Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:59, реферат
Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства. Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Форма правления……………………………………………………………..6
2.1. Монархия…………………………………………………………….6
2.2. Республика…………………………………………………………...9
3. Форма государственного устройства……………………………………….13
3.1. Унитарное…………………………………………………………...14
3.2. Федеративное………………………………………………………..15
3.3. Конфедеративное…………………………………………………....16
4. Форма государственного (политического) режима………………………..17
4.1. Антидемократический режим……………………………………...17
4.2. Демократический режим…………………………………………....18
5. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима………………………..19
6. Заключение…………………………………………………………………….20
7. Список использованной литературы………………………………………...22
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики :
* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
* ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
* более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической
президентской республикой
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных
странах президентскую
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
Форма
государственного устройства - это
национальное и административно-
В отличии
от форм правления организация
Форма государственного устройства показывает:
*
из каких частей состоит
*
каково правовое положение
*
как строятся отношения между
центральными и местными
*
в какой государственной форме
выражаются интересы каждой
По
форме государственного устройства
все государства можно
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
3.1. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
Унитарное
государство - это единое цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
Унитарное государство
* унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
*
на территории унитарного
* составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
* унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
*
все внешние
* имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
3.2. ФЕДЕРАЦИЯ
Федерация
- представляет собой добровольное
объединение ранее
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория
федерации состоит из
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты
федерации имеют право
4. В
большинстве федерации
5. При
федеральном государственном
6. Основную
общегосударственную
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная
федерация характеризуется
3.3. КОНФЕДЕРАЦИЯ
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренни , так и во внешних делах.
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
* конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
* конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
* сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
* государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как
правило конфедеративные
4.ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА.
Форма государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.
Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
4.1. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.
Антидемократический режим - характеризуются следующими признаками :