Подготовку и проведение
референдума организуют комиссии по
проведению референдума: Центральная
избирательная комиссия РФ и избирательные
комиссии субъектов РФ, действующие
в качестве соответствующих комиссий
по проведению референдума, а также территориальные
(районные, городские и другие) и участковые
комиссии по проведению референдума.
Граждане РФ, общественные
объединения имеют право, соблюдая
законы, беспрепятственно вести агитацию
за или против проведения референдума, за или против участие в референдуме,
за или против законопроекта, действующего
закона или иного вопроса, выносимого
на референдум РФ. Агитация должна быть
прекращена в ноль часов по местному времени
накануне дня,. Предшествующего дню проведения
референдума; а также в предшествующий
ему день агитация запрещается.
В бюллетене для голосования
точно воспроизводится формулировка,
вынесенного на референдум вопроса
и указываются варианты волеизъявления
голосующего – «за» или «против»,
под которыми помещаются пустые квадраты, в одном из которых
гражданин и должен поставить знак при
голосовании. Если гражданин голосует
за принятие вынесенного на референдум
РФ вопроса, он ставит знак «плюс» или
любой иной знак в квадрате под словом
«за», если же – против, то ставит знак
«плюс» или любой иной знак в квадрате
под словом «против». Обеспечивается тайна
голосования. Определяет результаты референдума
Российской Федерации Центральная избирательная
комиссия. Референдум РФ признается состоявшимся,
если в голосовании приняло участие более
половины граждан, имеющих право на участие
в референдуме. Решение считается принятым,
если за него в целом по Российской Федерации
проголосовало более половины граждан,
принявших участие в голосовании. (Надо
иметь в виду, что число зарегистрированных
избирателей, имеющих право участвовать
в референдуме, бывает обычно значительно
большим, чем число принявших участие
в голосовании. Например, по официальным
данным в голосовании по проекту Конституции
РФ в декабре 1993 года приняло участие 58,1
млн. человек – 54,8 % всех зарегистрированных
избирателей, которых насчиталось 106,1
млн.; при этом «за» проголосовало 32,9 млн.
человек – 58,4 % от числа проголосовавших
действительными бюллетенями.)
Всероссийские референдумы
уже проводились: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста
Президента в России; 25 апреля 1993 года
– по ряду вопросов: о доверии Президенту
РФ, одобрении социально-экономической
политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом
и Правительством РФ, о досрочных выборах
депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993
года – о принятии новой Конституции РФ.
Референдумы могут
также проводиться в субъектах
федерации, а административно-территориальных
образованиях.
Порядок проведения
референдумов.
Одним из важнейших условий
назначения референдума является четкое
выделение предмета голосования и его
инициатора.
Порядок реализации инициативы
граждан РФ о проведении референдума
РФ.
- Каждый гражданин, группа граждан или общественное объединение РФ «не позднее, чем за 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума РФ, могут образовать инициативную группу (ИГ) в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума РФ.»
- Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходотайством о регистрации группы.
- Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со дня поступления ходотайства принимает решение о регистрации ИГ. С момента получения регистрационного свидетельства ИГ вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума РФ.
- Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. Не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства ИГ подсчитывает число собранных подписей.
- Подписные листы и экземпляр итогового протокола ИГ передаются в избирательную комиссию субъекта РФ, которая в течение 15 дней направляет вышеперечисленные документы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ.
- Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех документов требованиям ФЗ «О референдуме РФ» и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, информируя об этом палаты Федерального Собрания РФ и ИГ.
Назначение
референдума РФ.
- Референдум РФ назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд.
- В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда.
- Президент издает Указа о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от 2 до 3 месяцев со дня опубликования Указа.
Формирование
комиссий.
- территориальная комиссия (5-9 чел.) по проведению референдума формируется не позднее 10 дней со дня опубликования Указа Президента.
- участковая комиссия (5-10 чел.) формируется выборным органом местного самоуправления не позднее, чем за 40 дней до дня проведения референдума.
- решения комиссий по проведению референдума публикуются в печати и передаются другим СМИ.
Порядок голосования
на референдуме.
- В 8 часов по местному времени в день проведения референдума председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет участок референдума открытым, опечатывает ящики для голосования, приглашает граждан приступить к голосованию.
- Гражданин проставляет в списке граждан данные паспорта или заменяющего его документа.
- Заполнение бюллетеня для голосования производится в специально оборудованном месте без постороннего присутствия. Заполненный бюллетень опускается в ящик для голосования. который находится в поле зрения членов комиссии и наблюдателей.
- По истечении времени голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени (их число заносится в протокол), проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках, вскрывает ящики.
Подведение
итогов.
Пожалуй, самой ответственной стадией
в проведении референдума и его
законодательном регулировании
является подведение итогов. Решение,
поставленное на референдум, считается
принятым, если за него проголосовало
более половины граждан, принявших участие
в голосовании.
- Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования в 3-х экземплярах (1- в территориальную комиссию по проведению референдума; 2 – хранится до окончания работы участковой комиссии; 3 - представляется наблюдателям и СМИ).
- Территориальные комиссии на основании протоколов участковых комиссий устанавливают и протоколируют итоги голосования на соответствующих территориях. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в соответствующую комиссию субъекта РФ.
- Комиссия субъекта составляет протокол об итогах голосования по соответствующему субъекту. Первый экземпляр протокола и сводная таблица направляются в Центральную комиссию референдума РФ.
- Центральная комиссия на основании протоколов комиссий субъектов РФ не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет его результаты.
- Центральная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.
- Постановлением Центральной комиссии референдума результаты голосования в отдельных субъектах могут быть признаны недействительными.
- Принятое на референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию не позднее 3 дней после определения результатов референдума. Не позднее 2 месяцев после определения результатов Центральная комиссия публикует в СМИ общие итоги голосования.
Референдум – важный
институт непосредственной демократии: закон, получивший поддержку
населения в ходе голосования обладает
такой же силой, как и принятый в обычном
порядке.
Решение принятое на референдуме
является общеобязательным и не нуждается
в дополнительном утверждении.
В большинстве стран
воспрепятствовать проведению референдума может
только Конституционный Суд.
Заключение
Как показала практика, в
период всеобщей демократизации общества,
институт референдума, как форма
демократии и непосредственного
участия населения в решении
глобальных социально-экономических и политических вопросов
прижился и действует в нашей стране.
Т.о. можно сделать
вывод, что референдум в любой
стане будет политически и
идеологически эффективен с точки
зрения интересов прогрессивных
социальных сил и классов лишь
в том случае, «…если он по природе своей как
весьма важный демократический институт
будет правильно понят и поддержан широкими
слоями населения, будет иметь своей целью
при решении политических вопросов четко
выраженную гуманную цель, если общественное
мнение не будет увлечено и дезориентировано
псевдодемократическими лозунгами и призывами,
а также ложными социальными ценностями…»,
и наконец, если будут созданы все необходимые
организационно-технические и иные условия
для подготовки и проведения всенародных
опросов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: Официальное издание. М.: Юридит. лит., 1997.
- Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
- Васильев В. И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. - М.: БЕК, 1995.
- Водовозов В. В. Избирательное право в Европе и России. - СПб., 1906.
- Гессен В. М. Основы конституционного права. - Пг., 1918.
- Гессен В. М. Теория конституционного права. - СПб., 1914.
- Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. - Ростов н./Д.: Феникс, 2004. - 864с.
- Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995-2000). В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.Ю. Вельяшев. - М: Издательство НОРМА, 2001.-1104с
- Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995-2000). В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. О.Ю. Вельяшев. - М: Издательство НОРМА, 2001. - 848с.
- Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы. - М:
Юриспруденция, 2001.-176с.
- Постников А. Е. Избирательное право России. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999.
- Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
Учебник для вузов. Отв. Редактор – доктор
юридических наук А.В. Иванченко. – М.:
Издательство НОРМА, 1999.
- Туманова Л.В. Проект нового ГПК РФ о рассмотрении избирательных споров // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 13-17.