Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 20:00, контрольная работа
Начнем с определения этнополитического конфликта. В.А. Тишков определяет его как "конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности" . [1] По мнению А. - Х.А. Султыгова, в отечественной этнологии, политической науке, этносоциологии принято отождествлять этнополитический конфликт с межэтническим (межнациональным, этнонациональным, этническим) конфликтом.
Введение……………………………………………………….1
1. Национальный вопрос и государственно-политические реалии в царской России………………………..5
2. Этнополитический процесс в советское время
3. Этнополитическая ситуация в современной России..22
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………….
Изначально федерация
в России была сложной по своему
составу и сочетала унитарно-административный
принцип объединения
Россия в советское время представляла собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являлись русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако, это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по некоторым причинам: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов.
Процесс преобразования России
в полноценную федерацию
3. Этнополитическая ситуация в современной России
В западных демократиях политико-
Таким государством-сообществом народов и является Российская Федерация. По данным переписи населения 2002 г. в ее состав входят представители 160 этносов, наиболее многочисленный из которых является русский этнос, к которому относятся 79,8% жителей страны.[5] В России, по сути, представлен весь спектр известных к настоящему времени уровней и типов экономического развития - от сугубо аграрного до близкого к постиндустриальному. Основная часть регионов и территорий располагается между этими двумя полюсами, обнаруживая крайнее разнообразие климатических, ресурсных, человеческих и иных факторов. Естественно, что интенсивность экономической, социальной и политической модернизации не могут быть одинаковы на всем российском пространстве. Вот почему современная демократия, особенно в условиях России, невозможна без обеспечения разным этносам доступа к центрам власти и учета многообразия культур, без обеспечения равенства способов жизнедеятельности всех народов.
В статье «Россия на рубеже тысячелетий» В.В.Путин подчеркнул, что плодотворная и созидательная работа, в которой так нуждается наша страна, невозможна в раздробленном и дезинтегрированном обществе – обществе, где основные социальные проблемы и политические силы существуют отдельно от базисных ценностей и фундаментальной идеологической ориентации.[6]
Этнополитический процесс в стране протекает по-разному в зависимости от специфики сложившихся социокультурных и социально-экономических регионов страны. Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса: российский север (территория расселения финно-угорских народов), южно-сибирский район (зона политической активности якутов, тувинцев, бурят), татаро-башкирский район, северокавказский.
Этнополитический процесс в России прошел несколько этапов.
Первый этап (конец 1980-х - 1991 гг.) характеризуется повсеместным созданием национально-культурных обществ, декларирующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее - повышения статуса языков титульных народов. В этот период происходит суверенизация автономий России - они обретают статус самостоятельных республик в составе Российской Федерации, законодательно оформляется государственный статус языков титульных народов. Этнокультурные общества формируются в качестве общественно-политических движений, съездов народов, которые активно обсуждают проблемы становления этнократической формы государственности в республиках.
Ведущей тенденцией второго
этапа (1991-1994 гг.) является борьба внутри
республик между официальной
властью и национально-
Важными вехами этого этапа,
повлиявшими на урегулирование
этнополитических проблем, явились
подписание Федеративного договора (31.03.1992)
и утверждение Конституции
Третий этап начался в 1995 году. Для этого периода характерна тенденция урегулирования межэтнических противоречий на внутриреспубликанском уровне, переход к фазе укрепления республиканской государственности, потеря инициативы национально-политическими движениями и партиями, разработка стратегии национальной политики и оптимизации пути федерализации страны. Наиболее активная часть национальных лидеров включилась в состав общероссийской бизнес-элиты или в систему органов управления разного уровня. Лидеры российских республик к этому времени стали рассматривать национальные движения в качестве главной опасности для их пребывания во власти. Правящая элита в республиках предпочла союз с федеральной властью, а последняя сумела использовать договорный процесс для стабилизации политической ситуации в стране.
На четвертом этапе (2000-е гг.) появились новые тенденции в этнополитическом процессе. Приведены в соответствие с федеральным законодательством правовые акты субъектов федерации. Расторгаются двусторонние договоры между субъектами и федеральным центром, как сыгравшие свою роль и исчерпавшие себя на новом этапе развития государственности. Проявляется тенденция к укрупнению субъектов Российской Федерации. В 2003 и 2005 гг. избраны высшие органы государственной власти Чеченской Республики, что привело к стабилизации этнополитического процесса на Северном Кавказе.
Характерная для этого
этапа концепция национального
строительства, предложенная В.В.Путиным,
основывается, как отмечает известный
английский политолог Ричард Саква,
изучающий демократические
Заключение.
Можно констатировать, что
непосредственная угроза распада России
миновала. Однако по-прежнему остается
целый комплекс пока не урегулированных
проблем межэтнических
Список использованной литературы:
1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. - СПб., 2004.
2. Дробижева Л.М., Паин Э.А. Особенности этнополитических процессов и становления этнической политики в современной России // Политические преобразования в России и Украине. - М., 2003.
3. Паин Э.А. Динамика этнополитической ситуации в современной России // Полития, 2004, № 2. С.27-49.
4. Матвеев В.В. Национальный вопрос и государственно-политические реальности России // Российская историческая политология: Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1998. С.551.
5. Доклад Госкомстата России
«Об итогах Всероссийской переписи 2002
года» 12 февраля 2004 г. // URL: http://www.gks.ru/PEREPIS/osn_
6. Путин В.В. Россия на рубеже
тысячелетий // URL: http://www.panorama.ru/works/
7. Саква Р. Путин: выбор России / Пер. с англ. М., 2005. С.310-311.
Информация о работе Этнополитические процессы в российской Федерации