Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества в России. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
-охарактеризовать основные категории;
-изучить общее понятие правотворчества, его виды и принципы;
-обозначить характерные черты правотворчества в российском государстве
Введение ……………………………………………………………………….2
1. Понятие правотворчества……………………………………………………6
2. Принципы и виды правотворчества. ………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………...22
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах - основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность18. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают следующие19:
1. Принцип законности выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и, прежде всего на Конституции. Разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.
Законность правотворчества проявляется также в строгой иерархии принимаемых нормативно-правовых актов: каждый вновь принятый акт должен согласовываться с ранее принятыми либо вносить в них прямые изменения.
2. Научный характер правотворчества должен учитываться на всех этапах подготовки юридических актов: от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через социологические исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.
Требование научности к правотворчеству особенно возрастает в наши дни, когда перспективы развития рыночных, национальных государственных, социально-бытовых отношений четко не определены. Значительно повысило бы научный характер правотворчества и планирование законодательной работы. Не может быть научно обоснованным и продуманным законодательный акт, решение, о принятии которого созрело скоропалительно.
3. Связь с правоприменительной практикой. Именно правоприменительная практика дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. Законодатель должен постоянно отслеживать процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.
4. Принцип демократизма проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а так же в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации - постоянно действующий законодательный орган. Иной стала так же процедура разработки и принятия законопроектов: она стала более обстоятельной и гласной.
Наиболее эффективно выявлять истинные стремления и волю народа позволяет всенародное голосование (референдум) - один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993г. была принята Конституция Российской Федерации.
5. Принцип использования правового опыта. Всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.
В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой правотворческий опыт. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации. В новом ГК появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр.)20.
В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска утверждения соответствующих начал законодательной деятельности.
Заключение
Итак, в заключение работы подведем итоги проделанному исследованию.
Как мы определили, под правотворчество необходимо понимать организационно-оформленную деятельность государства по возведению, государственной воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих.
Правотворчество в правовой сфере - государственная деятельность, завершающая процесс формирования права. Правотворчество, которое основано на определенных принципах - одно из важных направлений любого государства. Оно всегда было, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства. Логическим завершением правотворчества, которое позволяет создать стройную, работающую систему законодательства является систематизация нормативно-правовых актов.
Список литературы
Абдулаев Н. Д. Диалектика правотворчества. Баку. 2006
Большой юридический словарь//Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. М. 2003г.
Бережков А. Г. Теоретические проблемы правоприменения и формирования содержания права // Вести Московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 4
Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства: Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева.- М.: Юрид. лит., 1994.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2000.
Гродзинский М. М. Законодательная техника. М. 2007.
Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 2000.
Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) /Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Формула права, 2000.
Казьмин И. Ф. Научная концепция акта о правотворческой деятельности. Проблемы совершенствования законодательства. М. 2004.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник, 6-е изд., дополненное. СПб.: Издательство Юридического института Санкт-Петербург, 2001.
Лукич Р. Методология права. М., 1981.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2001.
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М. 2002
Научные основы правотворчества./Отв. ред. Р.О. Халорина. М.: Юрид. лит., 1981.
Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М. 2001
Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. - М., 2000.
Нерсесянц В. Проблемы общей теории государства и права. М., 2002.
Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В.Лазарева. М. 2000.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М, 1996.
Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества. М., 1976.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.
Тихомиров Ю.А. Законодательная техника как фактор эффективности законодательной и правоприменительной деятельности / Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. B.M. Баранова. - Н. Новгород. 2000.
Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Концепции развития российского законодательства. - M., 1998.
Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М.: Наука, 1982.
Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебное пособие. - M., 2003.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2001.
Черданцев А.Ф. Юридическая техника / Общая теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.,1998. - T.2.
1 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. С.256.
2 Лукич Р. Методология права. М., 1981. C.215.
3 Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества. М., 1976. С. 85.
4Нерсесянц В. Проблемы общей теории государства и права. М., 2002. С. 118.
5 Там же, с. 126.
6 Гродзинский М. М. Законодательная техника. М., 2007. С.102.
7 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 2001. С. 107.
8 Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. С.83.
9 Абдулаев Н.Д. Диалектика правотворчества. Баку, 2006. С.47.
10 См.: Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2005. С. 67.
11 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева. М., 2003.
12 Научные основы правотворчества./ Под ред. Р.О. Холорина. М., 1998. С.37.
13 Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского. М., 2006. С. 84.
14 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2004. С. 116.
15 Общая теория права. / Под ред. В.К. Бабаева. Новгород, 2006. С.93.
16 Закон РФ «О референдуме Российской Федерации» от 10.10.95г.//Собрание законодательства РФ. 1995. №42. Ст. 3921.
17 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 154.
18 Большой юридический словарь. /Под ред. А.Я.Сухарева. М., 2003. С. 108.
19 Научные основы правотворчества./Под ред. Р.О. Холорина. М., 1995. С.36.
20 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 2001. С. 115.
Информация о работе Категория правотворчества в юридической науке