План
- Избирательные споры ………………………………………... 3-16
- Референдуемый процесс……………………………………….17- 25
- Список используемой литературы …………….. ………….. 26-27
Избирательные споры
По мере формирования
в Российской Федерации демократических
институтов представительной и исполнительной
государственной власти избирательные
комиссии и судебные органы страны накопили
за последние годы уникальный опыт разрешения
спорных, конфликтных ситуаций при проведении
выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации,
Президента Российской Федерации, глав
исполнительной власти и представительных
органов субъектов Российской Федерации,
а также органов местного самоуправления.
Становление демократической избирательной
системы в стране сопровождается последовательным
совершенствованием избирательного законодательства,
особенно в аспекте защиты избирательных
прав граждан, и постоянным расширением
практики разрешения избирательных споров.
Избирательные споры
– неизбежные, хотя и нежелательные
спутники любой избирательной компании,
поскольку в ходе подготовки и проведения
выборов не могут не сталкиваться интересы
активных участников избирательного процесса
– политических партий и общественных
движений, граждан, представителей властных
структур и тех, кто стремится прийти им
на смену. Здесь без противоречий, зачастую
весьма острых, естественно, не обходится.
В то же время значительное число обращений
избирателей и их объединений в связи
с подготовкой и проведением выборов свидетельствует
не только о недостатках в работе избирательных
комиссий различного уровня, но и о росте
общественной, политической активности
граждан России, повышении интереса к
проводимым выборам и их результатам.
Фактически избирательные
споры – это разногласия,
возникающие в связи с нарушениями избирательных
прав граждан при проведении избирательных
компаний по выборам органов государственной
власти и местного самоуправления, а также
при проведении референдумов, которые
разрешаются в административном или судебном
порядке. Под избирательными правами граждан
следует понимать гарантированное статьей
32 Конституции РФ право граждан России
участвовать в управлении делами государства
как непосредственно, так и через своих
представителей. Так, российские граждане
имеют право участвовать в референдуме,
избирать и быть избранными в исполнительные
и законодательные органы государственной
власти Российской Федерации (ее субъектов)
и в органы местного самоуправления, а
именно: участвовать в выдвижении кандидатов
(их списков), наблюдении за проведением
выборов и работой избирательных комиссий,
включая установление итогов голосования,
определение результатов выборов, а также
в других избирательных действиях.
Под избирательной
компанией понимается период
со дня официального опубликования
решения уполномоченного на то должностного
лица, органа государственной власти (местного
самоуправления) о назначении выборов
до дня официального обнародования их
результатов. В этот период назначается
дата проведения выборов, определяются
границы избирательных округов и участков,
которые доводятся до сведения избирателей
путем опубликования, осуществляются
подготовительные мероприятия: регистрация
инициативных групп, выдвигающих кандидатов,
и фактов самовыдвижения, сбор подписей,
регистрация кандидатов, заручившихся
необходимой поддержкой, составление
и выверка списков избирателей, предвыборная
агитация и т.д. Кроме того, проводится
голосование, в том числе досрочное, подводятся
и официально публикуются итоги прошедших
выборов.
Анализ действующего
законодательства и практики его применения
позволяет заключить, что избирательные
споры – это споры по поводу применения
избирательного законодательства, возникающие
в ходе референдума либо при назначении,
подготовке, проведении и установлении
результатов выборов в органы государственной
власти и местного самоуправления, которые
разрешаются избирательными комиссиями
различных уровней либо в судебных инстанциях.
Избирательные споры
можно классифицировать по нескольким
основаниям. Главные из них – уровень
проводимых выборов, предмет спора, оспаривающая
сторона, порядок разрешения и причина
возникновения спора. При классификации
по первому из названных оснований можно
выделить федеральный, региональный и
муниципальный уровни проведения выборов,
на каждом из которых избирательные споры
имеют специфические особенности. Кроме
того, следует отметить, что на каждом
из названных уровней могут проводиться
очередные (внеочередные), повторные и
дополнительные выборы, придающие возникающим
избирательным спорам особую специфику.
Группировка избирательных
споров в зависимости от уровня
проводимых выборов будет выглядеть
примерно следующим образом:
Федеральный уровень проводимых выборов:
избирательные споры, связанные с выборами
Президента Российской Федерации; избирательные
споры, связанные с выборами депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации.
Региональный уровень проводимых выборов:
избирательные споры, связанные с выборами
главы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации; Избирательные
споры, связанные с выборами депутатов
законодательного органа субъекта Российской
Федерации.
Муниципальный уровень проводимых выборов:
избирательные споры, связанные с выборами
должностных лиц органов местного самоуправления;
избирательные споры, связанные с выборами
представительных органов местного самоуправления.
Локальный уровень проводимых выборов:
избирательные споры, связанные с выборами
исполнительных органов территориального
общественного самоуправления; избирательные
споры, связанные с выборами представительных
органов территориального общественного
самоуправления.
Большое разнообразие
возникающих во время выборов
конфликтных ситуаций делает
затруднительным перечисление всех
их оснований. Приведу наиболее
характерные предметы возникавших избирательных
споров: назначение выборов; ненадлежащее
формирование избирательных округов и
участков; неправомерно включение (невключение)
в списки избирателей; неправомерное формирование
избирательных комиссий; отказ общественному
объединению в праве на участие в выборах
в качестве избирательного; о выдвижении
кандидатов в депутаты и на выборные должности;
нарушение порядка сбора подписей; отказ
в регистрации кандидата; неправомерное
использование возможностей СМИ; неправомерное
использование служебного положения;
безальтернативные выборы; нарушение
правил ведения предвыборной агитации;
нарушение порядка финансирования выборов;
отмена решения о регистрации кандидата;
нарушение правил подсчета голосов; нарушение
порядка и процедур голосования (в том
числе досрочного); перенос дня голосования;
неправильное установление итогов выборов;
признание выборов недействительными
или несостоявшимися; повторное голосование,
повторные выборы; отзыв выборного должностного
лица, отзыв депутата; нарушения, связанные
с проведением референдума.
Оспаривающей стороной
могут быть нормоучредительные
участники избирательного процесса,
его инициаторы или организаторы,
избиратели, кандидаты на выборные
должности, их представители,
наблюдатели, в том числе международные
и т.д.
Чаще других стороной
в избирательном споре становятся
граждане, которые по той или
иной причине не зарегистрированы
в качестве кандидатов, а также
кандидаты, проигравшие на выборах.
В зависимости от уровня проводящихся
выборов и предмета спора, заинтересованная
сторона обычно сама выбирает порядок
его разрешения, т.е. административный
или судебный. Остановимся подробней на
судебном порядке разрешения избирательных
споров:
- разрешение споров
Конституционным Судом Российской
Федерации; Конституционным (уставным)
судом субъекта Российской Федерации.
- разрешение споров
Верховным Судом Российской Федерации;
Судом субъекта Российской Федерации;
городским (районным) судом.
- разрешение споров
Судебной палатой по информационным
спорам при Президенте Российской Федерации.
Причины возникновения
избирательных споров весьма
разнообразны, однако основная из
них – нарушение избирательных
прав граждан. В то же время
ввиду отсутствия в Конституции
РФ «избирательных» норм имеются
пробелы в федеральных и региональных
законах о выборах и референдумах. Неурегулированность
в законодательстве отдельных избирательных
действий зачастую заставляет избирательные
комиссии принимать решения, нарушающие
избирательные права граждан и обжалуемые
в административном либо в судебном порядке.
К таким пробелам в действующем избирательном
законодательстве относятся Неурегулированность
правового статуса сборщика подписей
избирателей в поддержку кандидата, неопределенность
института выборочной проверки подписных
листов, неполный перечень полномочий
члена избирательной комиссии с правом
совещательного голоса и наблюдателя,
недостаточно надежные рычаги для пресечения
использования кандидатами служебного
положения в целях избрания, нецелевого
расходования средств из избирательных
фондов и т.д.
К наиболее характерным,
типичным причинам возникновения
избирательных споров относятся:
несовершенство избирательного
законодательства; несоответствие
регионального избирательного законодательства
федеральному; неоптимальное применение
избирательного законодательства избирательными
комиссиями разных уровней; нарушение
избирательного законодательства избирателями,
инициативными группами, избирательными
объединениями и блоками; неправильное
толкование норм избирательного законодательства
членами избирательных комиссий с правом
решающего голоса; нарушение требований
избирательного законодательства органами
исполнительной и законодательной власти;
нарушение требований избирательного
законодательства средствами массовой
информации и их работниками; нарушение
требований избирательного законодательства
кандидатами на выборные должности, их
представителями, доверенными лицами,
наблюдателями и членами избирательных
комиссий с правом совещательного голоса;
неоднозначное толкование норм избирательного
законодательства судебными органами
(«пестрая» судебная практика разрешения
избирательных споров).
Указанные причины
избирательных споров проявляются
на всех стадиях избирательного
процесса с учетом особенностей
правоотношений, складывающихся на каждой
стадии.
Основной причиной
возникновения избирательных споров
является, с одной стороны, недостаточно
высокий уровень правовой культуры
избирателей – прямых участников
избирательного процесса, отсутствие
у них глубоких познаний и навыков применения
современного избирательного законодательства,
а с другой – несовершенство последнего
как на федеральном, так и на региональном
уровнях, наличие в нем пробелов, противоречий,
коллизий.
«Несовершенство избирательного
законодательства до сих пор остается
одной из главных причин возникновения
конфликтных ситуаций, связанных с нарушением
конституционных прав граждан избирать
и быть избранными в органы государственной
власти или местного самоуправления. Именно
такие споры были предметом рассмотрения
в ходе наиболее громких и запомнившихся
судебных процессов в Конституционном
и Верховном судах Российской Федерации».
Целый ряд избирательных
споров возник вследствие неисполнения
или ненадлежащего исполнения
органами, организациями и должностными
лицами своих обязанностей в рамках избирательных
правоотношений, в частности, из-за ошибок
в деятельности окружных, территориальных
и участковых избирательных комиссий,
вызванных как низким уровнем их юридической
подготовки, так и отсутствием практических
навыков оптимального разрешения конфликтных
ситуаций. Однако нельзя не отметить, что
отдельные кандидаты и их сторонники стремятся
использовать любой повод для создания
конфликтной ситуации, чтобы повысить
к себе внимание рядовых избирателей,
прямым или косвенным способом втянуть
избирательные комиссии в споры, чтобы
в случае неизбрания использовать этот
«аргумент» для оспаривания результатов
выборов.
Конечно, следует
учитывать то, что указанные причины
возникновения избирательных споров
взаимообусловлены, переплетены, усугубляют
и обостряют друг друга. В то же время в
избирательном процессе осуществление
прав и полномочий граждан и организаций
неразрывно связано с конкретными обязанностями,
недобросовестность при исполнении которых
со стороны кого-либо из участников избирательных
правоотношений неизбежно нарушает избирательные
права других участников.
При проведении выборов
депутатов Государственной Думы
оспариваемой причиной отказа
в регистрации была не только
нехватка действительных подписей
в поддержку кандидата, но и не соответствие
формы подписных листов той, которая установлена
законом. Оспаривались решения окружных
избирательных комиссий об отказе в регистрации
кандидата по причине отсутствия у претендента
российского гражданства, указания в подписных
листах литературного либо сценического
псевдонима вместо истинных фамилии, имени
и отчества. Заявители оспаривали процедурные
вопросы голосования военнослужащих и
членов их семей, результаты голосования
российских граждан за рубежом, итоги
досрочного голосования, в том числе проведенного
в отдаленных и труднодоступных населенных
пунктах, входящих в округ.
Споры, связанные
с отказом в регистрации кандидатами
в депутаты законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, возникали главным
образом вследствие выбраковки части
подписных листов с подписями избирателей
в поддержку того или иного кандидата.
В результате число собранных подписей
оказывалось, чем требуемое по закону
для регистрации. Однако некоторые избирательные
комиссии при принятии решений по спорным
вопросам руководствовались только законами
субъекта Российской Федерации и не учитывали,
что если отдельные их нормы противоречат
федеральному законодательству, то действует
Федеральный закон. Ограничивали избирательные
права граждан и установленные в отдельных
республиках в составе Российской Федерации
требования к будущим кандидатам собрать
не менее 5 процентов голосов избирателей
в свою поддержку, представить заверенный
список инициативной группы численностью
не менее 100 человек, протокол общего собрания
избирателей и т.д. В отдельных регионах
допускались существенные отклонения
в численности избирателей при оформлении
избирательных округов.