Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 20:00, контрольная работа
Начнем с определения этнополитического конфликта. В.А. Тишков определяет его как "конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности" . [1] По мнению А. - Х.А. Султыгова, в отечественной этнологии, политической науке, этносоциологии принято отождествлять этнополитический конфликт с межэтническим (межнациональным, этнонациональным, этническим) конфликтом.
Введение……………………………………………………….1
1. Национальный вопрос и государственно-политические реалии в царской России………………………..5
2. Этнополитический процесс в советское время
3. Этнополитическая ситуация в современной России..22
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………….
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный
Высшая школа экономики
«Политические вызовы современности»
Реферат
по дисциплине
«Этнополитические процессы в современном мире»
на тему
«Этнополитические процессы в российской Федерации»
Выполнила студентка 1 курса,
Егорова А.И.
Проверил:
Профессор, доктор наук,
Кадырбаев А.С.
Москва
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….
1. Национальный вопрос и государственно-политические реалии в царской России………………………..5
2. Этнополитический процесс в советское время
3. Этнополитическая ситуация в современной России..22
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………….
Введение
Начнем с определения этнополитического конфликта. В.А. Тишков определяет его как "конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности" . [1] По мнению А. - Х.А. Султыгова, в отечественной этнологии, политической науке, этносоциологии принято отождествлять этнополитический конфликт с межэтническим (межнациональным, этнонациональным, этническим) конфликтом. Он определяет этнополитическим конфликтом "отдельную разновидность этнического конфликта либо стадию его развития, которая характеризуется столкновением между этносом, с одной стороны, и государством - с другой, по поводу предоставления ему права формирования органов государственной власти вплоть до получения (завоевания) полного суверенитета". [2]
Этнополитические конфликты
- общая черта мирового сообщества,
особенно начиная со второй половины
прошлого века. К сожалению, она стали
наиболее известной особенностью этнополитической
ситуации России в последнее десятилетие
XX века. После распада СССР на территории
России зафиксировано два длительных
вооруженных конфликта с
Россия изначально, со времен Киевской Руси, складывалась как полиэтническое сообщество с элементами федеративного управления, а в XII в. имела и признаки собственно федеративного образования. Формирование многонационального государства в России происходило несколькими путями.[3]
1. Национальный
вопрос и государственно-
Россия обрела свои естественные границы к концу XIX века, что признавалось международным сообществом и отражалось в международных договорах. К этому времени Российская империя охватывала одну шестую часть суши и была сопоставима по своим размерам с Великобританией.
Необходимо учитывать, что
Россия складывалась в многонациональную
державу под давлением
Предпринимавшиеся военные
акции не приводили к установлению
дискриминационных норм в отношениях
таких народов, а их главное предназначение
сводилось к стабилизирующим
ситуацию внешним российским государственным
ограничениям, с сохранением статуса
местного регионального самоуправления
и возможностей для
Однако в нем были и свои нетипичные проявления. К ним следует отнести, прежде всего, включение в состав России части Польши и Финляндии. Польша отошла к Российской империи после третьего раздела Речи Посполитой между союзниками (Австро-Венгрией и Пруссией) в 1795 г. Финляндия же входила в состав Швеции, не имея никакой самостоятельности, которую она вновь обрела, оказавшись в российских пределах после русско-шведской войны в 1809 г.
Присоединенные к России народы в отличие от практики других стран Запада и Востока не подвергались шовинистической унизительной дискриминации в системе управления. Для них она чаще всего имела не прямое, а косвенное предназначение, без посягательства на основные нормы этнического общественного быта, при соблюдении уважительного отношения к их обычаям и религиозным приверженностям. В сфере гражданских прав русская власть избегала резкой ломки, считаясь с правовыми навыками населения, и оставляла в действии на управляемой территории те правовые нормы и правила, которые сложились исторически: конституцию с сеймом в Великом княжестве Финляндском; кодекс Наполеона в царстве Польском; литовский статут в Полтавской и Черниговской губерниях; магдебургское право в Прибалтийском крае; местные законы на Кавказе, в Сибири, в Туркестанском крае и т. д.
Внутренняя самостоятельность инонациональных сообществ и внешние российские административные ограничения указывают на то, что в государственную систему России было заложено не подавление, а именно политический компромисс. Попытки выйти за его рамки и «создать однородную империю»[4] по типу западных, в наибольшей степени проявившиеся при последнем российском монархе Николае II в конце XIX в., вступали в противоречие со сложившейся практикой управления и вызвали этнополитическую напряженность на ряде окраин, а в некоторых случаях породили сепаратизм, ранее у тех же народов не наблюдавшийся.
Таким образом, для России были характерны как центростремительная, так и центробежная тенденции. С одной стороны, в России разные национальности были связаны общими интересами, сложившимися веками и вытекавшими из географического единства территорий, их взаимной экономической зависимости, что порождало центростремительную тенденцию. С другой стороны, в конце XIX - начале XX вв. стала проводиться политика насильственной русификации инородцев, которая стала ответом царского правительства на польское восстание 1863-1864 гг. и охватившая в основном западные территории империи, возмущавшая национальные чувства. Уже к концу XIX в. стало очевидным, что при первом толчке, которое переживет государство, национальная элита, пробудившаяся к национальному самосознанию, будет бороться против бюрократической централизации и русского национализма.
Отличие от других универсалистских образований мира состояло также в том, что инонациональная российская периферия из-за своего сопредельного расположения, и что самое важное, равноправного статуса, утрачивала постепенно признаки обособления и инородности, интегрируясь по мере формирования общегражданских связей в единое государственное пространство. Вместе с тем происходило геополитическое, цивилизационное и социально-экономическое срастание ее естественным путем с центральными собственно русскими областями. В меньшей степени таким процессом были охвачены те земли, которые прежде долгое время находились вне российской зависимости: Польша, Финляндия, Прибалтика, Западная Украина.
Другая направленность так и не преодоленного тяготения к Востоку, прослеживается на южной периферии, включенной в состав российского государства в разные периоды XVIII-XIX вв. Среди этих регионов особо выделяются территории расселения казахов, народов бывшего Туркестанского края и восточной оконечности Кавказа. Своеобразность этой разновидности тяготения заключается в том, что значительную роль в нем играет фактор единства веры, мусульманской религии, и только потом этнокультурная близость. Тот же фактор веры предопределял в этой зоне острых межконфессиональных противоречий и не менее устойчивую прорусскую ориентацию христианских народов (армян, грузин, осетин и т. д.). Сближение этих регионов с Россией во всех отношениях произошло намного глубже, так как для них она в свое время предоставила более сильную социально-экономическую и государственно-политическую перспективу развития, чем могли это сделать другие сопредельные государства.
В отличие от других имперских объединений Запада и Востока, где также отчасти существовала интегрированность, только в России она была государственно-политической, с обеспечением для инонациональных сообществ таких же охранительных функций, как и для русских, и сопровождалась признанием многими из них российского государства своим отечеством. О существовании в ее имперских границах полиэтнонационального общегражданского сообщества свидетельствует наличие у большинства народов России двойного самосознания: этнонационального и общероссийского.
Насильственные же связи, присущие всем без исключения универсалистским образованиям, в системе российских государственных отношений вовсе не преобладали, а там, где они все-таки устанавливались на начальных стадиях контакта, со временем заменялись, как правило, общегражданскими. Формирование их происходило уже при попадании тех или иных инонациональных сообществ в сферу действия государственного поля России и продолжалось на последующих этапах. На рубеже XX в. этот процесс обретал все больший размах, но завершения так и не получил.
В России государственно-политическая консолидация значительно опережала этнонациональную не только у русских, но и у всех остальных этнонациональных сообществ. Это происходило потому, что в Российской империи сложились исторически иные государственно-политические реалии, при которых самобытность различных частей насильственной унификации не подвергалась.
2. Этнополитический процесс в советское время
Определяющим фактором этнополитического процесса в России играет федеративное устройство страны, которое сформировалось в советское время.
Россия, формально провозглашенная
федерацией в 1918 г., прошла сложный и
противоречивый путь развития. Как
известно, большинство федераций
в мире создавалось путем объединения
народов или территорий в единое
сложносоставное государство. Образование
таких государств шло в направлении
снизу вверх, путем передачи региональными
органами власти части принадлежащих
им прав федеральным органам
Российская Федерация
формировалась иначе. Это обусловлено
рядом объективных и
Информация о работе Этнополитические процессы в российской Федерации