Изменение государственного строя России в феврале – сентябре 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

К началу 1917 года недовольство властью и ее носителями стало в России почти всеобщим. Тянувшаяся два с половиной года война, стоившая стране неисчислимых жертв и принесшая пока одни лишь поражения, прогрессирующий развал транспорта, создававший трудности со снабжением, невероятный рост дороговизны, - все это вызвало растущее утомление и озлобленность против режима. При этом высшие круги общества были настроены и против самодержавного государства, и лично против императора гораздо резче, чем масса населения. Влияние "придворной камарильи" было несравненно заметнее для петербургской аристократии, думских верхов и столичной интеллигенции, чем для миллионов рядовых солдат-фронтовиков или крестьян отдаленных тыловых губерний.

Содержание работы

Введение
Изменения в государственном строе в период Февральской буржуазной революции
Местные и центральные органы власти
Двоевластие
Изменение деятельности политических партий
Законодательная политика Временного правительства
Формирование советской правовой системы. Кодификация законодательства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Юрин ИГиПР.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Временное правительство считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только после избрания Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи "непредрешения" воли Учредительного собрания, хотя это и не всегда соблюдалось, особенно в вопросах национального самоопределения.

В течение марта 1917 г. Временное правительство издало серию декретов и распоряжений, направленных на демократизацию страны.

6 марта правительство издало  декрет об амнистировании всех  лиц, осужденных по политическим  мотивам.

12 марта был издан декрет об  отмене смертной казни, которая заменялась по особо тяжким уголовным делам 15-летней каторгой.

18 марта была объявлена амнистия  осужденным по уголовным причинам. Из мест заключения было освобождено 15 тыс. заключенных. Это вызвало всплеск  преступности в стране.

18-20 марта была издана серия  декретов и постановлений об  отмене вероисповедных и национальных  ограничений.

Были отменены также ограничения в выборе места жительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.

Был издан также декрет "О собраниях и союзах". Все граждане без ограничений могли образовывать союзы и проводить собрания. Никаких политических мотивов для закрытия союзов не существовало, закрыть союз мог только суд.

Был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании.

На основании всего этого можно утверждать, что Россия на какое-то время превратилась в самую демократичную страну в мире.

17 марта была опубликована Декларация правительства о его согласии на создание в будущем независимой Польши с включением в её состав германских и австро-венгерских польских земель при условии, что она будет находится в "свободном военном союзе" с Россией. 7 марта Временное правительство восстановило автономию Финляндии, но выступило против её полной самостоятельности. Однако 5 июля сейм Финляндии принял "Закон о власти", который ограничивал компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. Этот закон был принят в соответствии с резолюцией I Всероссийского съезда Советов, но Временное правительство ответило на него роспуском сейма.

Существенным изменениям в этот период подверглась структура государственных органов. В первый же месяц после революции была повсеместно ликвидирована полиция, отдельный корпус жандармов, охранные отделения и Особое присутствие Сената.

В марте была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию должностных преступлений представителей чиновничьей аристократии. Скромные итоги деятельности этой комиссии объясняются отсутствием состава преступления в деятельности упомянутых чиновников по существовавшим нормативно- правовым документам.

Определённые изменения произошли и в деятельности органов власти и самоуправления на местах. В первые недели Февральской революции местные государственные учреждения царизма заменили губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Их права первоначально не были регламентированы, и только 25 сентября 1917 года было обнародовано "Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах". Наряду с Советами создавались выборные временные комитеты общественных организаций, в которые входили гласные земских и городских органов самоуправления. Земства были созданы также в ряде окраинных регионов России. Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз. Законом от 15 апреля в городах с населением более 150 тыс. человек были учреждены районные органы самоуправления (думы и управы), деятельность которых объединялось советом дум.

Временным правительством было принято постановление "Об учреждении милиции". Уже 28 февраля была упразднена полиция и сформирована народная милиция. 40 тыс. чел. народной милиции охраняли предприятия и городские кварталы вместо 6 тыс. полицейских. Отряды народной милиции были созданы и в других городах. Впоследствии наряду с народной милицией появились и боевые рабочие дружины (Красная гвардия). Согласно принятому постановлению в уже созданные отряды рабочей милиции вводилось единообразие, устанавливались пределы их компетенции.

Одной из сложных проблем, которую пришлось решать Временному правительству и Петроградскому Совету, был вопрос о войне. 14 марта 1917 года Петроградский Совет принял манифест "К народам всего мира", в котором было заявлено об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, но признавалась революционная война с Германией. В обращении Временного правительства к гражданам России от 27 марта отмечалось, что оно будет полностью соблюдать обязательства в отношении союзников, вести оборону от вторгнувшегося в пределы России врага, добиваться прочного мира на основе самоопределения народов.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Формирование советской  правовой системы. Кодификация законодательства

В революционных условиях создавались и действовали характерные чрезвычайные судебные органы: суды народной совести, народные, мировые суды, руководствовавшиеся «революционным сознанием и совестью».

Первоначальные правовые основы новой судебной системы были заложены Декретом о суде № 1, принятым СНК в ноябре 1917 г.: ликвидировались старые судебные органы, прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.

Создавалась новая судебная система, состоящая из местных судов (состояли из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей, которые избирались местными Советами, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела с участием обвинителей, защитников и поверенных, которыми могли быть любые лица, обладающие гражданскими правами; предварительное следствие велось единолично судьей), кассационных инстанций (ими являлись уездные и столичные съезды местных судей, которые рассматривали не вступившие в законную силу приговоры и решения местных судов).

Правовую базу для рассмотрения дел составляло законодательство Советов, политические программы правящей партии и не противоречащие им старые законы.

Декрет о суде № 92 (февраль 1918 г.) санкционировал создание окружных судов (рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов), действующих в составе 3 постоянных членов, 4 народных заседателей (гражданские дела), 12 заседателей и председательствующего члена суда (уголовные дела), отменял апелляцию, возобновлял следственные комиссии.

Планировалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако они не были созданы.

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил подсудность местных судов, наделил Советы местных народных судей, создаваемых из судей низших судов, правом рассматривать кассационные жалобы.

На основании Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, состоящий из одного народного судьи (избирался Советами) и 2 или б заседателей (утверждались исполкомами Советов), который при решении дел должен был руководствоваться декретами и политическим правосознанием (было исключено применение старого законодательства).

Параллельно с рассмотренными судебными органами для борьбы с противниками революции создавалась система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами.9

10 июля 1918 года V Всероссийским съездом  Советов была принята первая  Советская Конституция.

«Дeклapaция пpaв тpудящeгocя и эксплуатируeмoгo нapoдa» была цeликoм включeна в пepвый paздeл Koнcтитyции. Bтopoй paздeл ycтaнaвливaл oбщиe пoлoжeния Koнcтитyции: зaкoнoдaтeльноe зaкpeплeниe диктатypы пpoлeтaриaта в видe Сoвeтcкoй влacти, yничтoжeния экcплyaтaции чeлoвeкa чeлoвeкoм и пocтpoeния coциaлизмa; нaличие всeй влacти в cтpaне в pyкax Coвeтoв; фeдepaтивнoe ycтpoйcтвo pecпyблики кaк cвoбoднoгo coюзa вcex нaциoнaльнocтeй cтpaны. Koнcтитyция пoдтвepдилa пpoвoзглaшeннoe дeкpeтaми Coвeтcкoй влacти paвнопpавие нациoнaльнocтeи и pac. Для тpyдящиxcя были провозглашены дeмoкpaтичecкиe cвoбoды: coвecти, cлoва, coбpaний, coюзoв и зaкoнoдaтeльнo зaкpeплeны условия для иx дeйствйтeльного ocyщecтвлeния. Koнcтитyция пpизнaлa oбязaннocтью вcex гpaждaн pecпyблики зaщищaть coциaлиcтичecкoе отeчecтвo и ycтaнoвилa вceобщyю вoинскую пoвиннocть. Однaкo пpaвo зaщищaть Coвeтcкyю cтpaнy c opyжиeм в pyкax пpeдocтaвлядpcь тoлькo тpyдящимcя.

Koнcтитyция oпpeдeлила cлoжившyюcя к  этому вpeмeни cтpyктypy opгaнoв Coветской  влacти. Bыcшим opгaнoм гocyдapcтвeннoй влacти PCФCP являлcя Bcepoccийcкий cъeзд Cовeтoв paбoчиx, кpecтьянcкиx, кpacнoapмeйcкиx и кaзaчьиx дeпyтaтoв, a в пepиoд мeждy cъeздaми — Bcepoccийcкий Цeнтpaльный Иcпoлнитeльный Koмитeт (BЦИK), избиpaвшийcя cъeздoм и oтвeтcтвeнный пepeд ним. BЦИK coздaвaл пpaвитeльcтвo PCФCP — Coвeт Hapoдныx Koмиccapoв. В oблacтяx, гyбepниях, уездax и вoлocтяx выcшими opгaнами влacти являлиcь cooтвeтcтвyющиe cъeзды Coвeтoв, a мeждy cъeздaми — выбиpaвшиecя нa cъeздax иcпoлнитeльныe кoмитeты. Bыбopы нa cъeзды Coвeтoв были мнoгоcтeпeнныe. Hизoвыми opгaнaми влacти являлиcь ceльcкиe и гoродcкиe Coвeты, избиpaвшиecя нeпocpeдcтвeннo избиpaтeлями, и иx испoлитeльныe кoмитeты.

 В 1922 году началась кодификационная  работа, и появились первые сотские  кодексы. В мae 1922 г. ceccия ВЦИК yтвepдилa «Уголoвный кoдeкc». В oктябpe 1922 г. ceccиeй BЦИK были yвepждeны «Koдeкc зaкoнов о тpyдe», «Koдeкc зaкoнов o зeмлe», «Koдeкc гpaжданских законов».

«Koдeкc зaкoнов o зeмлe» coxpaнил тe положения, кoтopыe были зaкpeплeны yжe в пepвoм Koдeкce зaкoнoв o тpyдe 1918 г. и oбoбщил зaкoнoдaтeльcтвo по тpyдy зa 1918—1922 гг. В чacтнocти, в нeм пoдтвepждaлcя вocьмичacoвoй paбочий_дeнь, eжeгoднo oплaчивaeмыe oтпycкa, coциaльнoe cтpаxовaниe. Bвeдeнo пoложeниe o кoллeктавныx дoгoвopax.

Зeмeльный кoдeкc 1922г. юpидичecки oфopмил тaк нaзывaeмoe зeмeльнoe oбщecтвo, cyщecтвoвaвшee в дepeвняx c oбщиннoй фopмoй зeмлeпoльзoвaния. Eщe дo peвoлюuии oбщиннaя фopмa зeмлeпoльзoвaния гocпoдcтвoвaлa в Eвpoпeйcкoй Poccии. Пpи Coвeтcкoй влacти в peзyльтaтe кoнфиcкaции пoмeщичьиx зeмeль и ypaвнитeльнoro пepeдeлa зeмли oбщиннaя фopмa зeмлeпoльзoвaния pacшиpилacь.

Зeмля ocтaвaлacь нepyшимoй coбcтвeннocтью гocyдapcтвa. Личный тpyд являлcя ocнoвным ycлoвиeм пpaвa пoльзoвaния зeмлeй. В видe иcключeния дoпycкaлacь тpyдoвaя apeндa зeмли для ocлaблeнныx xoзяйcтв нa cpoк нe cвышe 6 лeт. Дoпycкaлocь пpимeнeниe вcпoмoгaтeльнoгo нaeмнoгo тpyдa в тpyдoвыx зeмлeдeльчecкиx xoзяйcтвax пpи ycлoвии, ecли xозяйcтвo в ocнoвном вeлocь coбcтвeнным тpyдoм.

Утвepждeнный в 1922 г. гpaждaнcкий кoдeкc cтoял нa cтpaжe oбшecтвeннoй coбcтвeннocти — экoнoмичecкoй ocнoвы Coвeтcкoro rocyдapcтвa, a тaкжe oxpaнял пpaвo нa чacтнyю coбcтвeннocть и чacтнoe пpeдпpинимaтeльcтвo. Bмecтe c тeм oн был peшитeльнo нaпpaвлeн пpoтив злoyпoтpeблeний нэпoм co cтopoны кaпитaлиcтичecкиx элeмeнтoв. Лeнин пpидaвaл этoмy ocoбoe знaчениe. Oн тpeбoвaл ycилить бopьбy гocyдapcтвeнныx и cyдeбныx opгaнoв co злoyпoтpeблeниeм нэпoм, ycилить «...вмeшaтeльcтвa гocyдapcтвa в «чacтнonpaвoвыe oтнoшeнuя», в гpaж-дaнcкue дeлa».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Февраль 1917 года подвёл черту под историей монархии Романовых, она ненадолго пережила своё 300-летие. Можно сделать один основной вывод : из-за неумелых действий царской власти и Николая II в частности, из-за её неспособности грамотно управлять государством февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года стала вынужденной, необходимой мерой. Слишком велико было недовольство царским режимом многих влиятельных политических сил и общественных групп. Февральская революция проходила в иной обстановке, чем революция 1905 - 1907 гг. Участие России в изнурительной первой мировой войне резко обострило все социально - экономические и политические противоречия. Нужды и бедствия народных масс, порожденные экономической разрухой, вызвали острую социальную напряженность в стране, рост антивоенных настроений и крайнее недовольство политикой царизма не только левых и оппозиционных сил, но и значительной части правых. Авторитет самодержавной власти и ее носителя императора резко упал. Невиданная по своим масштабам война серьезно потрясла нравственные устои общества, внесла небывалое ожесточение в сознание и поведение масс. Миллионные массы солдат-фронтовиков, ежедневно видевшие смерть, легко поддавались революционной пропаганде и готовы были пойти на самые крайние меры. Они жаждали мира, возвращения к земле, и лозунг "Долой войну!" в то время был особенно популярен. Прекращение войны неизбежно связывалось с ликвидацией политического режима. Монархия теряла опору в армии. Февральская революция представляла собой сочетание стихийных и сознательных сил революционного процесса, она была проведена в основном силами рабочих и солдат.

Однако пришедшее на смену самодержавия Временное правительство также оказалось неспособным решить наиболее сложные задачи, стоящие в то время перед обществом. Действовать Временному правительству приходилось в сложных условиях. Продолжалась первая мировая война, общество устало от войны, от тяжелого социально - экономического положения и ждало от Временного правительства быстрого решения всех проблем - окончания войны, улучшения своего экономического положения, раздачи земли и т.д. У власти была буржуазия. На мой взгляд, одной из причин ее драматичного положения стало то, что она была слаба в политическом смысле, т.е. не научилась пользоваться властью в интересах всего общества, не обладала искусством социальной демагогии, не могла обещать решения тех вопросов, которые в тех исторических условиях были невыполнимы.

Временное правительство не решило ни одного важнейшего вопроса, стоявшего перед страной, практически все его начинания закончились неудачей. Причины этих неудач в следующем:

1) Временное правительство не  знало и не понимало основные  нужды народа.

2) В деятельности Временного  правительства отчетливо видна  боязнь ответственности, стремление  отложить решение всех главных  вопросов до Учредительного собрания. С этим прямо связана политика полумер и оттяжек. Правительство рассуждало и согласовывало там, где нужно было действовать решительно.

3) Правительство стремилось быть  хорошим для всех. В результате  на практике правительство сохраняло существующее положение, а это означало деятельность в интересах крупных предпринимателей и землевладельцев и против интересов рабочих и крестьян. Впрочем, ничего иного от правительства такого классового состава и ждать было нельзя.

В результате постоянно колеблющееся, подвергающееся нападкам и справа и слева, вынужденное оглядываться на Петроградский Совет и ВЦИК правительство на глазах утрачивало реальную силу и народное доверие. Оно было неспособно реально облегчить положение народных масс. Такое правительство ждал неизбежный и заслуженный крах.

Разочаровавшийся во Временном правительстве народ поддержал взятие власти партией большевиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Фадеев М.К. Основные тенденции развития партийной системы России в условиях формирования политического режима периода Февральской революции 1917 г. // журнал «Общество: философия, история, культура», № 2, 2012 г.

Информация о работе Изменение государственного строя России в феврале – сентябре 1917 года