Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:35, курсовая работа
Целью данной работы является исследование юридических фактов, признаков и функций, а так же рассмотреть их механизм и состав. Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие юридического факта
- рассмотреть и изучить признаки и функции юридического факта
- изучить классификацию юридических фактов
- рассмотреть и изучить механизм и состав юридических фактов
Одна из причин (и форм)
дефектности – фальсификация
юридических фактов. Следует разграничивать
два вида фальсификации. Во-первых,
это искусственная фабрикация фактических
обстоятельств, имитирующих юридические
факты, чтобы добиться получения
прав или освобождения от обязанностей
(например, имитация болезни), и, во-вторых,
создание фиктивных доказательств
(фальшивых документов, справок) о
несуществующих юридических фактах.
Необходимо различать также полную,
частичную фальсификацию
Предупреждение дефектности юридических фактов непосредственно связано с совершенствованием правового режима документов.
3.2 Фиксация, удостоверение
и доказывание юридических
Всякий юридический факт представляет собой единство содержания и формы - внешнего выражения этого содержания. Юридические факты по своей природе таковы, что они как правило не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе. Такие социальные обстоятельств, как трудовой стаж, образование и т.п., вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации, законного процедурно-процессуального оформления. Сказанное позволяет понять значение фиксации, удостоверения и доказывания юридических фактов для их функционирования в механизме правового регулирования.
Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками. «Состав (или единичный факт), - отмечает, например, Т.М. Кузьмина применительно к пенсионным правоотношениям, - фиксируется в определенном порядке управомоченными на то органами».58
В общетеоретическом плане вопрос о системе фиксации и удостоверения юридических фактов разработан недостаточно. Между тем это один из важнейших вопросов общей теории процессуальной формы в российском праве. Взятая в общем виде данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты; внесение записей в личные дела, в трудовые книжки и т.п.); в – третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельств, справок и др.).
В фактофиксирующей системе необходимо различать деятельность общего и специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа работы, возраста, местожительства и т.п.). Результаты этой фактофиксирующей деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных правовых отношений. Специальная фактоустановительная деятельность ведется компетентными государственными органами по конкретному юридическому делу (гражданскому, уголовному) и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно данного дела. Результаты специальной фактоустановительной деятельности, выраженные в правоприменительном акте приобретают общее юридическое значение, в том числе преюдициальное, могут использоваться для разрешения иных юридических дел.
Фиксация и удостоверения
фактов – близкие, сопряженные, но все
же не совпадающие виды деятельности.
Фиксация представляет собой регистрационную
деятельность, документальное закрепление
фактических обстоятельств. Удостоверение
состоит в подтверждении
Рассматривая состав органов и организаций, ведающих фактофиксирующей деятельностью, можно выделить несколько групп субъектов:
а) суды общей юрисдикции, фиксирующие юридические факты в приговорах, решениях, определениях; в эту же группу входят арбитражные суды;
б) специальные государственные и негосударственные органы, их подразделения и должностные лица, занимающиеся исключительно или в основном фактофиксирующей деятельностью (загсы, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой и др.);
в) иные государственные органы,
организации и должностные
Система фиксации и удостоверения
юридических актов нуждается
в дальнейшем совершенствовании. Важные
фактические обстоятельства закрепляются
небрежно, с большим опозданием,
что существенно осложняет
Факты, прежде чем они проявят свое юридическое значение должны быть надлежащим образом установлены. Установление и доказывание юридических фактов - одна из традиционных проблем юридической науки. В отраслевых науках по этому вопросу имеется обширная литература.
Юридические факты устанавливаются в правоприменительном процессе посредством доказательств. Доказательствами являются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.
Процесс установления юридических фактов определяет следующие положения:
нельзя ни отождествлять юридические факты, доказательственные факты, доказательства, ни разрывать их. Это неразрывно связанные, но не тождественные элементы процесса правового познания;
установление юридических фактов представляет собой информационный процесс, содержание которого заключается в преобразовании информации о фактах: из скрытой формы – в явную; из разрозненной – в систематизированную, упорядоченную; вероятного знания – в достоверное;
установление всех необходимых обстоятельств позволяет дать им юридическую оценку (квалифицировать) – признать или не признать за ними качество юридического факта (фактического состава).
Доказательственные факты
иногда могут приобретать
В ряде случаев закон ограничивает
источники (средства) доказывания тех
или иных фактов. Устанавливается, например,
необходимость предъявления документа
в подлиннике (диплома, паспорта и
др.). В подобных ситуациях источник
фактической информации приобретает
самостоятельно правовое значение, становится
юридическим фактом (элементом состава).
Использование иного источника
для получения фактической
Будучи единым по своей формально-логической основе, процесс установления и доказывания юридических фактов существенно различается в зависимости от степени нормативной урегулированности, детализированности процедуры, состава участников, средств доказывания, характера гарантий законности и др. В результате складываются различные процессуальные производства с неодинаковым процессуальным режимом.
Н.Н. Вопленко под процессуальным правоприменительным производством понимает качественно однородную группу развивающихся во времени процессуальных действий по властной реализации и каких – либо обособившихся материально-правовых предписаний.59
В качестве процессуальных производств выступают, например, в гражданском процессуальном праве – исковое и особое производство.
Что касается процессуального
режима, то И.Д. Перлов относит к нему
качественно однородную совокупность
процессуальных требований, обусловливающих
своеобразие
Проведем классификацию процедурно – процессуальных форм.
Степень развитости – наиболее
важный (и сложный) критерий классификации
процедурно-процессуальных форм. Сложность
заключается в том, что «степень
развитости» – неопределенное понятие,
допускающее различные
Процедурно-процессуальные формы можно классифицировать и по другому критерию – в зависимости от «широты охвата» ими правовых отношений. В данном аспекте выделяются, во-первых, процедурно-процессуальные формы индивидуального типа. Они созданы для строго определенного вида правоотношений и не рассчитаны на использование в каких – либо других отношениях (например, процедура приема в высшее учебное заведение). Во-вторых, можно выделить процедурно-процессуальные формы отраслевого типа. Они обслуживают возникновение нескольких видов правоотношений, как правило, в рамках отрасли (например, производство в комиссии по трудовым спорам). К третьей группе – к общеправовым процедурно-процессуальным формам следует отнести гражданский и уголовный процессы. В.Д. Сорокин считает, что есть основания включить в эту группу некоторые административно-правовые производства.61
Третий критерий классификации процедурно-процессуальных форм уровень их нормативной регламентации. По этому критерию следует разграничивать процедурно-процессуальные формы, регламентированные на уровне отдельных юридических норм; формы, регулирование которых осуществляется на уровне специального процессуального института; формы, урегулированные на уровне самостоятельной отрасли права.
Изложенная классификация,
разумеется, не претендует на разрешение
всех проблем типологии процедурно-
Многие актуальные проблемы
совершенствования процедурно-
1 Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.