Избирательное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 15:42, реферат

Описание работы

Выяснение понятий избирательного права Российской Федерации, избирательных систем, раскрытие содержания основных источников избирательного права России, является первой задачей данной работы.
Вторую задачу данной работы можно определить как раскрытие сущности и содержания избирательного процесса, организации, проведения и результатов выборов.

Файлы: 1 файл

изб право.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичные гарантии есть и в Законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации".

В то же время не урегулированы федеральным законодателем порядок и условия взаимодействия избирательных комиссий и следственных органов в связи с нахождением под стражей лиц, зарегистрированных в качестве кандидатов в депутаты. Получается, что федеральное законодательство не гарантирует презумпцию невиновности гражданина, содержащегося под стражей и желающего реализовать конституционное право быть избранным.

Не все законы субъектов Федерации содержат положения, соответствующие федеральному законодательству. Например, в Удмуртской Республике действуют Законы от 23 сентября 2002 г. "О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики", от 11 ноября 2003 г. "О выборах Президента Удмуртской Республики" и "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Удмуртской Республике". Они предусматривают включение в списки избирателей лиц, содержащихся под стражей, только на основании паспорта и при условии, если место временного пребывания и место постоянного жительства находятся на территории одного избирательного округа. Такое положение не соответствует Конституции РФ и ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (выборы в органы государственной власти или местного самоуправления). Если место временного пребывания и место постоянного жительства гражданина находятся на территории одного и того же субъекта Федерации или муниципального образования, то отсутствуют и законные основания лишать такого гражданина избирательных прав. Федеральное законодательство содержит механизмы исключения гражданина из списков на участке, где расположено его постоянное место жительства, если он включен в списки по месту временного пребывания.

Закон Самарской области от 10 июля 2003 г. "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" не соответствует ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", т.к. он ограничивает присутствие наблюдателей на избирательных участках, сформированных в больницах, санаториях, домах отдыха, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания.

Выборы и референдумы организуют и проводят соответствующие избирательные комиссии. Они являются федеральными государственными органами с особым статусом. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе исполняющих наказание, не допускается. На них также возложена защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, в число которых следует включить и учреждения уголовно-исполнительной системы.

Эти учреждения обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, которые созданы федеральным органом исполнительной власти, не исключены из системы органов, взаимодействующих с соответствующими избирательными комиссиями.

Пробелы федерального и регионального законодательства - во многом причина нестабильной судебной практики.

Для предупреждения разногласий в правоприменительной деятельности, вызванных пробелами в федеральных и региональных законах, целесообразным представляется принять единый для законодателей всех уровней публичной власти конституционный закон о принципах и порядке законодательного процесса. Он должен закреплять не только принципы осуществления правотворческой деятельности, но и процедуру подготовки, внесения, рассмотрения и принятия законопроектов. Особые требования должны предъявляться к разработке законов, направленных на реализацию конституционных прав граждан. К таким требованиям стоило бы отнести финансовое обеспечение, необходимое для практической реализации законов, проведение криминологической и других видов экспертиз законопроектов, обязательное согласование положений законопроекта с действующим федеральным и региональным законодательством и т.п.

Необходимо отметить значительную роль судов в обобщении практики и выработке единых подходов к применению законодательства. Выработка таких подходов Пленумом Верховного Суда РФ могла бы способствовать реальной защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, нацелить суды на всесторонний анализ как федерального, так и регионального законодательства. Не случайно ГПК РФ предусматривает, что по делам о нарушениях избирательных прав, которые отнесены к категории дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.5

 

Конституционность основ избирательного права РФ.

 

Основы современного избирательного права Российской Федерации заложены в ее Конституции 1993 года. И хотя в ней отсутствует специальная глава, посвященная избирательной системе, но основные положения, на которых зиждется все избирательное право и строится избирательная система, установлены: высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, граждане России обладают правом избирать и быть избранными. Конституцией РФ очерчен круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами России, и проводится разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства, в общих чертах определен механизм защиты избирательных прав граждан.

Действующая Конституция РФ, в отличие от предыдущих, не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. В ней выборы предусматриваются как универсальный институт народовластия, атрибутивно связанный с демократией. Таким же образом и субъективное избирательное право, т.е. право гражданина избирать и быть избранным, представлено здесь в более широком аспекте, чем в предыдущих Конституциях. Нынешняя Конституция РФ закрепляет это право в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина"6, превращая его в универсальное правомочие, не связанное только с формированием какой-либо конкретной системы органов государственной власти или местного самоуправления.

Субъективное избирательное право предстает как конкретное воплощение установленного Конституцией РФ права граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это право носит универсальный комплексный характер, отдельные авторы считают это даже не правом, а принципом правового статуса человека и гражданина, лежащим в основе всего комплекса политических прав и свобод.

Но эта формулировка, упомянутая в ст. 32 Конституции РФ, является недостаточно полной и точной, т.к. сводит право граждан к участию в управлении только делами государства, умалчивая об общественных делах, лежащих за пределами функционирования государственной сферы. Предшествующая Конституция РСФСР (ст. 47) содержала право граждан участвовать в управлении делами общества и государства. Это важно потому, что в рамках современной демократии неуклонно возрастает роль гражданского общества. В любом демократическом государстве граждане управляют делами не только государства, но и общества, и на практике отделить одно от другого бывает затруднительным. Получается некоторое логическое противоречие: ст. 32 нынешней Конституции РФ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы не только государственной власти, но и местного самоуправления, а последнее, в соответствии со ст. 12 той же Конституции, в государственную сферу не входит.

Часть 2 ст. 32 Конституции РФ посвящена регламентации избирательного права в единстве обоих принадлежащих гражданам правомочий - активного и пассивного избирательного права. Здесь также дается исчерпывающий перечень видов тех органов, в которые избираются представители народа (населения) - органы государственной власти и органы местного самоуправления. Одновременно в этой же норме идет речь об участии граждан в референдуме.

Такое объединение различных по содержанию конституционно-правовых институтов объяснимо с точки зрения технологии проведения выборов и референдума, т.к. в том и в другом случае используется голосование. Но с точки зрения законодательной техники такое объединение вряд ли может быть оправдано. Право на участие в референдумах следует рассматривать отдельно от регламентации участия в выборах.

Во-первых, по содержанию выборы и референдум - это различные понятия, имеющие разный смысл и назначение. Поэтому их объединение в одной части статьи представляется неоправданным. Право на участие в референдуме оказалось не очень четко определенным. Во-вторых, при таком объединении остается неясным, что имеет в виду законодатель под этим правом, поскольку в механизме проявления референдумов находит проявление целый комплекс правомочий: право требования назначения референдума, сбора подписей под этим требованием, право на участие в агитации, голосовании и т.д. Все это уже после принятия Конституции было регламентировано Федеральным законом "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Часть 3 ст. 32 Конституции РФ устанавливает изъятия из перечня граждан, имеющих право избирать и быть избранными. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Данные изъятия являются минимальными и соответствуют сложившимся в мире демократическим стандартам. Эти изъятия опираются на этико-правовую аксиому - "свобода человеческая есть свобода разумно-нравственного существа"7. Лишение граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, выполняет роль как бы дополнительной меры наказания, сопровождающей исполнение санкции, назначаемой судом за совершение наиболее опасных для общества противоправных деяний. Положительным моментом в редакции данной нормы является то, что авторами использована юридически безупречная формула - "не имеют права избрать и быть избранными", в отличие от двусмысленных формулировок прежних лет - "в выборах не участвуют", "от выборов отстраняются" и т.д.

Подход к определению электората, изложенный в ст. 32 Конституции РФ, установив изъятия из общего правила, не до конца ответил на вопрос: кто обладает избирательным правом. Указание на наличие у физического лица гражданства Российской Федерации представляется недостаточным. Не определен четко возрастной ценз, который в том или ином виде присутствует в любой правовой системе, а о нем в данной норме даже не упоминается. Более того, по этому вопросу в Конституции РФ имеется даже определенное расхождение: ст. 60 устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, а последующими статьями (ч. 2 ст. 81 и ч. 1 ст. 97) вводится более высокий возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права при избрании депутатов Государственной Думы. По существу, установление такого возрастного ценза вполне оправданно, но с формальной точки зрения положения названных статей не соответствуют содержанию ст. 32.

Изъятия, установленные ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, распространяются только на право граждан избирать и быть избранными, но не относятся к процедуре голосования на референдуме, а также не распространяются на равный доступ граждан к государственной службе, на участие в отправлении правосудия, закрепленные ч. ч. 4 и 5 ст. 32. В результате, т.к. ограничения, установленные ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, касаются только избирательных прав граждан, то в иных формах реализации права граждан на участие в управлении делами государства - осуществлении правосудия, государственной службе и референдуме имеют право участвовать недееспособные граждане, а также граждане, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, субъективное избирательное право граждан во всех его проявлениях - избирать и быть избранными во все выборные органы государственной власти и местного самоуправления - установлено в действующей Конституции РФ в полном соответствии с требованиями и принципами демократии. Однако редакция ст. 32 Основного закона, закрепляющая это право, содержит ряд внутренних противоречий и неточностей.

Несмотря на то, что Конституция РФ прямо не указывает на участие в выборах политических партий и иных общественных объединений различной идеологической направленности и на возможность создания в выборных органах политической оппозиции, возможность и правомерность таких явлений прямо вытекают из смысла ч. ч. 3 и 4 ст. 13, которые не только констатируют признание в Российской Федерации политического многообразия, многопартийности, но и устанавливают равенство общественных объединений перед законом.

Часть 5 ст. 13 Конституции РФ устанавливает только запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя. Но из этого следует, что если это изменение предполагается проводить ненасильственными методами, через деятельность законно избранной в парламент оппозиции, то такие действия, следовательно, и деятельность предусматривающих это общественных объединений, должны будут считаться легитимными.

Таким образом, Конституцией РФ заложены демократические принципы построения избирательной системы. Впервые в конституционной практике нашего государства не упоминаются самые основополагающие принципы, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В настоящее время принципы действующей в государстве избирательной системы определены в основном в текущем законодательстве. Из чего следует, что Государственная Дума и другие субъекты законотворческого процесса имеют возможность менять нормы законодательства о выборах в зависимости от той или иной политической ситуации. Нормы избирательного права тесно связаны с его принципами, поэтому при отсутствии конституционных гарантий соблюдения принципов демократических выборов возможны отклонения от этих принципов в ходе как законотворческого, так и других процессов. Можно считать, что таким отклонением является установление в текущем законодательстве - федеральном и региональном - требования обязательного участия в выборах определенного числа избирателей, при несоблюдении чего выборы считаются несостоявшимися. Установление такого требования противоречит демократическим принципам, и если бы принципы были закреплены в Конституции РФ, в текущих законах требования об обязательной явке избирателей не могли бы предусматриваться. Конституционное закрепление принципов избирательного права позволило бы связать волю самого законодателя благодаря особому правовому статусу Основного закона страны и праву Конституционного Суда РФ признавать не соответствующими Конституции полностью или частично отдельные правовые акты, а также законы, применяемые или подлежащие применению в конкретном деле.8

Информация о работе Избирательное право в России