Юридическая ответственность в избирательном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 05:31, реферат

Описание работы

Обязанности человека и гражданина являются неотъемлемой составляющей их конституционно-правового статуса, служат регулятором вида и меры поведения участников общественных отношений. Везде, где речь идет об обязанностях и их исполнении, обращает внимание М. Строгович, неминуемо присутствует ответственность за должную их реализацию1. Поэтому юридическая ответственность выступает одним из способов обеспечения должного исполнения конституционных обязанностей человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

7c.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Также целесообразным представляется увеличение штрафов за нарушения избирательного законодательства. Работа в этом направлении уже ведется законодательными органами. Государственная дума РФ 21.03.2012 года приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, которые ужесточают наказание на нарушение на выборах.

Таким образом, за нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрены меры дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и конституционно-правовой ответственности. Существуют два способа защиты нарушенных избирательных прав: обращение в избирательную комиссию либо в суд.

    1. Виды юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства 
      1. Конституционно-правовая ответственность. Нормативные основания конституционно-правовой ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах содержатся в Конституции РФ, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ФЗ "О выборах Президента РФ", а также в законах субъектов РФ.

Основанием конституционно-правовой ответственности являются правонарушения в сфере конституционно-правовых отношений, что выражается в применении к правонарушителю уполномоченным органом определенных мер государственного принуждения13. Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах возможно и в административном, и в судебном порядке.

Конституционно-правовая ответственность наступает только за правонарушение в избирательной системе, под которым понимается «выразившееся в нарушении норм избирательного права, прямо закрепленное в законе виновное деяние, влекущее меры восстановления правопорядка и меры уголовной, административной, конституционной либо иной ретроспективной юридической ответственности»14.

К основаниям конституционно-правовой ответственности можно отнести установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установление факта подкупа избирателей кандидатом; использование избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда; установление факта подкупа участников референдума членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума.

Конституционно-правовая ответственность носит публично-правовой характер и может быть определена как «необходимость наступления неблагоприятных последствий за невыполнение или ненадлежащее исполнение субъектами права своих конституционных обязанностей и за злоупотребление своими конституционными правами»15.Одним из основных отличий конституционно-правовой ответственности от других видов ответственности являются санкции. Конституционные санкции, как правило, связаны с лишением специального статуса лица или с лишением его иных прав в избирательном процессе. Конституционно-правовая ответственность является сложным явлением, требующим тщательной проработки и изучения. Поэтому более подробно институт конституционно-правовой ответственности будет рассмотрен в Главе 2 настоящей работы.

1.2.2. Административная ответственность призвана воздействовать на правонарушителей не только из числа избирателей, но и из числа специальных субъектов: кандидатов, избирательных объединений, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, председателей и членов избирательных комиссий и других специально уполномоченных лиц.

Административная ответственность предусмотрена и регламентирована КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ и состоит в применении к виновным физическим и юридическим лицам определенных административных наказаний. Основание ответственности - совершение административного правонарушения.

Впервые административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах была установлена в 1990 г., когда в КоАПе РСФСР появились пять составов административных проступков в этой сфере общественных отношений16.  В настоящее время, конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан сформулированы в главе 5 Особенной части КоАП РФ. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан закреплена в ст.ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 КоАП РФ. Важно, что вопросы применения КоАП РФ проанализированы в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», а постановлением ЦИК РФ от 27 сентября 2006 года даны соответствующие Рекомендации правоприменителям в электоральной сфере.

1.2.3.Уголовная ответственность является важной частью института юридической ответственности. Принимая во внимание политическую значимость избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, уголовным законодательством предусмотрена ответственность за совершение общественно опасных нарушений, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов и референдумов. Однако «уголовную ответственность необходимо рассматривать как крайнюю меру борьбы с правонарушениями в этой сфере, рассчитанную на наиболее вредоносные посягательства на общественные отношения. Поэтому, несмотря на распространенный характер нарушений норм избирательного права, уголовно-правовые санкции на практике имеют ограниченный масштаб применения»17.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена четырьмя статьями УК  РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

Практика избирательных кампаний показывает, что, несмотря на распространенный характер нарушений избирательного законодательства, уголовно-правовые санкции применяются судами не часто. Уголовные дела по фактам нарушения избирательных прав граждан возбуждаются при наличии признаков преступления довольно редко. За последние годы до судебного рассмотрения дошли единичные уголовные дела18.

      1. Гражданско-правовая ответственность. Под гражданско-правовой ответственностью за нарушения норм избирательного права понимается обязанность нарушителя избирательного законодательства, одновременно нарушившего частные интересы, возместить убытки, компенсировать моральный вред либо совершить определенные действия по восстановлению нарушенного субъективного избирательного права в соответствии с вступившим в законную силу судебным решением19.

К гражданско-правовой ответственности относится распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.

Одним из оснований гражданско-правовой ответственности является причинение морального вреда. Как показывает анализ судебной практики, в рамках избирательных кампаний наиболее часто моральный вред причиняется распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина. Основания применения гражданско-правовой ответственности установлены положениями глав 25 и 59 ГК РФ.

      1. Дисциплинарная ответственность. Основания применения дисциплинарной ответственности предусмотрены ст. 192 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, ст. 57 и 58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в статье 27 ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

К дисциплинарной ответственности может быть привлечен государственный или муниципальный служащий, использующий свое должностное положение в целях избрания кого-либо из кандидата. Так, согласно ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, на государственных служащих могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как замечания, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы20.

Юридическая ответственность выступает в роли одной из правовых гарантий проведения подлинно свободных, демократических выборов, обеспечивая законность, правопорядок, организованность и дисциплину. В связи с этим ни одна отрасль и подотрасль права не может существовать без института юридической ответственности. В системе права сложился и функционирует межотраслевой институт юридической ответственности за нарушения норм избирательного права, состоящий из пяти крупных относительно самостоятельных блоков: конституционно-правовой, уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответственности. Указанные виды юридической ответственности отличаются друг от друга основаниями (правовыми, фактическими, процессуальными), санкциями, субъектным составом, особой процедурной формой реализации, правовыми последствиями наказания виновных лиц.

Под юридической ответственностью необходимо понимать особую разновидность санкций применимых исключительно за правонарушения и преступления в сфере российского законодательства о выборах и референдуме.

К юридической ответственности мы отнесем конституционно-правовую, уголовную, гражданско-правовую, дисциплинарную и административную ответственность, которые в совокупности образуют самостоятельную категорию - юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства, требующую самостоятельной кодификации.

 

2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     2.1. Типы и особенности конституционно-правовой ответственности

за нарушения избирательного законодательства  

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности впервые появилась в научных исследованиях, а не в правовых актах. По сравнению с другими видами юридической ответственности данный вид является довольно молодым и появился относительно недавно.

Изучению конституционно-правовой ответственности посвящено немало работ российских ученых. Вследствие этого, а также в связи с неоднозначностью восприятия самой конституционно-правовой ответственности имеются серьезные различия в теоретических подходах к этому виду ответственности, отсутствует единство в характеризующем ее категориальном аппарате21. Однако мнения исследователей сходятся в том, что невозможно отрицать необходимость данного вида ответственности, а также существование в законодательстве комплекса мер конституционно-правовой ответственности.

Как правило, в юридической литературе признается наличие двух аспектов (видов) конституционно-правовой ответственности - позитивного и негативного (ретроспективного). Ответственность первого вида несут все субъекты конституционно-правовых отношений, ответственность второго вида связана с применением специальных мер воздействия, вытекающих из недолжного поведения субъектов конституционно-правовых отношений22.

Позитивный и ретроспективный аспекты юридической ответственности тесно связаны, часто выступают необходимыми условиями наступления друг друга. Однако, наиболее ярко конституционно-правовая ответственность проявляется именно в ретроспективном аспекте, поскольку существование ретроспективной ответственности как вида юридической ответственности не вызывает сомнений. Поэтому целесообразным является исследование конституционно-правовой ответственности прежде всего как ответственности за поведение, которое отклоняется от модели, предусмотренной диспозицией конституционно-правовой нормы.

В научной литературе сформулировано множество определений конституционно-правовой ответственности. Представляется наиболее оптимальным является дефиниция, сформулированная Н.М. Колосовой, которая определяет конституционно-правовую ответственность как необходимость наступления нежелательных последствий за невыполнение (неподобающее выполнение) субъектами права своих конституционных обязанностей и за злоупотребление своими конституционными правами23.

Для наступления конституционно-правовой ответственности необходимым условием является нарушение принципов и норм, закрепляющих конституционные обязанности и права человека, которые обеспечены санкциями.

«Конституционно-правовая ответственность подразумевает применение к правонарушителю уполномоченными органами и должностными лицами мер государственного принуждения. Как правило, мерой государственно-правовой ответственности является ограничение допустивших правонарушение участников избирательного процесса в правах в рамках конкретной избирательной кампании24». К мерам конституционно-правовой ответственности можно отнести: отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмена регистрации кандидата (списка кандидатов), отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума, предупреждение, отказ в регистрации инициативной группы, признание результатов выборов недействительными, отмена решения о признании кандидата избранным, расформирование избирательной комиссии.

Обобщив вышеназванные меры конституционно-правовой ответственности, их можно разделить на три группы: конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий,  конституционно-правовая ответственность политических партий и конституционно-правовая ответственность иных участников избирательного процесса.

Проанализировав сформулированные исследователями дефиниции и меры конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства, можно согласиться с мнением В.Н. Белоновского, выделившего следующие объединяющие эти меры особенности: 1. Основания для применения мер конституционно-правовой ответственности установлены только на федеральном уровне. 2. Меры конституционно-правовой ответственности применяются только судом, внесудебный порядок привлечения к ответственности отсутствует. 3. Наличие специально указанных в законе субъектов права, по инициативе которых может быть начато рассмотрение дела судом. 4. Наличие специального, усложненного порядка применения конституционно-правовой ответственности. Например, приостановить выпуск СМИ можно только в том случае, если в период одной избирательной кампании совершено более двух нарушений избирательного законодательства.5. Ограниченный срок действия санкций. Ограничения права, как правило, действуют только в период соответствующей избирательной кампании25.

Информация о работе Юридическая ответственность в избирательном законодательстве