Изменение государственного строя России в феврале – сентябре 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

К началу 1917 года недовольство властью и ее носителями стало в России почти всеобщим. Тянувшаяся два с половиной года война, стоившая стране неисчислимых жертв и принесшая пока одни лишь поражения, прогрессирующий развал транспорта, создававший трудности со снабжением, невероятный рост дороговизны, - все это вызвало растущее утомление и озлобленность против режима. При этом высшие круги общества были настроены и против самодержавного государства, и лично против императора гораздо резче, чем масса населения. Влияние "придворной камарильи" было несравненно заметнее для петербургской аристократии, думских верхов и столичной интеллигенции, чем для миллионов рядовых солдат-фронтовиков или крестьян отдаленных тыловых губерний.

Содержание работы

Введение
Изменения в государственном строе в период Февральской буржуазной революции
Местные и центральные органы власти
Двоевластие
Изменение деятельности политических партий
Законодательная политика Временного правительства
Формирование советской правовой системы. Кодификация законодательства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Юрин ИГиПР.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Со своей стороны Дума была готова пойти на уступки. Она продолжала опасаться реакции со стороны Николая II и еще сильнее "военной диктатуры" Совета. Действительно, восставшие солдаты только что по собственной инициативе добились принятия Советом Приказа № 1. Этот документ давал солдатам вне службы равные со всеми гражданские и политические права, аннулировал в воинском уставе все, что можно было счесть злоупотреблением властью. Он ввел избрание на уровне рот, батальонов и полков комитетов представителей рядовых солдат, подчинил части столичного гарнизона политической власти Совета и провозгласил, что решения Думы подлежат исполнению только в том случае, если не противоречат решениям Совета. Никакое оружие не должно было выдаваться офицерами. Приказ № 1 полностью сводил на нет попытки Думы подчинить себе солдат столичного гарнизона.5

Когда в ночь с 1 на 2 марта состоялась встреча руководителей Совета и Комитета, каждый лагерь переоценивал силы другого. Совет был уверен, что только Дума могла войти в контакт с генштабом и предотвратить всякую попытку контрреволюции. Члены же Комитета приписывали Совету такое влияние на революцию, каким он еще не обладал. Представители Совета (Суханов, Стеклов) сформулировали очень скромные требования (амнистия, политические свободы, созыв Учредительного собрания), ни одно из которых не было собственно социалистическим. Приятно удивленный такой позицией, Милюков только попросил от имени думского Комитета, чтобы правительство провозгласило, "что оно сформировано по соглашению с Советом", и чтобы этот текст, предназначенный узаконить в глазах общественного мнения смену правительства, был опубликован в "Известиях" рядом с прокламацией Совета, желательно на той же странице. Совет согласился и со второй просьбой Милюкова — чтобы никакое решение, касающееся характера будущего режима, не принималось до созыва Учредительного собрания. Оставалось только договориться относительно состава правительства: князь Львов — председатель Совета министров и министр внутренних дел, Милюков — министр иностранных дел, Гучков — военный министр, Терещенко — министр финансов, Шингарев — министр сельского хозяйства, Коновалов — министр торговли, Некрасов — министр путей сообщения. Чтобы придать кабинету некую революционность, думцы настояли на включении в него Чхеидзе и Керенского.

В достижении 1 марта компромисса между Государственной думой и Советом, несомненно, сыграла роль неуверенность относительно позиции Николая П и генерального штаба. Информированный за два дня до этого о серьезности положения, Николай II решил отправиться в Царское Село, приказав генералу Н. Иванову восстановить порядок в Петрограде. Но ни генерал, чьи войска отказались повиноваться, узнав, что весь столичный гарнизон перешел на сторону революции, ни царь, чей поезд железнодорожники направили в Псков, так и не достигли окрестностей Петрограда. В течение всего дня 1 марта царь находился в пути. Прибыв поздно вечером в штаб Северного фронта, он узнал о полной победе революции. Ночью Родзянко сообщил генералу Н.Рузскому, что отречение стало неизбежным. Династия могла еще быть спасена, если бы царь немедленно отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. С согласия великого князя Николая Николаевича верховный главнокомандующий предложил командующим фронтами направить царю телеграммы с рекомендацией отречься от престола, "чтобы отстоять независимость страны и сохранить династию". Получив от Рузского семь телеграмм, Николай уже не пытался сопротивляться. Из-за слабого здоровья сына Алексея Николай отрекся в пользу брата Михаила Александровича. 2 марта он передал текст отречения двум эмиссарам Думы - Гучкову и Шульгину, прибывшим в Псков. Но этот акт был запоздалым, и народ, узнав о планах правительства заменить Николая Михаилом, требовал провозглашение республики. Несмотря на усилия, предпринятые Милюковым для спасения династии, Михаил, которому князь Львов и Керенский объяснили, что не могут гарантировать его безопасность, в свою очередь отрекся от престола.

Сообщение сразу о двух отречениях от престола (3 марта) означало окончательную победу революции — столь же неожиданную, как и ее начало.

После отречений Николая и Михаила единственным законным органом центральной власти стало Временное правительство, пришедшее 2 марта на смену думскому Комитету. Создание Временного правительства явилось тем компромиссом, к которому были вынуждены прибегнуть Временный комитет и Петроградский Совет. Первый олицетворял собой умеренные силы общества, которые одни только к этому времени являлись более или менее организованной силой. Второй представлял реальную, но совершенно не организованную силу толпы и поэтому мог диктовать условия Комитету, но был не в состоянии организовать управление государством. . В составе Временного правительства преобладали представители партии конституционных демократов (4 члена из 11), что в дальнейшем обусловило изменения во всех сферах жизни государства и общества в соответствии с программными установками кадетов. Председателем и одновременно министром внутренних дел стал глава всероссийской земской организации, монархист по убеждениям, князь Г.Е.Львов. Единственным представителем "революционной демократии" был министр юстиции эсер А.Ф.Керенский.

Состав и Декларация о задачах нового правительства, как известно, были оговорены на встрече представителей Комитета и Совета и лишь после этого были опубликованы. Taк правительство с самого первого дня своего существования стало заложником Совета. Оно состояло в основном из организаторов Прогрессивного блока 1915 г., центром которого стали шесть фракций Государственной думы, ее большинство – от прогрессистов и кадетов до группы центра и националистов-прогрессистов. Основным требованием Прогрессивного блока, как известно, было создание кабинета "общественного доверия". При этом кадеты и октябристы, входившие в блок, отказались ради своего союза с более умеренными течениями от своего довоенного требования ответственности правительства перед Думой.

По отношению к Временному правительству Советы представляли собой вторую власть. Петроградский Совет формально являлся городской общественной организацией и официально не претендовал на власть, но, объявив себя органом, представляющим "всю трудовую Россию", и получив поддержку масс, был реальной угрозой для правительства как института, действующего от имени народа и для народа. Состав Петросовета, возглавлявшийся меньшевиком Н.С.Чхеидзе, был в основном умеренным, эсеровско-меньшевистским. Большевиков в руководящем органе Совета было всего два. Такой состав Петросовета привел к складыванию некоторого двоевластия: Временное правительство обеспечило преемственность власти и де-факто было официальным высшим органом управления, в то же время Совет имел большое влияние на войска петроградского гарнизона и мог эту власть перехватить. Реальная сила Петроградского Совета не была, конечно, так велика, как могло бы показаться его лидерам. Он обладал бесспорным верховенством, но очень разросся — 850 рабочих и 2 тыс. солдатских депутатов; большую часть своих полномочий он передал Исполкому, где профессиональные политики, назначенные "по праву", вытеснили беспартийных активистов. За несколько недель по той же схеме в стране были избраны сотни Советов. В отличие от Советов 1905 г. огромное большинство Советов 1917г. были не чисто рабочими, а рабочими и солдатскими, даже чаще всего рабочими, солдатскими и крестьянскими. Нормы представительства порождали конфликты между различными группами.

Временное правительство объявило о своем намерении осенью 1917г. созвать Учредительное собрание, которое должно было решить все важнейшие вопросы, стоявшие перед российским обществом. До созыва такого собрание Временное правительство считало себя не в праве решать вопросы о форме государственного устройства и форме правления. Таким образом, можно сказать, что в период между двумя революциями 1917г. в России существовала переходная от монархии к республике форма правления. В марте 1917г. по указанию Временного правительства был образован орган, ответственный за разработку законодательства — Юридическое совещание. Совещание в свою очередь образовало комиссию, которой было поручено разработать проект российской конституции. В проекте предусматривалось существование президента и двухпалатного парламента. Республика, с учетом специфики российской государственности, предполагалась президентская.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изменение деятельности политических партий

К основным социально-политическим реалиям, формировавшим специфику развития партийной системы России после февраля 1917 г., можно отнести слияние войны и революции, переходность системы государственного  управления, фактическое двоевластие,  исторически  сложившуюся  конфликтность  политических  партий,  отсутствие  легитимного  общероссийского  представительного  учреждения как  поля  их  системной  деятельности и другие факторы.

С  самого  начала  формирования  новой  системы  государственного  управления  реальная власть либерального Временного правительства в значительной мере ограничивалась  возникшими  на  волне  либертарной  активности политизированных  масс  внесистемными  органами  народной  демократии  –  советами.  Данное  обстоятельство  делало политическую ситуацию крайне неустойчивой.

В связи с этим Временное правительство было вынуждено вступить в диалог с основным выразителем интересов мощной социалистической части партийного спектра страны – Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов (далее – Петроградский совет),  который  контролировал  и  координировал  систему советских  органов  и  опирался  на реальную  и организованную  вооруженную силу.  Без  его  поддержки нельзя  было всерьез рассчитывать на эффективную деятельность вновь формируемой исполнительной власти.

В свою очередь, Петроградский совет, с учетом идеологических установок контролировавших его эсеров и меньшевиков, пока не планировал прямого участия во власти, исходя из оценки буржуазной революции как незавершенной, и признавал на данном этапе ведущую роль либеральных партий. Но в контактах с легитимным органом переходной  власти  он  также  был  заинтересован  в  силу  необходимости  в  последующем  собственной легитимации и получения возможности легально влиять на государственную политику.  Данное  обстоятельство  непосредственным  образом  сказалось  на  существе  и  характере переговоров либералов с умеренными социалистами в вопросе о разделе власти.

Таким образом, в условиях Февральской революции именно партии превратились в основные институты формирующейся политической системы. Более того, впервые в истории России они стали основными субъектами ее формирования, обладающими реальной властью,  призванными выстроить эффективную систему государственного  управления и предложить решение существующих общественных проблем. На основании вышеизложенного можно сделать вывод об изменении характера партийной системы в России. Одни авторы представляют данное изменение как переход от периферийности к флуктуационности,  имея  в  виду  повышение  уровня  партийности  власти  и  степени  ее  подконтрольности политическим партиям. Другие, отмечая серьезные качественные и количественные  изменения  партийного  спектра,  говорят  о  переходе  от  поляризованной партийной системы к многопартийной системе с ограниченным плюрализмом.

В связи с этим к основным характеристикам партийного спектра России первых месяцев  Февральской  революции  следует  отнести  его  кардинальное  полевение, выразившееся  в  полном  исчезновении  традиционалистских  и  консервативных  партий,  а  также значительном  смещении  влево  основной  либеральной  партии  –  кадетов,  вынужденной учитывать сложившуюся общественно-политическую ситуацию. Кроме того, обозначились  дальнейшие  перспективы  роста  количественной составляющей социалистических партий, особенно радикальных. Некоторые авторы склонны связывать данную тенденцию  –  наряду с  радикализацией  общественных  настроений  –  с  переходом  в ряды  социалистических  партий  значительной  массы  членов  дореволюционных  крайне правых  организаций.  Объясняется  этот  процесс  сходством  некоторых  идеологических положений, в частности ориентацией и тех и других на радикальное перераспределение бщественной собственности и авторитарное государство. Следует  согласиться  с  С.В.  Леоновым,  что  после  февраля  1917  г.  диспропорциональность партийной системы царской России, связанная со слабым либеральным центром и мощным левым социалистическим флангом, сохранилась, что свидетельствует о преемственности дореволюционной и постреволюционной партийных систем.

Вместе  с  тем  данный  тезис  верен  лишь  применительно  к  первым  месяцам  Февральской революции. Переход в  системную политическую оппозицию  умеренных социалистов – эсеров и меньшевиков, их заинтересованность в диалоге с властью с целью реализации своей политической программы на платформе реформизма приводят к их смещению к центру политического спектра. Данное обстоятельство реально усилило партийный центр, так как эсеры и меньшевики являлись объективными выразителями основной массы населения страны – пролетариата и крестьянства, обладали разветвленной сетью партийных организаций и серьезным влиянием в неподконтрольных либералам Советах. Усиление  политического  центра  сразу же  вылилось  в  попытку  «...создания  общего  пространства «гражданского согласия» через формирование правительственных коалиций и отработку базисных принципов общественного устройства».

Кроме того, наметилась дальнейшая поляризация сил внутри социал-демократов и эсеров  и  тенденция  к  сближению  их  радикальных  течений  (большевики,  левые  эсеры). Так,  неудавшиеся  попытки  объединения  большевиков  и меньшевиков  привели  к  дальнейшему  их  обособлению  и  оформлению  двух  типов  политической  культуры,  характерными чертами которых, как справедливо отметил С. Тютюкин, «...являлись большевистская  конфронтационность  и  ультрарадикализм,  с  одной  стороны,  и  меньшевистская склонность к компромиссу – с другой».7

  1. Законодательная политика Временного правительства

Одним из основных законодательных актов, изданных Временным правительством является Декларация от 3 марта 1917 года. В декларации Временного правительства от 3 марта 1917 года были провозглашены гражданские свободы, распрстранённые и на военнослужащих, амнистия осужденным по политическим делам, отмена национальных и религиозных ограничений и некоторые другие нововведения. Одновременно был санкционирован арест Николая II, ряда высших чиновников и генералов. Для расследования их действий 4 марта учреждается Чрезвычайная следственная коммиссия.

По соглашению с Петроградским Советом была проведена радикальная демократизация армии. Она осуществлялась на основе приказа №1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 года по гарнизону Петроградского военного округа. Петросовет постановил во всех подразделениях, частях и на кораблях выбрать солдатские комитеты, избрать по одному представителю от рот в Совет рабочих депутатов, подчеркнул, что воинские части во всех своих политических выступлениях подчиняются Совету и своим комитетам, а все приказы военной комиссии Государственной думы подлежали исполнению лишь в том случае, если они не противоречили приказам и постановлениям Совета. От солдат требовалось в строю и при "отправлении служебных обязанностей" соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, а вне службы и строя они не могли быть "умалены в тех правах, коими пользуются все граждане". Приказ №1 отменял титулование офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, находившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов. Один из членов Петросовета И.Гольденберг впоследствии признал, что приказ №1 "не ошибка, а необходимость", так как "мы поняли, что если не раздавить старую армию, то она раздавит революцию". Несмотря на то что действие приказа распространялось только на войска Петроградского гарнизона, он получил повсеместное распространение в действующей армии и в тылу, вызвав разложение войск и падение их боеспособности. В армии были упразднены военно-полевые суды, введён институт комиссаров для контроля за деятельностью офицеров, уволено в резерв около 150 высших чинов, в том числе 70 начальников дивизий. Указом от 12 марта правительство отменило смертную казнь, восстановив её 12 июля, а также учредило военно-революционные суды. Основные права военнослужащих были изложены в приказе военного и морского министра А.Ф. Керенского от 9 мая о введении в действие Декларации прав солдата Временного правительства. В приказе отмечалось, что все военнослужащие пользуются всеми правами граждан, имеют право быть членами политических, национальных, религиозных, экономических и профсоюзных организаций, отменяются обязательное отдание чести, телесные наказания и прочее.

Информация о работе Изменение государственного строя России в феврале – сентябре 1917 года