Категория правотворчества в юридической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества в России. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
-охарактеризовать основные категории;
-изучить общее понятие правотворчества, его виды и принципы;
-обозначить характерные черты правотворчества в российском государстве

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….2
1. Понятие правотворчества……………………………………………………6
2. Принципы и виды правотворчества. ………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

КАТЕГОРИЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ для закачки.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

           Правотворческий процесс основывается на определенных принципах - основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность18. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают следующие19:

1. Принцип законности выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и, прежде всего на Конституции. Разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

Законность правотворчества проявляется также в строгой иерархии принимаемых нормативно-правовых актов: каждый вновь принятый акт должен согласовываться с ранее принятыми либо вносить в них прямые изменения.

2. Научный характер правотворчества должен учитываться на всех этапах подготовки юридических актов: от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через социологические исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.

Требование научности к правотворчеству особенно возрастает в наши дни, когда перспективы развития рыночных, национальных государственных, социально-бытовых отношений четко не определены. Значительно повысило бы научный характер правотворчества и планирование законодательной работы. Не может быть научно обоснованным и продуманным законодательный акт, решение, о принятии которого созрело скоропалительно.

3. Связь с правоприменительной практикой. Именно правоприменительная практика дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. Законодатель должен постоянно отслеживать процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

4. Принцип демократизма проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а так же в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации - постоянно действующий законодательный орган. Иной стала так же процедура разработки и принятия законопроектов: она стала более обстоятельной и гласной.

Наиболее эффективно выявлять истинные стремления и волю народа позволяет всенародное голосование (референдум) - один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993г. была принята Конституция Российской Федерации.

5. Принцип использования правового опыта. Всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.

В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой правотворческий опыт. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации. В новом ГК появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр.)20.

 В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска утверждения соответствующих начал законодательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в заключение работы подведем итоги проделанному исследованию.

Как мы определили, под правотворчество необходимо понимать организационно-оформленную деятельность государства по возведению, государственной воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих.

Правотворчество в правовой сфере - государственная деятельность, завершающая процесс формирования права. Правотворчество, которое основано на определенных принципах - одно из важных направлений любого государства. Оно всегда было, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства. Логическим завершением правотворчества, которое позволяет создать стройную, работающую систему законодательства является систематизация нормативно-правовых актов.

 

 

 

 

Список  литературы

 

 Абдулаев Н. Д. Диалектика правотворчества. Баку. 2006

 

Большой юридический словарь//Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. М. 2003г.

 

Бережков А. Г. Теоретические проблемы правоприменения и формирования содержания права // Вести Московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 4

 

        Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства: Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева.- М.: Юрид. лит., 1994.

 

Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2000.

 

Гродзинский М. М. Законодательная техника. М. 2007.

 

      Законодательная  техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 2000.

 

Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) /Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Формула права, 2000.

 

Казьмин И. Ф. Научная концепция акта о правотворческой деятельности. Проблемы совершенствования законодательства. М. 2004.

 

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник, 6-е изд., дополненное. СПб.: Издательство Юридического института Санкт-Петербург, 2001.

 

Лукич Р. Методология права. М., 1981.

 

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2001.

 

 Морозова Л.А. Теория государства  и права: Учебник. - М. 2002

 

Научные основы правотворчества./Отв. ред. Р.О. Халорина. М.: Юрид. лит., 1981.

 

 Нашиц А. Правотворчество. Теория  и законодательная техника. М. 2001

 

Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. - М., 2000.

 

Нерсесянц В. Проблемы общей теории государства и права. М., 2002.

 

 Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В.Лазарева. М. 2000.

 

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М, 1996.

 

Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества.  М.,  1976. 

 

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

 

Тихомиров Ю.А. Законодательная техника как фактор эффективности законодательной и правоприменительной деятельности / Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. B.M. Баранова. - Н. Новгород. 2000.

 

 Тихомиров Ю.А. Общая концепция  развития российского законодательства // Концепции развития российского законодательства. - M., 1998.

 

Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М.: Наука, 1982.

 

Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебное пособие. - M., 2003.

 

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2001.

 

 Черданцев А.Ф. Юридическая техника / Общая теория государства и  права. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.,1998. - T.2.

 

 

 

 

1 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. С.256.

2 Лукич Р. Методология права. М., 1981. C.215.

3 Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества.  М.,  1976.  С. 85.

4Нерсесянц В. Проблемы общей теории государства и права. М., 2002. С. 118.

5 Там же, с. 126.

6 Гродзинский М. М. Законодательная техника. М., 2007.  С.102.

 

7 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 2001. С. 107.

 

8 Морозова Л.А. Теория государства и права.  М., 2002.  С.83.

9 Абдулаев Н.Д. Диалектика правотворчества.  Баку, 2006. С.47.

10 См.: Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2005. С. 67.

11 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева. М., 2003.

12 Научные основы правотворчества./ Под ред. Р.О. Холорина. М., 1998. С.37.

13 Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского. М., 2006. С. 84.

14 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2004. С. 116.

15 Общая теория права. / Под ред. В.К. Бабаева. Новгород, 2006. С.93.

16 Закон РФ «О референдуме Российской Федерации» от 10.10.95г.//Собрание законодательства РФ. 1995. №42. Ст. 3921.

17 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 154.

18 Большой юридический словарь. /Под ред. А.Я.Сухарева. М., 2003. С. 108.

19 Научные основы правотворчества./Под ред. Р.О. Холорина. М., 1995. С.36.

20 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 2001.  С. 115.

 


 



Информация о работе Категория правотворчества в юридической науке