Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.
Введение.
Глава I. Правовой анализ избирательной системы и избирательного права.
1.1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
1.2. Понятие и принципы избирательного права.
Глава II. Виды избирательных систем.
2.1. Общая характеристика мажоритарной системы.
2.2. Правовой анализ пропорциональной системы.
2.3. Смешанные системы.
Заключение.
Библиографический список.
партия А – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия С – 2 мандата.
Другой метод - наибольшей средней - заключается в том, что число полученных партией голосов делится на число полученных ею мандатов плюс один, а нераспределенные мандаты передаются партиям с наибольшими средними.
Еще одно определение квоты предложил в прошлом веке британский барристер Друп: квота= [х: (у + 1)] + 1.
В рассмотренных примерах брался один избирательный округ. Однако бывает так, что распределение оставшихся мандатов происходит на более широкой территории - объединенных избирательных округов (Австрия) или даже всей страны (Италия).
В таких избирательных округах суммируются нераспределенные мандаты и неиспользованные остатки голосов из соответствующих земель, и распределение завершается применением метода д'0ндта. При этом партии, не получившие мандатов при первом распределении, из второго распределения исключаются.
Чтобы избежать второго распределения, в некоторых странах применяется метод делителей. Он заключается в том, что число голосов, полученных каждой партией, делится на ряд возрастающих чисел, после чего полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту. Число равных ей, или превышающих ее частных, которые имеет партия, указывает на то число мандатов, которое она получает. В других странах делится число голосов, полученных каждой партией, на несколько иной ряд делителей: это либо только нечетные числа, либо вдобавок к этому первое число бывает дробным (например, 1,4) и так далее.
В принципе и при пропорциональной системе допустимо выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым большой риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.
Полупропорциональная система. Под этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.
Типичным примером такой системы была действовавшая в Японии до 1993 года система единственного непередаваемого голоса. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель же в этом многомандатном округе голосует только за одного из кандидатов, хотя от округа должно быть избрано несколько или даже много депутатов. Избранным считается кандидат, собравший наибольшее число голосов.
Ограниченный вотум требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном округе слишком много кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.
Тот факт, что избиратель, принадлежащий к большинству, может влиять своим голосованием на выбор не всех депутатов от избирательного округа, открывает возможности для меньшинства провести в представительный орган в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих депутатов, либо несколько депутатов пройдут от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает непропорционально велико), и потому такие избирательные системы называют полупропорциональными. К этой же группе систем относится и так называемый кумулятивный вотум, применяемый, в частности, на выборах в органы местного самоуправления в Баварии и некоторых других землях Германии.
Эта система
характеризуется тем, что
2.3. Смешанные системы.
Смешанная избирательная
система возникает тогда, когда
при выборах одной и той
же представительной палаты применяются
различные системы. Это обычно продиктовано
стремлением соединить преимуще
Половина состава Государственной Думы (общий состав 450 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства. Вторая половина депутатов Государственной Думы избирается на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
По результатам
голосования депутатские
1) подсчитывается
сумма голосов, поданных по
общефедеральному
2) число действительных
голосов, полученное каждым
3) в случае, когда после произведенных действий в соответствии со вторым правилом, остаются не распределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Не распределенные мандаты передаются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть, т.е. остаток числа, полученного в результате деления. При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов. При равенстве голосов преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, который зарегистрировался раньше.
Если общефедеральный список при регистрации был разбит на региональные группы, то затем производится распределение мандатов внутри списка – этими группами и кандидатами, не включенными ни в одну из групп. На первом этапе такого распределения устанавливается число кандидатов, не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам. Указанным кандидатам полученные списком мандаты переходят в первую очередь.
Оставшиеся не распределенными внутри списка мандаты распределяются в точности по изложенным выше правилам. С той разницей, что в правиле № 1 делиться общее число голосов, полученных списком, на число оставшихся не распределенными внутри этого списка мандатов. По правилу № 2 на избирательное частное делиться число голосов, поданных за каждую региональную группу в соответствующем субъекте РФ или группе субъектов РФ. Дальнейшее действия аналогичны. Если при этом в одной или нескольких региональных группах не оказалась должного числа кандидатов, то оставшиеся не распределенные мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.
Заключение.
В своей работе я попытался раскрыть понятие избирательной системы, выяснить какие виды избирательных систем существуют, как соотносятся понятия «избирательной системы» и «избирательного права».
Конституция- это основной
закон, который закрепляет основы общественного
строя и государственного устройства,
взаимоотношения между
На мой взгляд, избирательная система не может существовать без избирательного права. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
Понятия « избирательная система» и «избирательное право» по сути, носят собирательный характер. Данные понятия включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:
а) порядок избрания Президента РФ,
б) порядок избрания депутатов Государственной Думы,
в) порядок избрания глав администраций субъектов РФ,
г) порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,
д) порядок избрания органов местного самоуправления.
Как уже упоминалось, избирательная система употребляется в широком и узком смыслах. В данной работе были исследованы теоретические аспекты избирательной системы в узком смысле.
Итак, самые распространенные избирательные системы (в узком смысле): мажоритарная система и пропорциональная система, а также смешанная система. Каждая, из которых, подразделяется на свои подсистемы. Мажоритарная система на: мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства. В свою очередь пропорциональная система подразделяется на: пропорциональное представительство политических партий и полупропорциональную.
Каждая из этих систем имеет свои плюсы и минусы. Однозначно нельзя сказать какая система лучше. Каждое государство выбирает, какая система ему больше подходит.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нормативно-правовые акты:
2. Научная, учебная литература:
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. Издание 2-е.Проспект.2010г. с.312.