Избирательные споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

По мере формирования в Российской Федерации демократических институтов представительной и исполнительной государственной власти избирательные комиссии и судебные органы страны накопили за последние годы уникальный опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, глав исполнительной власти и представительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Содержание работы

Избирательные споры ………………………………………... 3-16
Референдуемый процесс……………………………………….17- 25
Список используемой литературы …………….. ………….. 26-27

Файлы: 1 файл

избирательные споры.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная  избирательная комиссия РФ и избирательные  комиссии субъектов РФ, действующие  в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также территориальные (районные, городские и другие) и участковые комиссии по проведению референдума.

Граждане РФ, общественные объединения имеют право, соблюдая законы, беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участие в референдуме, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум РФ. Агитация должна быть прекращена в ноль часов по местному времени накануне дня,. Предшествующего дню проведения референдума; а также в предшествующий ему день агитация запрещается.

В бюллетене для голосования  точно воспроизводится формулировка, вынесенного на референдум вопроса  и указываются варианты волеизъявления голосующего – «за» или «против», под которыми помещаются пустые квадраты, в одном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум РФ вопроса, он ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом «за», если же – против, то ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом «против». Обеспечивается тайна голосования. Определяет результаты референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. (Надо иметь в виду, что число зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в референдуме, бывает обычно значительно большим, чем число принявших участие в голосовании. Например, по официальным данным в голосовании по проекту Конституции РФ в декабре 1993 года приняло участие 58,1 млн. человек – 54,8 % всех зарегистрированных избирателей, которых насчиталось 106,1 млн.; при этом «за» проголосовало 32,9 млн. человек – 58,4 % от числа проголосовавших действительными бюллетенями.)

Всероссийские референдумы  уже проводились: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 года – по ряду вопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, о досрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 года – о принятии новой Конституции РФ.

  Референдумы могут  также проводиться в субъектах  федерации, а административно-территориальных  образованиях.

 

Порядок проведения референдумов.

Одним из важнейших условий  назначения референдума  является четкое выделение предмета голосования и его инициатора.

Порядок реализации инициативы граждан РФ о проведении референдума  РФ.

  • Каждый гражданин, группа граждан или общественное объединение РФ «не позднее, чем за 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума РФ, могут образовать инициативную группу (ИГ) в количестве  не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума РФ.»
  • Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходотайством о регистрации группы.
  • Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со  дня поступления ходотайства принимает решение о регистрации ИГ. С момента получения регистрационного свидетельства ИГ вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума РФ.
  • Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. Не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства ИГ  подсчитывает число  собранных подписей.
  • Подписные листы и экземпляр итогового протокола ИГ передаются в избирательную комиссию субъекта РФ, которая в течение 15 дней  направляет вышеперечисленные документы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ.
  • Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех документов требованиям ФЗ «О референдуме РФ» и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, информируя об этом палаты Федерального  Собрания РФ и ИГ.

Назначение  референдума РФ.

  • Референдум РФ назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд.
  • В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда.
  • Президент издает Указа о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от 2 до 3 месяцев со дня опубликования Указа.

Формирование  комиссий.

  • территориальная комиссия  (5-9 чел.) по проведению референдума формируется не позднее 10 дней со дня опубликования Указа Президента.
  • участковая комиссия (5-10 чел.) формируется  выборным органом местного самоуправления не позднее, чем за 40 дней до дня проведения референдума.
  • решения комиссий по проведению референдума публикуются в печати и передаются другим СМИ.

Порядок голосования  на референдуме.

  • В 8 часов по местному времени в день проведения референдума председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет участок референдума открытым, опечатывает ящики для голосования, приглашает граждан приступить к голосованию.
  • Гражданин проставляет в списке граждан данные паспорта или заменяющего его документа.
  • Заполнение бюллетеня для голосования производится в специально оборудованном месте без постороннего присутствия. Заполненный бюллетень опускается в ящик для голосования. который находится в поле зрения членов комиссии и наблюдателей.
  • По истечении времени голосования  участковая комиссия подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени (их число заносится в протокол), проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках, вскрывает ящики.

Подведение  итогов.

Пожалуй, самой ответственной стадией  в проведении референдума и его  законодательном регулировании  является подведение итогов. Решение, поставленное на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

  • Участковая комиссия составляет  протокол об итогах голосования в 3-х экземплярах (1- в территориальную комиссию по проведению референдума; 2 – хранится до окончания работы участковой комиссии; 3 - представляется наблюдателям и СМИ).
  • Территориальные комиссии на основании протоколов участковых комиссий устанавливают и протоколируют  итоги голосования на соответствующих территориях. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в соответствующую комиссию субъекта РФ.
  • Комиссия субъекта составляет протокол об итогах голосования по соответствующему субъекту. Первый экземпляр протокола и сводная таблица направляются в Центральную комиссию референдума РФ.
  • Центральная комиссия на основании протоколов комиссий субъектов РФ не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет  его результаты.
  • Центральная комиссия признает  референдум  состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.
  • Постановлением Центральной комиссии референдума результаты голосования в отдельных субъектах могут быть признаны недействительными.
  • Принятое на референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию не позднее 3 дней после определения результатов референдума. Не позднее 2 месяцев после определения результатов Центральная комиссия публикует в СМИ общие итоги голосования.

Референдум – важный институт непосредственной демократии: закон, получивший поддержку населения в ходе голосования обладает такой же силой, как и принятый в обычном порядке.

Решение принятое на референдуме  является общеобязательным и не нуждается  в дополнительном утверждении.

В большинстве стран  воспрепятствовать проведению референдума может только Конституционный Суд.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как показала практика, в  период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма  демократии и непосредственного  участия населения в решении  глобальных социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране.

Т.о. можно сделать  вывод, что референдум в любой  стане будет политически и  идеологически эффективен с точки  зрения интересов прогрессивных  социальных сил и классов лишь в том случае, «…если он по природе своей как весьма важный демократический институт будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет  увлечено и  дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями…», и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: Официальное издание. М.: Юридит. лит., 1997.
  2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
  3. Васильев В. И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. - М.: БЕК, 1995.
  4. Водовозов В. В. Избирательное право в Европе и России. - СПб., 1906.
  5. Гессен В. М. Основы конституционного права. - Пг., 1918.
  6. Гессен В. М. Теория конституционного права. - СПб., 1914.
  7. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. - Ростов н./Д.: Феникс,  2004. - 864с.
  8. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995-2000). В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.Ю. Вельяшев. - М: Издательство НОРМА, 2001.-1104с
  9. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995-2000). В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. О.Ю. Вельяшев. - М: Издательство НОРМА, 2001. - 848с.
  10. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы. - М:

     Юриспруденция, 2001.-176с.

  1. Постников А. Е. Избирательное право России. - М.: ИНФРА-М-НОРМА,    1996.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999.
  3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. Редактор – доктор юридических наук А.В. Иванченко. – М.: Издательство НОРМА, 1999.
  4. Туманова Л.В. Проект нового ГПК РФ о рассмотрении избирательных споров // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 13-17.

 




Информация о работе Избирательные споры