Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:29, курсовая работа
Описание работы
Целью нашей работы является, по возможности, полное рассмотрение понятия эксплуататорского государства. Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы: 1) Изучение понятия «эксплуататорское государство. 2) Выделение основных черт.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ГОСУДАРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 4 1.1 Понятие государства и признаки государства 4 1.2 Классификация государства 7 1.3 Функции государства 11 1.4 Сущность государства 13 2. ЭКСПЛУАТАТОРСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 17 2.1 Определение эксплуататорского государства в науке 17 2.2 Рабовладельческое государство 17 2.3 Феодальное государство 22 2.4 Буржуазное государство 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Во-вторых, отличительной чертой
механизма рабовладельческого государства
является его эксплуататорский характер,
ибо все органы государственного аппарата
служили цели закрепления классового
неравенства и эксплуатации рабов, а также
неимущей части свободного населения.
В-третьих, механизм рабовладельческого
государства отличался простотой. Он не
был таким громоздким, как это свойственно,
например, механизму современного государства.
Применительно к рабовладельческому государству
можно выделить три ведомства: военное,
финансовое и общественных и сельскохозяйственных
работ. Несложность механизма рабовладельческого
государства объясняется тем, что соотношение
классовых сил было явно в пользу рабовладельцев,
несмотря на их относительную малочисленность
по отношению к количеству рабов. Кроме
того, простота механизма объяснялась
также и относительной однородностью
политических сил, стоящих у власти, отсутствием
различных группировок и подразделений,
что не вызывало потребности в многочисленных
органах, выражающих их интересы.
Механизму рабовладельческого
государства не были известны представительные
органы (парламент, муниципалитеты и т.
д.). Их отсутствие объясняется открыто
классовым характером диктатуры рабовладельцев.
Следует оговориться относительно такого
пережитка родового строя, как народные
собрания. Некоторое время они еще сохранялись,
хотя содержание их деятельности уже изменилось.
Они охватывали лишь свободное население,
причем только его мужскую часть. Как правило,
вопросы выносились не решением общества,
а по инициативе магистров. Постепенно
они были вытеснены органами собственно
государственного аппарата. Народного
представительства как такового эпоха
рабовладения не знала, там, где была демократия,
она была демократией лишь для малочисленного
слоя населения — рабовладельческой знати.
Анализируя отдельные части
механизма рабовладельческого государства,
отметим, что наибольшую роль играли вооруженные
силы, которые в первую очередь использовались
для подавления сопротивления трудящихся
масс, а также пополняли армию рабов военнопленными.
Господствующий класс всеми силами стремился
укрепить армию и сформировать общественное
мнение в пользу службы в ней. В Риме, например,
только служба в армии могла открыть дорогу
к карьере на политическом поприще. Огромное
значение имела воинская дисциплина, которая
поддерживалась суровыми мерами, особенно
в походе. Широко применялись телесные
наказания, вплоть до смертной казни. Немалую
роль играла заинтересованность солдат
в пополнении числа своих рабов и в увеличении
своих земельных владений.
С развитием рабовладельческого
государства совершенствовалась и армия.
Добровольцами пошли люмпен-пролетарии,
так как им стали платить жалованье и давать
полное снаряжение. Это, несомненно, повысило
боеспособность армии, освободив ее от
пережитков первобытного строя, обеспечив
рабовладельцев послушной наемной силой.
Другой не менее важной частью
механизма рабовладельческого государства
был чиновничий аппарат, который состоял
из различных учреждений, ведающих отдельными
областями управления. Должности в нем,
как уже отмечалось, занимали лишь имущие.
В Риме к органам административного аппарата
относились Сенат и магистратуры, в афинском
государстве — Совет пятисот. В Риме, например,
Сенат осуществлял и законодательную
и судебную власть. В магистратурах особое
значение имели должности претора, эдила,
квестора. Претор мог командовать войсками,
но главной его обязанностью была охрана
порядка в городе, уголовная и гражданская
юрисдикция, ставшая впоследствии основной
его деятельностью. Цензор ведал финансами,
а также производством общественных работ.
Появление эдилов и квесторов свидетельствует
о расширении бюрократического аппарата.
В их ведение входили: забота о продовольствии,
наблюдение за рынками, устройство общественных
игр, вопросы пополнения государственной
казны, ведение архивов и приходно-расходных
книг, распределение военной добычи.
Таким образом, основой рабовладельческого
государства являлась частная (персонифицированная)
собственность на средства производства,
включая рабов: раб - говорящий инструмент.
Признавалось юридическое (формальное)
равенство свободных, конечно, с поправками
«на должность» и социальное положение.
2.3 Феодальное государство
На основе феодальных производственных
отношений возникло много государств,
не известных предшествующей эпохе. Это
государства в Англии и Франции, Германии
и России, Чехии и Польше, скандинавских
странах, Японии и др.
Экономической основой феодального
государства выступала собственность
феодалов на землю и неполная собственность
на крепостных крестьян. Феодальная собственность
на землю служила основой социального
неравенства. Основными классами общества
были феодалы и крепостные крестьяне.
Вместе с тем существовали и другие социальные
группы: городские ремесленники, торговые
люди и др.
Классовая дифференциация феодального
общества сочеталась с делением на сословия.
На Руси, например, существовали такие
привилегированные сословия, как князья,
дворяне и духовенство. Сословия ремесленников,
купцов, мещан не имели тех привилегий,
которыми обладали высшие сословия. Самыми
бесправными были крепостные крестьяне,
которые принудительно прикреплялись
к земле. Право открыто закрепляло сословные
неравенство и привилегии. Через всю историю
феодального общества проходили крестьянские
восстания и войны.
Выполняя волю и интересы господствующего
класса феодалов, крепостническое государство
осуществляло ряд внутренних и внешних
функций. Внутренние функции состояли
в удержании крепостных крестьян в полной
зависимости и подчинении классу феодалов;
в закреплении и охране феодальной собственности
на землю и другие средства производства;
в идеологической обработке и духовном
подавлении трудящихся масс; в организации
и консолидации сил класса феодалов и
регулировании отношений внутри господствующего
класса; в создании наиболее благоприятных
условий для осуществления господства
и эксплуатации крепостных крестьян и
ремесленников и других слоев населения.
Внешние функции феодального
государства соответствовали внешнеполитическому
курсу господствующего класса, отражали
характер его активности на международной
арене, выступали как основные направления
деятельности феодального государства
во внешней среде. Эти функции состояли
в захвате и ограблении чужих территорий,
в установлении и поддержании торгово-экономических
связей с другими государствами, а также
в защите своей территории от нападение
извне. В более поздний период – на стадии
развитого феодализма государство направляло
основные свои усилия на закрепление сложившегося
способа производства, на охрану феодальной
частной собственности, на её приумножение
путем ограбления других народов, на создание
благоприятных условий для эксплуатации
ремесленников и крепостных крестьян.
И, наконец, в позднефеодальный период
– на стадии разложения феодализма и появления
зачатков капитализма, феодальное государство
использовало все находящиеся в его распоряжении
средства для задержания объективного
процесса распада существующего экономического
и социально-политического строя, для
сохранения феодального способа производства
и поддержания сложившейся системы эксплуатации.9
Внутренние и внешние функции
феодального государства осуществлялись
с помощью органов, составляющих государственный
механизм. Важнейшими составными частями
которого являлись армия, феодальные дружины,
полиция, жандармерия, военно-административный
и судебный аппарат. Характерной чертой
феодального государства было объедение
в одних руках земельной собственности
и политической власти, аппарата управления
хозяйством и отправления административных,
фискальных, полицейских и судебных функций.
Подводя итог, необходимо отметить,
что основа феодального государства -
частная собственность на средства производства,
включая феодальную собственность на
землю, но не работников (по общему правилу).
Жесткое разделение общества, в том числе
феодалов, на сословия и сословные группы
с четко выраженным юридическим неравенством.
2.4 Буржуазное государство
Буржуазное (капиталистическое)
государство. Этот тип государства оказался
самым жизнестойким, способным адаптироваться
к изменяющимся условиям. Экономическую
основу буржуазного государства на первых
этапах его развития составляла капиталистическая
частная собственность на средства производства.
В этом государстве все граждане равны
перед законом, но сохраняется экономическое
неравенство. Буржуазное общество долгое
время состояло из двух основных классов
— буржуазии и рабочих, отношения между
которыми претерпевали существенные изменения.
Буржуазное государство проходит в своем
развитии ряд этапов. Первый этап можно
назвать периодом становления и развития
капиталистического государства. В экономическом
плане это период свободной конкуренции
большого числа собственников. Государство
здесь не вмешивается в экономику. Экономическую
жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция.
Государство обеспечивало благоприятные
условия для развития капиталистических
общественных отношений. Классовая борьба
еще не достигла особой остроты. Второй
этап развития буржуазного государства
совпал с периодом монополистического
капитализма. Его можно назвать этапом
начала и углубления кризиса буржуазной
государственности (конец XIX в.— первая
половина XX в.). В экономике на данном этапе
происходят большие изменения. Мелкие
предприятия и фирмы для повышения конкуренции
объединяются, монополизируются различные
виды производства и распределения, возникают
мощные объединения — тресты, синдикаты,
корпорации и т. п.; усиливается эксплуатация
рабочего класса, платежеспособный спрос
населения отстает от производства товаров.
Следствием этого стали периодические
кризисы и депрессии, сопровождавшиеся
банкротством предприятий, ростом безработицы,
обострением классовой борьбы. Монополизация
и концентрация капитала привели к объединению
рабочего класса, который стал носителем
революционных марксистских идей.
На рубеже XIX и XX столетий буржуазное
государство все более превращается в
политический институт крупной монополистической
буржуазии, которая начинает отказываться
от демократии и законности. В ряде стран
это приводит к возникновению реакционных
политических режимов (фашистские режимы
в Германии и Италии). Во внутренней деятельности
буржуазных государств усиливается функция
борьбы с революционным рабочим движением,
во внешней — функция ведения войн за
захват чужих территорий и рынки сбыта.
Все это сопровождается ростом военно-бюрократического
государственного аппарата. Первые десятилетия
XX в.— это годы первой мировой войны, пролетарские
революции, распад колониальной системы,
тяжелые экономические кризисы и депрессии.
Перед буржуазным обществом и государством
неотвратимо встала жесткая альтернатива
— или саморазрушение под натиском острых
противоречий, или реформы и преобразования.10
Они выбрали второй путь. В 30-е
гг. нашего столетия буржуазное государство
вступило в третий (современный) этап своего
развития, который, по всей вероятности,
является переходным к более высокому
типу государства. Начало ему положил
«Новый курс» президента США Ф. Рузвельта,
но более масштабные изменения, совпавшие
с развернувшейся научно-технической
революцией, происходили после второй
мировой войны. На данном этапе существенно
меняется экономическая основа государства,
«чистая» частная собственность перестает
быть доминирующей. До 30% и более экономического
потенциала развитых стран превращается
в государственную собственность, быстрыми
темпами развивается собственность акционеров,
возникает кооперативная собственность.
Словом, экономика приобретает смешанный
характер. Многообразие видов и форм собственности
придает экономике больший динамизм, способность
приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой
структуре общества. Многие рабочие становятся
держателями акций и вместе с другими
слоями общества (научно-технической интеллигенцией
и др.) образуют «средний» класс— основной
стабилизатор общественных отношений.
Государство сохраняет буржуазно-классовые
черты, но делается более демократичным
и социальным. Многие его основные функции
вытекают из потребностей всего общества—экономическая,
социальная. Оно активно вмешивается в
экономику путем гибкого планирования,
размещения государственных заказов,
кредитования и т. п. Изменения, происходящие
в развитых капиталистических странах,
нашли свое отражение в различных теориях.
Значительное распространение, например,
получила теория государства всеобщего
благоденствия. Согласно этой теории на
рассматриваемом этапе капитализм в корне
изменился, он стал народным капитализмом,
а буржуазное государство полностью утратило
классовый характер, превратилось в орган
всеобщего благоденствия, делающий при
помощи государственно-правового регулирования
богатых беднее, а бедных — богаче. Данная
теория, несомненно, опирается на реальные
процессы, факты, но все-таки существенно
идеализирует буржуазное общество и государство.
Заключение
Исследование эксплуататорского
государства, потребовало изучения признаков,
характеристик, функций, а также характер
взаимоотношения между государством и
гражданином.
Также, исходя из опыта истории,
можно заметить тенденцию к постепенному
отмиранию эксплуататорской системы.
Эксплуататорская модель государства
на практике показывает свою несостоятельность
и часто неэффективность.
В действительности же, особенно в современное
время, «чистой воды» эксплуататорского
государства не встретишь. Поэтому попытки
осветить данный вопрос, провести такой
анализ, на наш взгляд, очень важны и полезны,
так как с практической стороны исследование
этой проблемы выглядит ещё более затруднительным.
Поэтому лишь при наличии достаточно хорошо
подготовленной теоретической базы, можно
переходить к каким-либо прикладным исследованиям,
дающим реальные оценки состояния того
или иного государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Быков А.А. Правоведение. М.: Издательство «НОРМА», 2003.- С.89
Кудрявцев В.Н. Основы теории
государства и права. М.: Новый юрист, 2005.-
С. 58
Учебное пособие по теории государства
и права / Под ред. В.В. Диаконова. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2001.- С. 202
Матузов Н.И. Малько А.В. Теория
государства и права. М.: Юрист, 2005.- С. 49-66
Ракитская И.Ф. Теория государства.
СПб., 1999.- С.32-35
Чиркин В.Е. Государствоведение.
М., 1999.-С. 59
Алексеев С. С. Теория права
М., 1994.-С.60
Комаров С. А. Общая теория государства
и права М., 1997.- С. 205
Общая теория права и государства
Учебник / Под ред. В В Лазарева М., 1999. С.
67
Шершеневич Г.Ф. Общая теория
права В 2т М., 1995. – С.34
Кашанина Т.В. Происхождение
государства и права М., 1999.- С.101
Сергеевич В. И. Лекции и исследования
по истории русского права СПб., 1887.- С.
13
Сырых В. М. Теория государства
и права / Отв ред. С. А. Чибиряев М., 1998.-
С. 56
Любашиц В.Я. , Мордовцев А.Ю.,
Мамычев А.Ю. Государственная власть: введение
в общую теорию / Под ред. А.В. Малько. Ростов
н/Д., 2003.- С. 45
Тихомиров Ю.А. Государственность:
крах или воскрешение//Государство и право.
1992.№9.- С 89