глава I. Правовой анализ избирательной системы и избирательного права.
1.1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
1.2. Понятие и принципы избирательного права.
Глава II. Виды избирательных систем.
2.1. Общая характеристика мажоритарной системы.
2.2. Правовой анализ пропорциональной системы.
2.3. Смешанные системы.
Заключение.
Библиографический список.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава I. Правовой анализ избирательной системы и избирательного права.
1.1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
1.2. Понятие и принципы избирательного права.
Глава II. Виды избирательных систем.
2.1. Общая характеристика мажоритарной системы.
2.2. Правовой анализ пропорциональной системы.
2.3. Смешанные системы.
Заключение.
Библиографический список.
Введение.
Избирательное право
и избирательный процесс
Актуальность выбранной темы «Виды избирательных систем» заключается в исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности. Мы обладаем политическими правами и должны, на мой взгляд, участвовать в политической жизни страны. Ведь от нас, граждан, зависит, как будет развиваться наше государство. Это мы можем осуществить через выборы.
В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком. В широком смысле избирательная система- это непосредственно порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления. А также принципы и условия участия в формировании избираемых органов, организацию и порядок выборов. Избирательная система в узком смысле - это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.
Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.
При написании данной работы я использовал научные работы следующих авторов: Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафина О.Е., Габричидзе Б.Н., Чиркиа В.Е. и других.
Глава I. Правовой анализ избирательной системы и избирательного права.
1.1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
«Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок использования при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации»1.
В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.
Избирательная система в узком смысле (см. приложение 1) - это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Избирательная система в узком смысле подразделяется на: мажоритарную, пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь мажоритарная система делится на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства. Пропорциональная система делиться на: пропорциональную и полупропорциональную системы.
В данной работе нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
Избирательная система регулируется нормами избирательного права. «Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя»2. А что же такое непосредственно избирательное право? Оно также как и избирательная система употребляется в двух смыслах: в широком (объективном) и узком (субъективном) смыслах. В широком смысле избирательное право- это система правовых норм регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления. В узком смысле избирательное право- это гарантированная государством гражданину возможность участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления. Данное субъективное право граждан подразделяют на активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право- это право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право - право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления.
Понятия « избирательная система» и «избирательное право» по сути, носят собирательный характер. Данные понятия включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:
а) порядок избрания Президента РФ,
б) порядок избрания
депутатов Государственной
в) порядок избрания глав администраций субъектов РФ,
г) порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,
д) порядок избрания органов местного самоуправления.
Каждая подсистема регулируется отдельными правовыми актами. Они также имеют общие для всех источники права. «Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов»3. К числу таких источников относятся:
1) Конституция
РФ, конституции республик в
2) Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»4; др. федеральные законы, а также, законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3) указы и
распоряжения Президента РФ, акты
глав администраций и других
руководителей исполнительных
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Особенностью является то, что в Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права.
1.2. Понятие и принципы избирательного права.
«Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признанными легитимными»5
Данные принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.
В соответствии со ст.32 ч.2 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». На основании данной статьи существует принцип всеобщности. Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право принимать участие в выборах. Существуют два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости, которые ограничивают принцип всеобщности. Возрастной ценз – требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Например, Депутатом Государственной Думы может быть выбран гражданин, который достиг 21 года. Ценз оседлости – установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Следующий принцип – равное избирательное право. В Федеральном законе оно трактуется как участие граждан в выборах « на равных основаниях». Это означает, что все граждане, которые удовлетворяют требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.
Также данный принцип предполагает наличие двух условий:
Данное условие обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей. Он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, который удостоверяет личность избирателя, а в списке избирателей делается пометка о выдаче избирательного бюллетеня.
Прямое избирательное право означает, что избиратель непосредственно подает свой голос за конкретного кандидата или списка кандидатов. Прямое избирательное право отличается от не прямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких либо иных лиц. Многостепенное избирательное право, суть которого состоит в том, что выбирают представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящие.
Еще один принцип избирательного права – тайное голосование. Данный принцип является обязательным атрибутом демократической системы выборов, абсолютной привилегией избирателей. Это означает, что исключается возможность какого- либо контроля над волеизъявлением избирателей. Избиратели имеют право никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного депутата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не в праве пытаться идентифицировать использованный бюллетень. Избиратель заполняет избирательный бюллетень в закрытой кабине или в особой комнате. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующий суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также депутатов не может быть более пяти лет. Изменение сроков не допускается.
И еще один принцип- принцип добровольности. Это означает, что запрещается оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. «Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем фактом, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается»6.