Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:29, курсовая работа
Описание работы
Целью нашей работы является, по возможности, полное рассмотрение понятия эксплуататорского государства. Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы: 1) Изучение понятия «эксплуататорское государство. 2) Выделение основных черт.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ГОСУДАРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 4 1.1 Понятие государства и признаки государства 4 1.2 Классификация государства 7 1.3 Функции государства 11 1.4 Сущность государства 13 2. ЭКСПЛУАТАТОРСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 17 2.1 Определение эксплуататорского государства в науке 17 2.2 Рабовладельческое государство 17 2.3 Феодальное государство 22 2.4 Буржуазное государство 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
В многовековой истории человечества
существовало, сменяя друг друга, большое
количество разнообразных типов государств.
Более конкретно мы хотим рассмотреть
эксплуататорское государство.
В современных условиях защита
прав человека становится одной из условий
общественного прогресса, в основу которых
положен приоритет общечеловеческих ценностей.
Тема «Эксплуататорское (классовое)
государство: понятие, основные черты,
виды» подвергалась изучению в работах
Малько А.В., Марченко В.М., Матузова И.И.
Однако данные исследования
носили фрагментарный характер, были посвящены
решению частных вопросов, поэтому давно
назрела необходимость целостного рассмотрения
проблемы эксплуататорского государства.
Целью нашей работы является,
по возможности, полное рассмотрение понятия
эксплуататорского государства.
Исходя из этой цели, можно выделить
несколько конкретных задач этой работы:
Изучение понятия «эксплуататорское государство.
Выделение основных черт.
Описание типов эксплуататорского
государства и их функций. Именно при анализе
функций выявляется сущность государства.
Под функциями государства
понимаются основные направления его
деятельности. Эти направления делятся
на внутренние, то есть осуществляемые
в пределах территории данного государства,
и внешние, – осуществляемые за пределами
его территории.
Исходя из этого, именно целостное
исследование эксплуататорского государства
является новизной моей работы.
1. Современное
понимание государства в отечественной
науке
1.1 Понятие государства
и признаки государства
В политико-юридической литературе
существует множество дефиниций понятия
«государство». Его определяют и как «общественный
союз свободных людей с принудительно
установленным мирным порядком посредством
предоставления исключительного права
принуждения только органам государства»
(Н. Коркунов); и как «естественно возникшую
организацию властвования, предназначенную
для охраны определенного правопорядка»
(Л. Гумплович); и как «союз членов социальных
групп, основанный на общечеловеческом
принципе справедливости, под соответствующей
ему верховной властью» (Л. Тихомиров);
и как «союз людей, властвующий самостоятельно
и исключительно в пределах определенной
территории» (Е. Трубецкой); и как «союз
людей, организованный на началах права,
объединенный господством над единой
территорией и подчинением единой власти»
(И. Ильин).1 Таким образом, общим во всех
данных определениях выступает то, что
названные ученые включали в качестве
специфических видовых отличий государства
такие его важнейшие характеристики, как
народ, публичную власть и территорию.
По большому счету они понимали под государством
соединение людей под одной властью и
в пределах одной территории. В принципе
это верный подход. Необходимо только
помнить, что далеко не любое государство
и далеко не всегда в своей политике воплощает
волю (интересы) всего народа, большинства
граждан. Как правило, бывает наоборот.
Оно обеспечивает интересы преимущественно
лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей
и т.п., что важно учитывать при рассмотрении
сущности данного конкретного государства.
Государство –– это выделившаяся из общества
и обусловленная его социально-экономическим
укладом, традициями, культурой политическая
организация суверенной публичной власти.
Возникнув как продукт эмпирической (опытной)
социальной жизнедеятельности, государство
не совпадает с обществом и выступает
по отношению к нему управляющей системой.
Эта система имеет собственную внутреннюю
логику развития, четкую структурную организацию
(которая оттачивалась на протяжении тысячелетий),
специфический механизм взаимодействия
структурных элементов. Таким образом,
государство - самодостаточная система,
обладающая собственной природой, сущностью,
формой (И.Ф. Ракитская).2
Государство характеризуют
следующие признаки, отличающие его как
от догосударственных, так и негосударственных
организаций:
Наличие публичной власти, выделенной
из общества и не совпадающей с населением
страны (государство обязательно обладает
аппаратом управления, принуждения, правосудия,
ибо публичная власть - это чиновники,
армия, полиция, суды, а также тюрьмы и
другие учреждения);
Система налогов, податей, займов
(выступая основной доходной частью бюджета
любого государства, они необходимы для
проведения определенной политики и содержания
государственного аппарата, людей, не
производящих материальных ценностей
и занятых только управленческой деятельностью);
Территориальное деление населения;
Право (государство не может
существовать без права, так как последнее
юридически оформляет государственную
власть и тем самым делает ее легитимной,
определяет юридические рамки и формы
осуществления функций государства и
т.п.);
Монополия на правотворчество
(издает законы, подзаконные акты, создает
юридические прецеденты, санкционирует
обычаи, трансформируя их в юридические
правила поведения);
Монополия на легальное применение
силы, физического принуждения (возможность
лишить граждан высших ценностей, каковыми
являются жизнь и свобода, определяет
особую действенность государственной
власти);
Устойчивые правовые связи
с населением, проживающим на его территории
(гражданство, подданство);
Обладание определенными материальными
средствами для проведения своей политики
(государственная собственность, бюджет,
валюта и т.п.);
Монополия на официальное представительство
всего общества (никакая иная структура
не вправе представлять всю страну);
Суверенитет (присущее государству
верховенство на своей территории и независимость
в международных отношениях). В обществе
власть может существовать в разных видах:
партийная, семейная, религиозная и т.п.
Однако властью, решения которой обязательны
для всех граждан, организаций и учреждений,
обладает лишь государство, которое осуществляет
свою высшую власть в пределах собственных
границ. Верховенство государственной
власти означает:
ее безусловное распространение
на население и все социальные структуры
общества;
монопольную возможность применения
таких средств воздействия (принуждения,
силовых методов, вплоть до смертной казни),
которыми не располагают другие субъекты
политики;
осуществление властных полномочий
в специфических формах, прежде всего
юридических (правотворческой, правоприменительной
и правоохранительной);
прерогативу государства отменять,
признавать юридически ничтожными акты
других субъектов политики, если они не
соответствуют установлениям государства.
Государственный суверенитет
включает такие основополагающие принципы,
как единство и неделимость территории,
неприкосновенность территориальных
границ и невмешательство во внутренние
дела. Если какое бы то ни было иностранное
государство или внешняя сила нарушает
границы данного государства или заставляет
его принять то или иное решение, не отвечающее
национальным интересам его народа, то
говорят о нарушении его суверенитета.
А это явный признак слабости данного
государства и его неспособности обеспечить
собственный суверенитет и национально-государственные
интересы. Понятие «суверенитет» имеет
для государства такое же значение, что
и понятие «права и свободы» для человека;
Наличие государственных символов
–– герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д. (А.Ф. Черданцев).3
Исходя из вышесказанного, Поэтому,
по нашему мнению, государство –– это
организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных
классовых, общечеловеческих, религиозных,
национальных и других интересов в пределах
определенной территории.
1.2 Классификация
государства
Типология есть учение о типах
– больших группах (классах) тех или иных
объектов, обладающих набором общих, характерных
для каждого типа признаков. Типология
государства –– это его классификация,
предназначенная для разделения всех
прошлых и настоящих государств на такие
группы, которые дали бы возможность раскрыть
их социальную сущность.4
Типология государства проводится
в основном с позиции двух подходов: формационном
и цивилизационном.
Главным критерием первого
подхода выступают социально-экономические
признаки (общественно-экономическая
формация). В его основе лежит учение об
общественно-экономической формации,
которая включает в себя тип производственных
отношений (базис) и соответствующий ему
тип надстройки (государство, право и т.п.).
Именно базис (тип производственных отношений)
является, по мнению представителей формационного
подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина
и других), решающим фактором общественного
развития, который детерминирует и соответствующий
тип надстроечных элементов: государство
и право. В зависимости от типов экономического
базиса выделяют следующие типы государства:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный,
социалистический.
Рабовладельческое государство
есть орудие поддержания власти рабовладельцев
над рабами, которые были собственностью
свободных граждан. Раб не имел никаких
прав и фактически представлял собой говорящее
орудие труда.
Феодальное государство ––
это диктатура класса феодалов, земельных
собственников, присваивающих безвозмездный
труд крестьян. Крестьяне находились в
полурабской зависимости от помещиков.
Буржуазное государство представляет
собой диктатуру буржуазии, в котором
сословное неравенство заменяется социальным.
Рабочий юридически свободен, но, лишенный
средств производства, он вынужден продавать
свою рабочую силу капиталисту. Данное
государство проходит различные стадии
развития: капиталистическое, монополистическое,
индустриальное, постиндустриальное государство.
Социалистическое государство,
по мнению представителей формационного
подхода, как государство высшего типа
есть отмирающее государство, базирующееся
на общественной собственности на средства
производства и имеющее широкую социальную
базу.
Первые три типа охватываются
родовым понятием «эксплуататорское государство».
Сущность данного государства состоит
в господстве, подавлении и эксплуатации
одного класса другим.
Социалистическое же государство
–– антиэксплуататорское по своей природе
– считается «полугосударством» или «государством
не в собственном смысле слова». Это исторически
последний тип государства, который, по
мнению К. Маркса, постепенно "засыпает"
и в конечном итоге «отомрет», выполнив
свою задачу построения бесклассового
коммунистического общества.5
Достоинства формационной типологии:
Продуктивна сама идея деления
государства на основе социально-экономических
факторов, которые действительно весьма
существенно влияют на общество;
Она показывает поэтапность,
естественноисторический характер развития
государства. Источник развития государства
заключен, по мнению представителей данной
теории, в самом обществе, а не вне его.
Смена одного типа другим - процесс объективный,
естественноисторический, реализующийся
в результате революций. В этом процессе
каждый последующий тип государства должен
быть исторически более прогрессивным,
чем предыдущий.
Недостатки:
Она во многом однолинейна, характеризуется
излишней запрограммированностью, в то
время как история многовариантна и далеко
не всегда вписывается в начерченные для
нее схемы;
Недооцениваются духовные факторы
(религиозные, национальные, культурные
и т.п.), которые подчас могут весьма существенно
влиять на природу того или иного государства.
В основе цивилизационного
подхода лежат как раз духовные признаки
– культурные, религиозные, национальные,
психологические и пр. Представители:
английский историк А. Тойнби (XX в.), русский
социолог, проживающий в США, П. Сорокин,
немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М.
Вебер и другие. В частности, по мнению
А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое
и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, этнических, географических
и других признаков. В зависимости от них
выделяют следующие цивилизации: египетскую,
китайскую, западную, православную, арабскую,
мексиканскую, иранскую и т.п.
Каждая цивилизация придает
устойчивую общность всем государствам,
существующим в ее рамках. Цивилизационный
подход обосновывается идеей единства,
целостности современного мира, приоритетом
идеально-духовных факторов.
А. Тойнби обосновал теорию
круговорота сменяющих друг друга замкнутых
цивилизаций. Динамические изменения
(возникновение, рост, надлом и разложение)
в соответствии с этой теорией происходят
не в рамках мирового общественного процесса,
а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации
являются как бы ветвями дерева, сосуществующие
рядом друг с другом. Движущей силой круговорота
цивилизаций выступает творческая элита,
которая увлекает за собой инертное большинство.
Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном
совершенстве поколений людей.6
Достоинства цивилизационной
типологии:
Определены духовные факторы
как существенные в тех или иных конкретно-исторических
условиях (ведь не случайно выделяют религиозный
и национальный подходы к сущности государства);
В связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
Недостатки:
Недооцениваются социально-экономические
факторы, которые зачастую определяют
политику конкретной страны;
Выделяя большое количество
идеально-духовных факторов в качестве
признаков цивилизаций, авторы, по сути
дела (вольно или невольно), дали типологию
не столько государства, сколько общества.
Государство - только политическая часть
общества, которая имеет свою природу
и характеризуется собственными параметрами,
не совпадающими с критериями общества
как более широкого и объемного понятия.
В силу того факта, что типология
государства (как и любая иная типология)
является способом познания, формационный
и цивилизационный подходы не исключают,
а дополняют и углубляют друг друга, выступают
более надежными приемами понимания различных
типов государства с позиции не только
социально-экономических, но и духовно-культурных
факторов. Следовательно, данные подходы
могут и должны применяться и отдельно
друг от друга, и в комплексе.