Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 15:42, реферат
Выяснение понятий избирательного права Российской Федерации, избирательных систем, раскрытие содержания основных источников избирательного права России, является первой задачей данной работы.
Вторую задачу данной работы можно определить как раскрытие сущности и содержания избирательного процесса, организации, проведения и результатов выборов.
Голосование - это главная стадия избирательного процесса; проходит в один или два тура, осуществляется лично путем подачи избирательного бюллетеня. Голосование на выборах в РФ проводится в один из выходных дней. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов будет отсутствовать по месту жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой комиссии.
Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списка кандидатов)".
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число переносных избирательных ящиков. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под подпись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели.
Голосование проводится в специально оборудованных кабинах (комнатах), в которых не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Определение результатов выборов может производиться различными способами.
система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие установленное большинство голосов, называется мажоритарной избирательной системой.
Мажоритарная система относительного большинства - это система выборов, при которой избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов, т.е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами.
Мажоритарная система абсолютного большинства - это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа; при этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании (как правило, 1/2 зарегистрированных избирателей).
Пропорциональная избирательная система - это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов.
При определении результатов голосования при пропорциональной системе следуют основным правилам:
После первого распределения голосов на основе избирательной квоты, как правило, остается некоторое количество нераспределенных мест. В этом случае применяется метод наибольшего остатка - способ последующего распределения голосов, в соответствии с которым нераспределенные места передаются партиями, имеющими наибольшие остатки голосов.
Смешанные избирательные системы - это избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства - мажоритарной и пропорциональной. Примером такой системы является система выборов Государственной Думы.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.
На основании протоколов участковых, территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол.
Окружная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Выборы бывают следующих видов:
Всеобщие выборы - это выборы, в которых призваны участвовать избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы).
Частичные (дополнительные) выборы - это выборы, которые проводятся по причине досрочного выбытия отдельных депутатов и организуются в соответствующем избирательном округе.
Повторные выборы - это второй и последующие туры голосования.
По времени проведения выборы классифицируются на очередные и внеочередные.
Очередные выборы - это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением срока полномочий выборного органа.
Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного роспуска парламента или прекращения деятельности иного выборного органа или должностного лица.
Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией11 и на ее основе федеральным законом о выборах Президента РФ12, который подробно определяет порядок проведения выборов Президента РФ.
Выборы Президента РФ осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательство о выборах закрепляет альтернативность таких выборов в качестве обязательного требования.
Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Лицо, избираемое Президентом, должно постоянно проживать в РФ не менее 10 лет, поскольку президент должен хорошо знать ситуацию в стране, его должны знать избиратели.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе политическая партия, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 500 человек. Субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
После избрания Президента осуществляется процедура его вступления в должность, которое происходит на 30 день со дня официального опубликования ЦИК РФ результатов выборов.
Свобода волеизъявления избирателей - один из главных принципов избирательного права, нарушение которого, как правило, является безусловным основанием для суда признать выборы недействительными, отменить регистрацию кандидата в депутаты или на выборную должность.
В предмет доказывания входят существенные нарушения норм избирательного законодательства как организационно-процедурного содержания, так и законности нормативного регулирования выборов.
К таким нарушениям могут быть отнесены: нарушение порядка формирования избирательных комиссий, установление сроков выборов, отказ в регистрации инициативных групп, недостатки в оформлении подписных листов, оформлении протоколов избирательных комиссий, установление фактов подкупа избирателей, нарушение правил ведения агитации, издание региональных законов, ограничивающих активные и пассивные избирательные права и т.п.
Важным для определения предмета доказывания является выявление квалификации "недостоверность" сведений. Недостоверность означает несоответствие сведений, сообщаемых кандидатом, действительным обстоятельствам.
Чаще всего кандидаты сообщают недостоверные сведения о своем имущественном положении, месте работы, занимаемой должности и т.п.
Для установления недостоверности сведений, сообщаемых кандидатом, суду достаточно установить несоответствие их действительным обстоятельствам. Недостоверность сведений может быть обусловлена подлогом, фальсификацией, умолчанием, сокрытием, сообщением заведомо ложных сведений, ошибочной информацией о фактах, имеющих существенное значение. Т.к. достоверность сведений, касающихся кандидата на выборную должность, имеет значение юридического факта, указана в нормах избирательного права, а потому входит в предмет доказывания по делу, суд вправе решить вопрос об отказе в регистрации, об отмене регистрации кандидата на выборную должность. Сведения о материальном положении, источниках дохода, месте работы, занимаемой должности, месте жительства кандидата, его семейном положении влияют на сознание избирателей, на их свободу волеизъявления при реализации ими активного избирательного права избирать глав исполнительной власти, депутатов представительной (законодательной) власти, выборных должностных лиц.
Вопрос существенности недостоверных сведений, сообщенных кандидатом на выборную должность, является оценочным. Здесь имеет место широкое судебное усмотрение. Но это усмотрение должно быть ограничено рамками закона. Пока материальное избирательное право не выработало конкретное правовое обоснование категории "существенные сведения". Перечисленные в избирательном законодательстве требования к заполнению всех необходимых реквизитов избирательных документов уже должны считаться существенными и потому должны быть достоверными.
Это вытекает из содержания документов, направленных на обеспечение правовых гарантий участников избирательных правоотношений. Так, для гарантии пассивного избирательного права - быть избранным - важными, существенными, а потому достоверными являются указанные в законе сведения, которые могли повлиять на свободу волеизъявления избирателей: достоверные сведения о кандидатах - фамилия, имя, отчество; паспортные данные; сведения об имущественном положении, семейном, служебном положении и т.п., то есть данные, необходимые для полной объективной информации.
Уважительными причинами, исключающими вину самого кандидата в недостоверности сведений, могут быть установленные судом обстоятельства, повлекшие недостоверность сведений, которые никак не зависят от воли самого кандидата: опечатка, арифметическая ошибка и другие нарушения, допущенные иными органами и лицами без ведома кандидата.
Другие нарушения избирательного законодательства, если они оказали или могли оказать влияние на свободу волеизъявления избирателей, что в конечном итоге повлияло на исход голосования, можно также считать существенными.
Таким образом, основаниями к отказу в удовлетворении решений избирательной комиссии об отказе в регистрации, об отмене регистрации кандидата на выборную должность являются малозначительность, несущественность недостоверных сведений, не способных оказать влияние на свободу волеизъявления избирателей.
В предмет доказывания по делам, возникающим из избирательных отношений, могут входить факты нарушения процедурных правил организации и проведения выборов.
Особенно значительное число таких споров возникает в связи с неправильным оформлением подписных листов, их своевременным представлением и принятием.
По некоторым делам избирательные комиссии не различают понятия: "представление документов" и "принятие документов". Представление документов осуществляется кандидатами и другими уполномоченными лицами. Принятие документов производят избирательные комиссии. Представление документов в соответствии с законодательством осуществляется за 55 дней до дня выборов. Прием документов избирательными комиссиями в законах о выборах не установлен.13
На необходимость выяснять характер нарушений организационно-правовых процедур, существенность этих нарушений, а также возможность этих нарушений повлиять на достоверность волеизъявления избирателей при разрешении дел о признании выборов недействительными, указал Верховный Суд РФ.14 Эти обстоятельства входят в предмет доказывания по всем категориям избирательных споров, а не только по делам о признании выборов недействительными.