Этнополитические процессы в российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Начнем с определения этнополитического конфликта. В.А. Тишков определяет его как "конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности" . [1] По мнению А. - Х.А. Султыгова, в отечественной этнологии, политической науке, этносоциологии принято отождествлять этнополитический конфликт с межэтническим (межнациональным, этнонациональным, этническим) конфликтом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….1
1. Национальный вопрос и государственно-политические реалии в царской России………………………..5
2. Этнополитический процесс в советское время
3. Этнополитическая ситуация в современной России..22
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………….

Файлы: 1 файл

Этнополитческие проблемы в современном мире.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)

Изначально федерация  в России была сложной по своему составу и сочетала унитарно-административный принцип объединения административных единиц с автономным принципом объединения  национальных субъектов, который, в  свою очередь, реализовался в виде различных по правовому статусу образований. Вплоть до подписания  Федеративного договора и принятия новой Конституции Российская Федерация строилась по национально-территориальному принципу, в соответствии с которым ее субъектами считались только автономные республики. Что касается краев и областей, то отношения с ними, как административно-территориальными единицами, федеральное правительство строило на унитарных началах. С данной точки зрения Российскую Федерацию нельзя было назвать федеративным государством в точном смысле слова, поскольку в нем органически сочетались федеративные и унитарные принципы. Более того, если в теории РСФСР и считалась федерацией, то на самом деле единая система государственно-административного управления сверху донизу, от Москвы до сельского районного центра, характеризовалась жесткой унификацией и централизацией. Такую форму национально-территориального устройства можно назвать унитарной федерацией. О формальном характере федерации свидетельствует тот факт, что в ней изначально отсутствовало разграничение вопросов компетенции между федеральными органами власти и ее субъектами: Советы образовывали единую систему государственной власти, вышестоящий Совет обладал правом отмены актов нижестоящих.

Россия в советское  время представляла собой сложное  полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур  и конфессий. Этническим ядром страны являлись русские, состав­ляющие более 80% ее народонаселения. Однако, это не позволя­ет отнести страну к типу моноэтнических государств по некоторым  причинам: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную само­бытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая  осозна­ется в настоящее время  как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости националь­ной политики советского периода (направленной одновременно и  на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в эко­номическом, демографическом и политическом статусах народов.

Процесс преобразования России в полноценную федерацию закономерно  совпал с началом изменения политического  режима в стране, вызванного перестройкой. Как и в 1917 г., ослабление авторитарного  режима привело к угрозе разрушения территориальной целостности и  единства Российской Федерации и потребовало реформы федеративных отношений в направлении расширения полномочий субъектов федерации.

 

 

3. Этнополитическая  ситуация в современной России

 

В западных демократиях политико-территориальное  деление не «привязывается» к  национально-территориальному делению, а определение национальности определяется гражданством страны. Постепенно оправдываются  прогнозы тех западных исследователей, которые пришли к выводу, что понятие  «государство-нация» уступает место  понятию «государство-сообщество».

Таким государством-сообществом  народов и является Российская Федерация. По данным переписи населения 2002 г. в  ее состав входят представители 160 этносов, наиболее многочисленный из которых  является русский этнос, к которому относятся 79,8% жителей страны.[5] В России, по сути, представлен весь спектр известных к настоящему времени уровней и типов экономического развития - от сугубо аграрного до близкого к постиндустриальному. Основная часть регионов и территорий располагается между этими двумя полюсами, обнаруживая крайнее разнообразие климатических, ресурсных, человеческих и иных факторов. Естественно, что интенсивность экономической, социальной и политической модернизации не могут быть одинаковы на всем российском пространстве. Вот почему современная демократия, особенно в условиях России, невозможна без обеспечения разным этносам доступа к центрам власти и учета многообразия культур, без обеспечения равенства способов жизнедеятельности всех народов.

В статье «Россия на рубеже тысячелетий» В.В.Путин подчеркнул, что плодотворная и созидательная  работа, в которой так нуждается  наша страна, невозможна в раздробленном  и дезинтегрированном обществе –  обществе, где основные социальные проблемы и политические силы существуют отдельно от базисных ценностей и  фундаментальной идеологической ориентации.[6]

Этнополитический процесс  в стране протекает по-разному  в зависимости от специфики сложившихся социокультурных и социально-экономических регионов страны. Можно выделить четы­ре региона активного проявления этнополитического процесса: российский север (территория расселения финно-угорских наро­дов), южно-сибирский район (зона политической активности якутов, тувинцев, бурят), татаро-башкирский район, северокавказ­ский.

Этнополитический процесс в России прошел несколько этапов.

Первый этап (конец 1980-х - 1991 гг.) характеризуется повсеместным созданием национально-культурных обществ, деклари­рующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее - повышения статуса языков титульных народов. В этот период происходит суверенизация автономий России - они обретают статус самостоятельных республик в составе Российской Федерации, законодательно оформляется государственный ста­тус языков титульных народов. Этнокультурные общества формируются в качестве общественно-политических движений, съез­дов народов, которые активно обсуждают проблемы становления этнократической формы государственности в республиках.

Ведущей тенденцией второго  этапа (1991-1994 гг.) является борьба внутри республик между официальной  властью и национально-политическими  движениями по поводу государственного устройства республик и их политического статуса. Не менее острой является и политическая борьба руководства республик и федерального центра по поводу перераспределения властных полномочий. Особой остроты первая тенденция дости­гает в Северо-Кавказском регионе, где противостояние заверша­ется свержением официальной власти Чечено-Ингушской Рес­публики, развязыванием вооруженного этнотерриториального конфликта между осетинами и ингушами, массовым вытеснени­ем русского населения и конституированием двух новых респуб­лик - Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Вторая тенденция максимальной остроты достигла во взаимоотношении республиканской власти Татарстана и федерального центра. Она завершается подписанием двустороннего Договора между Татар­станом и федеральным центром о разграничении полномочий и предметов ведения, который открыл дорогу подписанию двусто­ронних договоров между субъектами федерации и федеральным центром.

Важными вехами этого этапа, повлиявшими на урегулирова­ние  этнополитических проблем, явились  подписание Федератив­ного договора (31.03.1992) и утверждение Конституции Российской Федерации (12.12.1993).

Третий этап начался в 1995 году. Для этого периода характерна тенденция урегулирования межэтнических  противоречий на внутриреспубликанском  уровне, переход к фазе укрепления республиканской государственности, потеря инициативы нацио­нально-политическими движениями и партиями, разработка стратегии национальной политики и оптимизации пути федерализации страны. Наиболее активная часть национальных лидеров включилась в состав общероссийской бизнес-элиты или в систему органов управления разного уровня. Лидеры российских республик к этому времени стали рассматривать национальные движения в качестве главной опасности для их пребывания во власти. Правящая элита в республиках предпочла союз с федеральной властью, а последняя сумела использовать договорный процесс для стабилизации политической ситуации в стране.

На четвертом этапе (2000-е  гг.) появились новые тенденции  в этнополитическом процессе. Приведены  в соответствие с федеральным  законодательством правовые акты субъектов  федерации. Расторгаются двусторонние договоры между субъектами и федеральным  центром, как сыгравшие свою роль и исчерпавшие себя на новом этапе  развития государственности. Проявляется  тенденция к укрупнению субъектов  Российской         Федерации. В 2003 и 2005 гг. избраны высшие органы государственной власти Чеченской  Республики, что привело к стабилизации этнополитического процесса на Северном Кавказе.

Характерная для этого  этапа концепция национального  строительства, предложенная В.В.Путиным, основывается, как отмечает известный  английский политолог Ричард Саква, изучающий демократические процессы в современной России, на четырех  ключевых пунктах. Во главе угла стоит  патриотизм, не имеющий ничего общего с национализмом и, напротив, проповедующий  гордость за разнообразие российской культуры, исторических традиций и  менталитета, за то место, которое Россия занимает в мире. Далее следует  государственничество, которое обеспечивает порядок, интегрированность страны и защиту ее интересов за рубежом. Третье положение данной концепции  заключается в прагматическом патриотизме, который должен быть надэтническим, поэтому должен преследоваться  регионализм, стремление к обособленности. Таким образом, конституционное  пространство должно стать единым для  всего государства, а местные  этнократические элиты влиться  в более широкое политическое сообщество на равных правах. В-четвертых, новое национальное государство  должно быть социально ориентированным.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Можно констатировать, что  непосредственная угроза распада России миновала. Однако по-прежнему остается целый комплекс пока не урегулированных  проблем межэтнических отношений, основными из которых являются социально-экономическая  и политическая разностатусность народов. Межэтнические конфликты, разгоревшиесяна Северном Кавказе, свидетельствует о нестабильности национального единства России.  Все более очевидной становится проблема необходимости формирования общегражданского национального самосознания населения страны, которое должно приобрести доминирующий характер по отношению к локальным этнокультурным различиям. От решения этой проблемы в большей степени зависит стабилизация этнополитической обстановки, чем от достижения успехов в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. - СПб., 2004.

2. Дробижева Л.М., Паин Э.А. Особенности этнополитических процессов и становления этнической политики в современной России // Политические преобразования в России и Украине. - М., 2003.

3. Паин Э.А. Динамика этнополитической ситуации в современной России // Полития, 2004, № 2. С.27-49.

4. Матвеев В.В. Национальный вопрос и государственно-политические реальности России // Российская историческая политология: Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1998. С.551.

5. Доклад Госкомстата России «Об итогах Всероссийской переписи 2002 года» 12 февраля 2004 г. // URL: http://www.gks.ru/PEREPIS/osn_itog.htm

6. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // URL: http://www.panorama.ru/works/putin/programm.html

7. Саква Р. Путин: выбор России / Пер. с англ. М., 2005. С.310-311.

 

 


Информация о работе Этнополитические процессы в российской Федерации