Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества в России. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
-охарактеризовать основные категории;
-изучить общее понятие правотворчества, его виды и принципы;
-обозначить характерные черты правотворчества в российском государстве
Введение ……………………………………………………………………….2
1. Понятие правотворчества……………………………………………………6
2. Принципы и виды правотворчества. ………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………...22
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный
социальный университет»
Филиал
Кафедра гражданского и уголовного права и процесса
Специальность: Юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Актуальные проблемы теории государства и права
на тему: Категория правотворчества в юридической науке
Выполнил студент:
(ф.и.о.)
Форма обучения заочная
Курс
Группа
Научный руководитель:
__________ _______________
(оценка) (подпись)
2014 г.
33.Тема: Категория правотворчества в юридической науке
Введение ……………………………………………………………………….2
1. Понятие правотворчества…………………
2. Принципы и виды
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Жизнь государства требует упорядоченности и стабильности. В современном обществе люди постоянно соприкасаются с нормами, зафиксированными в законах, с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства формулирует их в правовых нормах. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Внешней формой выражения права является законодательство, которое во все времена люди пытались совершенствовать. Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов.
В настоящее время в период политических и экономических реформ, проводимых в России, становится ясно, насколько важным является значение самого процесса создания закона, составления и обсуждения его проекта, учёта интересов различных социальных групп и слоев, а также способность будущего закона адаптироваться в действующей правовой системе.
Процесс создания любых правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового урегулирования. Этот процесс проходит через различные институты общества и государства, реализуется посредством деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти в присущих им формах. Однако, в то же время, процесс создания правовых норм не может обладать произвольным, субъективным характером. Он призван базироваться на принятых и закрепленных на конституционном и текущем уровнях законодательства правилах, которые общество и государство обязаны соблюдать.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
В самом широком смысле правотворчество - это деятельность, направленная на создание правовых норм. Исторически она осуществляется различными субъектами: социальными группами, людьми, проживающими на определенной территории, общественными объединениями и организациями, государством, его органами и должностными лицами. С развитием и укреплением государственности деятельность по созданию правовых норм все более концентрируется в руках соответствующих государственных органов и должностных лиц. Поэтому правотворчество в отечественной юридической науке чаще всего понимается как деятельность органов государства, направленная на создание правовых норм.
Сегодня в России со всей остротой встали вопросы о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства. Однако дело не сводится к принятию тех или иных актов. Само по себе увеличение их числа не свидетельствует о повышении уровня правовой урегулированности общественных отношений. Нужна современная научная концепция, позволяющая предвидеть динамику развития российского законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей, определить приоритетные законы исходя из интересов граждан и государства.
Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно-правовые акты – акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества.
Процесс современного правотворчества в Российской Федерации проходит в сложной обстановке. Это обстоятельство во многом заставляет обращать внимание на отдельные особенности российской правотворческой деятельности, её основные свойства, принципы. Избранный курс углубления политических и экономических реформ заставляет стремиться к быстрому охвату правовыми нормами социальной реальности. Подобная оперативность часто негативно сказывается на качестве закона, на стабильности правовой системы в целом, на уровне реальной правовой защищённости граждан и их объединений в обществе.
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – постоянная задача государства. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. “Потребителями” законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений.
Проблемы, затронутые в курсовой работе, относительно неплохо разработаны в отечественной и зарубежной юридической литературе. Тема правотворчества актуальна именно сегодня, когда перед российским обществом стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ правотворческой деятельности могут впоследствии негативно сказаться на всей российской правовой системе.
Теоретической основой исследования послужили труды представителей различных отраслей отечественной юридической науки: Алексеева С.С., Венгерова А.Б., Комарова С.А., Нерсесянца В.С., Пиголкина А.С., Тихомирова Ю.А., Нашиц А. и др.
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества в России. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
-охарактеризовать основные
-изучить общее понятие
-обозначить характерные черты правотворчества в российском государстве;
Для решения задач исследования использовались методы теоретического исследования: анализ источников; обобщение, сравнение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный автором исследования анализ правотворческой деятельности в Российском государстве позволяет выявить недостатки и наметить перспективы более эффективного развития.
1. Понятие правотворчества.
Среди многообразия правовых явлений, охватываемых понятием «правовая система» правотворчество занимает одно из центральных мест. От того, в какой мере действующие нормы права - от закона до инструкции - выражают потребности и интересы общества, эффективно воздействуют на поведение людей, зависит и достижение целей - непосредственных и отдаленных, на которые направлены нормы.
В буквальном смысле слова правотворчество - это процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах. Поэтому закономерно, что вопросы правотворчества постоянно находятся в поле зрения юристов-ученых и практиков, специалистов в области теории и социологии права, а также отдельных юридических дисциплин. Эта проблема постоянно волнует юристов не только России, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
Правотворчество - сложное социальное
явление, имеющее управленческую
природу. Это одна из форм
Определения правотворчества многочисленны. «Комплексный подход к правотворчеству требует развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него - к правовым нормам»,- считает А.Нашиц1. Правотворчество - основное, начальное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы.
Согласно традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. Р.Лукич определяет «правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельности, и каждая из которых, выполняется различными способами и методами»2. В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, т.к. она так или иначе, направлена на создание юридических законов. По определению А.С.Пиголкина правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер»3.
В. Нерсесянц придерживается следующего определения правотворчества: «Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену»4. При этом автор подчеркивает, что «главное для правотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. В этом в первую очередь проявляется назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм»5.
Все множество определений правотворчества можно свести к двум основным позициям. По мнению одних авторов, правотворчество представляет собой юридически оформленную особую форму или вид деятельности по установлению и закреплению воли господствующего класса (всего народа) в нормативных правовых актах, а также по изменению и отмене правовых актов. Другая точка зрения трактует правотворчество более широко. Под правотворчеством понимается направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и созданию в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих.
Основное различие между приведенными определениями состоит в следующем. В первом случае понятие правотворчества связывается, прежде всего, с процедурно-процессуальной деятельностью различных государственных органов. В основу второго определения положена социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и заканчивая ее принятием и введением в действие6.
На основании изложенного попытаемся дать определение правотворчества. На наш взгляд, это организационно-оформленная деятельность государства по возведению, государственной воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих.
Правотворчество относится к числу юридических категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация - необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества - законов и подзаконных актов.
Оптимальная характеристика всякого объекта включает нужное соотношение его количественных и качественных показателей. В равной мере это справедливо и применительно к системе законодательства. Качество нормативного правового акта - понятие, прежде всего юридическое. Однако, учитывая неразрывную связь законодательной стратегии с реализацией политических решений, термин «качество нормативных правовых актов» необходимо трактовать также под углом зрения его политических и социальных характеристик. Таким образом, пути повышения качества законов и подзаконных актов находятся во всех трех плоскостях - социальной, политической и юридической7.
Всякий закон является средством регуляции и саморегуляции процессов, происходящих в обществе. Вот почему по мере возрастания масштабности анализируемых явлений - от качественных показателей нормативного предписания к качеству законов и подзаконных актов и в конечном счете всей системы законодательства - все более значимым для эффективности правовой регламентации становится учет в процессе правотворчества наряду с правовыми и политическими параметрами также социальных предпосылок качества нормативных правовых актов.
В целом оценка действующего законодательства едва ли может быть положительной по линии как качественных, так и количественных показателей. Когда количество принимаемых законов за месяц исчисляется десятками, это не может не сказаться на их качестве. По мнению Морозовой Л.А. недостаточно внимания уделяется обеспечению внутренней согласованности, научной обоснованности принимаемых нормативных правовых актов. Это относится как к законам в собственном смысле слова, так в еще большей степени к подзаконным актам. Еще менее качественны законы и иные нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ8. В перспективе все это чревато дальнейшим снижением эффективности нарастающей волны законов и подзаконных актов.
Информация о работе Категория правотворчества в юридической науке