Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 07:44, курсовая работа
Решение любого юридического дела предполагает, с одной стороны, точный анализ юридических норм и выяснение того, какие факты предусмотрены нормой в качестве юридических; с другой стороны, — тщательный анализ фактических обстоятельств дела и установление того, действительно ли наступили факты, предусмотренные нормой права. С практической точки зрения применение норм и представляет собой в значительной части деятельность органов юстиции. Вот почему практическим работникам необходимы точные и полные знания о юридических фактах, их особенностях, разновидностях и составах. Отсюда — такое значение того раздела теории государства и права, который посвящен юридическим фактам.
Введение 4
Основная часть 6
1глава основной части 6
1.1 Понятие и классификация юридических фактов 6
1.2 Юридические факты в системе правового регулирования 8
1.3 Функции юридических фактов 10
2 глава основной части 12
Глава 2. Особенности реализации юридических фактов 12
2.1 Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов 12
2.2 Проблема соотношения понятий юридический факт и состав юридического факта 15
Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 28
Основные данные о работе
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
космичиский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Юридические факты |
Фамилия студента |
Иванов |
Имя студента |
Александр |
Отчество студента |
Иванович |
№ контракта |
14000000000000000000000 |
Решение любого юридического дела предполагает, с одной стороны, точный анализ юридических норм и выяснение того, какие факты предусмотрены нормой в качестве юридических; с другой стороны, — тщательный анализ фактических обстоятельств дела и установление того, действительно ли наступили факты, предусмотренные нормой права. С практической точки зрения применение норм и представляет собой в значительной части деятельность органов юстиции. Вот почему практическим работникам необходимы точные и полные знания о юридических фактах, их особенностях, разновидностях и составах. Отсюда — такое значение того раздела теории государства и права, который посвящен юридическим фактам.
Юридические факты — это та область действия права, где правовые нормы соприкасаются с жизнью, с конкретной действительностью. Следовательно, юридические факты позволяют вывести правоотношения в плоскость проблематики фактических отношений, показать связь изучения правовых отношений с социологией, теорией управления и другими общественными науками.
Объектом исследования являются юридические факты.
Предметом исследования являются оценка юридических фактов в теории права.
Целью данной работы является исследование специфики юридических фактов в теории государства и права
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
При раскрытии темы работы были использованы такие методы научного познания, как: сравнительно–правовой, формально-юридический методы.
Юридические факты являются одной из центральных и вместе с тем ключевых категорий юриспруденции. Без них, так же как и без норм права, немыслимо правовое регулирование общественных отношений. Они выступают движущей силой в динамике общественных отношений, непосредственной причиной их возникновения, изменения и прекращения. Тем не менее, несмотря на столь высокую доктринальную и практическую значимость, юридические факты как научная категория и как элемент механизма правового регулирования не имеют на сегодняшний день адекватного, удовлетворяющего потребностям юридической науки и практики понимания. Следствием этого являются непрекращающиеся научные споры, целый комплекс проблем практического плана, а непосредственной причиной, как представляется, - сложность социальной и юридической природы данного явления.
Одной из характерных особенностей эволюции понятия "юридические факты" является расширение его объема. В современной науке считается, что термин "юридические факты" ввел в научный оборот Савиньи. Как утверждает немецкий юрист А. Манигк, Савиньи в работе "Система современного римского права" писал: "Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношения, юридическими фактами"1. На авторство Савиньи в отношении понятия юридического факта указывает и О.С. Иоффе, добавляя при этом, что в дальнейшем процесс обогащения этого понятия шел через признание юридическим фактом правонарушения, развитие идеи о слитном или сложном юридическом факте, о так называемом предварительном действии (А. Тур) или прообразе права (Е. Зеккель). Дальше юридическая мысль пошла по пути построения общей системы юридических фактов, охватывающих обстоятельства, которым придается юридическое значение в области как частного, так и публичного права (В. Костес)2.
Факт - это понятие
с большим объемом. Им охватывается
бесконечное многообразие явлений
объективного и субъективного порядка.
Авторитетный российский ученый, специалист
в области уголовных
1) всякая вещь, состояние
вещей, соотношение вещей,
2) всякое психическое
состояние, могущее быть
Что существуют предметы, расположенные в известном порядке, есть факт; что человек видел или слышал что-нибудь, есть факт; что человек сказал слово или целый ряд слов, есть факт; что человек держится известного мнения, имеет известное намерение, действует добросовестно, любит, ненавидит, сознавал в данное время данное состояние, был в известном состоянии здоровья, имел такую-то репутацию, все это факты3.
Юридические факты –
разновидность социальных фактов. Это
явления объективной
Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.4
По своей сути юридический факт представляет собой материально-юридическое понятие. Однако сказанное вовсе не означает, что материальный и юридический моменты в юридическом факте (фактическом составе) неотделимы друг от друга. Как верно отмечено в юридической литературе, в научном исследовании их можно и даже необходимо рассматривать по отдельности. При этом, чтобы избежать терминологических неясностей, для обозначения юридической части состава было предложено применять термин "юридическая модель" состава, а материальные факты, входящие в состав, именовать его фактической основой. Понимание юридических фактов (фактических составов) в единстве материального и идеального делает не принципиальным вопрос относительно наименований "юридический состав" и "фактический состав". Полагаем, что их вполне можно использовать как взаимозаменяемые.
Подводя краткий итог вышеизложенному, еще раз обратим внимание на необходимость создания общей теории юридически значимых фактов, рассмотрения их в широком смысле как фактов, выполняющих определенную функцию в процессе правового регулирования общественных отношений и, как следствие, имеющих то или иное юридическое значение. Теоретически и практически значимо деление юридически значимых фактов, понимаемых в узком смысле, на самостоятельные и несамостоятельные. Наконец, принципиальное значение для адекватного постижения природы юридических фактов имеет понимание их в единстве материального и идеального.
Признание материально-социального характера юридических фактов, по мнению В.Б. Исакова, позволяет увидеть, что каждый конкретный юридический факт - не случайное изолированное явление, а в известном смысле и порождение данной правовой системы.5
В.Б. Исаков выделяет две группы признаков юридических фактов. Первая группа характеризует материальную сторону юридических фактов. Юридические факты есть обстоятельства:
конкретные, определенным образом выраженные вовне. Юридическими фактами не могут быть мысли, события внутренней духовной жизни и тому подобные явления. Вместе с тем законодательство учитывает субъективную сторону действий (вину, мотив, цель, интерес) как элемент сложного юридического факта, например, состава правонарушения;
выражающиеся, в наличии либо, отсутствии определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие), но и негативные факты (отсутствие родства и т.п.);
несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования.
Другая группа признаков связана с моделью юридических фактов и раскрывает нормативную, идеальную сторону этого явления. Юридические факты есть обстоятельства:
прямо или косвенно предусмотренные нормами права;
зафиксированные в установленной
законодательством процедурно-
вызывающие предусмотренные законом правовые последствия.6
В правовом регулировании юридические факты выступают, как правило, в составе объединений, комплексов фактов. Фактическая предпосылка, состоящая из одного элемента – юридического факта – сравнительно редкое явление. В.Б Исаков различает две категории фактических комплексов – группу юридических фактов и фактический состав.7
Группа юридических фактов – это несколько фактических обстоятельств, каждое из которых вызывает одно и то же правовое последствие.
Для того чтобы раскрыть роль юридических фактов в системе правового регулирования, надо рассмотреть их с точки зрения предмета, метода и механизма правового регулирования, показать связь юридических фактов с другим элементом этой системы – правовыми отношениями.
Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, затрагивающие коренные, наиболее важные интересы общества, государства, коллективов, личности и объективно поддающихся правовому регулированию. В юридической литературе первичным элементом правового регулирования выделяют социальную ситуацию. С этой точки зрения правовое регулирование предстает как разрешение конкретных социальных ситуаций. По мнению В.Б. Исакова, социальная ситуация – это локализованный в пространстве и времени фрагмент социальной жизни, характеризующийся качественной определенностью своего содержания и относительно стабильным составом участников.8
К числу юридически значимых относятся социальные ситуации, урегулированные с помощью правовых средств – норм права, правоотношений, актов применения, государственного принуждения и др. или объективно требующие такого урегулирования. Эти ситуации неизбежно затрагивают общественные ценности и блага, охраняемые законом. Нормативно-правовое регулирование социально-юридических ситуаций предполагает их типизацию обобщенно, поэтому их необходимо классифицировать. Они могут классифицироваться по социальному содержанию (бесконфликтные, конфликтные); составу субъектов; характеру затрагиваемых ценностей (имущественные, организационные, личные и др.); области социальных отношений, в которой они возникли; отрасли права, которая регулирует разделение данной ситуации; механизму разрешения и иным признакам.
Отражая возникновение социальной ситуации в сфере правового регулирования, юридические факты выступают одним из элементов юридического метода. Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.
Устанавливая круг субъектов и допустимые объекты правоотношений, право лишь самым общим образом определяет место социально-юридической ситуации в системе общественных отношений, дает ее «предварительные координаты».
Содержание метода правового регулирования не исчерпывается определением социальной ситуации, о должен дать в какой – то форме модель ее преобразования (урегулирования, разрешения), т.е. определить поведение участников данной ситуации.
Юридические факты являются тем инструментарием, который вынуждает нормы права действовать. Правовые нормы не могут реализоваться без юридических фактов, а вследствие этого и правоотношения не могут возникнуть либо прекратиться без юридических фактов. В силу изложенного весь механизм правового регулирования теряет свой сенс, поскольку не может действовать и выполнять основную цель - регулировать общественные отношения. Значение юридических фактов в этом случае можно определить, обратившись к достаточно удачному суждению, по нашему мнению, В.Г. Красовской: "Следует обратить внимание, что механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности" и хочется дополнить это высказывание словами: "...а юридические факты являются топливом для этого двигателя". Ибо без юридических фактов право действовать не будет, как и автомобиль без топлива
Основная функция юридических фактов в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения прекращения правовых отношений. В.Б. Исаков считает, что многие юридические факты наряду с основной функцией выполняют и дополнительные.9 Так, в ряде правовых отношений юридические факты выполняют функцию гарантий законности. Применительно к юридическим фактам термин «гарантии законности» имеет два различных смысла.
Закрепление в нормах права юридических фактов, их установление правоприменительными органами призвано очертить точные условия при которых (и только при которых!) могут наступать правовые последствия. Но слову «гарантии законности» можно придать другой смысл. Существуют юридические факты, связанные с особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состояние законности (например, основания для отказа в приеме искового заявления, основания для возбуждения и прекращения уголовного дела и др.).